Динамика вариативности индекса готовности к обучению и интегрального показателя успешности усвоения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика вариативности индекса готовности к обучению и интегрального показателя успешности усвоения



В течение первого года обучения

П/п

Показатели вариативности

Индекс готовности к обучению (ИГ)

Интегральный показатель успешности усвоения (ИПУ)

Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года
1 Средний показатель 30 68 26 72
2 Дисперсия (s) 7,3 4,9 5,9 8,5
3 Отклонение от среднего значения 6,6 4,2 5,6 7,8

 

Это еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о том, что психологическая структура учебной деятельности в процессе обучения приобретает свойства системы: достижение результата деятельности на этой стадии обеспечивается не отдельными УВК, а их комплексами, начинают действовать компенсаторные механизмы, формируется индивидуальный способ деятельности.

В - четвертых: в группе «успешных» учащихся в начале обучения наибольший вес в психологической структуре учебной деятельности имеет функциональный блок «представления о содержании и способах выполнения деятельности»; в конце обучения – блок «цель учебной деятельности» (табл.5).

Таблица 5

Средние значения развития УВК в функциональных

Блоках психологической структуры учебной деятельности в группах «успешных» и «неуспешных» учащихся

(серия А и серия Б)

№ блока

Функциональные блоки психологической структуры учебной деятельности

Средние значения развития УВК в группах учащихся

Серия А

Серия Б

А1 А2 Б1 Б 2 I Личностно-мотивационный 57,7 41,3 47,7 51,2 II Целевой 58 41,9 55 44,9 III   Представления о содержании учебной деятельности 65 34,9 53 46,9   IV   Информационная основа деятельности 58,7 40,3 52,3 46,7   V Управление деятельностью 54,5 44,5 52 47,9

Примечание: А1 – «успешные» в серии А; А2 – «неуспешные» в серии А; Б1 – «успешные» в серии Б; Б2 – «неуспешные» в серии Б.

 

Эти данные означают, что в начале года лучшие результаты показывают учащиеся, имеющие больший объем учебных знаний и навыков, т.е. «более обученные» в подготовительный к школе период. В конце первого года обучения лучшие результаты демонстрируют те учащиеся, у которых в большей степени сформирована способность принимать учебную задачу, и, следовательно, обладающие более высоким уровнем учебной деятельности. Этот вывод подтверждают данные о том, что почти половина «успешных» в начале обучения учащихся в конце учебного года оказалась в группе «неуспешных». Это те дети, которых «готовили» к школе путем прямого обучения чтению, письму и счету, при этом развитию собственно психологической основы школьного обучения внимания уделялось недостаточно. Эти первоклассники, придя в школу, не учились, а демонстрировали уже имеющиеся у них знания, что послужило причиной меньшей эффективности процесса формирования учебной деятельности.

В ходе исследования динамики структуры УВК в процессе первоначального обучения были выявлены изменения учебной деятельности учащихся, которые могут рассматриваться как устойчивые тенденции психического развития детей в условиях школьного обучения. Закономерный характер выявленных тенденций подтверждается данными исследований первоначального этапа обучения [3, 8, 13, 15, 16, 45, 52 и др.] и процесса профессионального обучения [49], это позволяет сделать вывод о том, что выявленные в исследовании стадии формирования психологической структуры учебной деятельности следует отнести к общим (всеобщим) закономерностям системогенеза учебной деятельности.

 

Условия и факторы формирования

Психологической структуры учебной деятельности

В младшем школьном возрасте

Формирование психологической структуры учебной деятельности и готовности к школьному обучению детерминировано совокупностью сложно взаимодействующих внешних и внутренних, по отношению к субъекту деятельности, условий. Показатели социальных и биологических условий индивидуального развития не входят в психологическую структуру учебной деятельности. Однако, учитывая их роль в формировании учебной деятельности, мы рассмотрели их связи с компонентами ПСДу. В основной серии исследования было установлено, что к концу первого года обучения «вес» биологических условий развития возрастает с 11 до 16 усл. ед., а социальных - снижается с 7 до 3 усл. ед. Социальные факторы в основной серии исследования отражали, главным образом, семейную ситуацию развития ребенка. Снижение роли социальных факторов совпадает с повышением веса таких качеств, как «отношение к взрослому» (учителю) и «отношение к школе». Эти изменения, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в первые месяцы обучения в школе у учащихся еще не сформированы адекватные учебной деятельности формы общения с учителем, отношение к школе имеет обобщенный и недифференцированный характер. На этом этапе велика роль родителей, их помощи ребенку в усвоении программы. В процессе обучения устанавливаются необходимые взаимоотношения ученика и учителя, повышается самостоятельность учащегося в усвоении знаний, складывается вполне определенное отношение к школе и учению, при этом влияние родителей на успешность обучения снижается.

В отечественных и зарубежных публикациях влияние семьи на индивидуальное развитие ребенка и его школьную успеваемость принято считать важным, особенно в начале школьного обучения. Среди наиболее значимых объективных показателей семейной ситуации развития выделяют состав семьи, образование и профессиональный статус родителей, материально-бытовые условия [27,28, 54, 55 и др.]. В литературе нет единого мнения о влиянии здоровья и физического развития детей на успешность их обучения в школе. Большинство авторов считают, что любые отклонения в здоровье, так или иначе, оказывают свое негативное влияние на школьную успеваемость [1, 2, 5, 10, 28, 30 и др.]. Другие полагают, что это влияние неоднозначно, нет прямой зависимости между состоянием здоровья, физическим развитием и успешностью школьного обучения [20, 56].

Для проверки гипотезы о влиянии состояния здоровья и объективных показателей семейной ситуации развития ребенка на успешность обучения в первоначальный период было проведено исследование в первых классах четырехлетней начальной школы г. Ярославля. В ходе исследования ставилась задача провести анализ взаимосвязей интер- и интраиндивидуальных условий развития учащихся на первоначальном этапе обучения. Рассматривались показатель состояния здоровья (СЗ); показатель семейных условий развития (СУР); интегральный показатель успешности усвоения учебного материала (ИПУ); индекс стартовой готовности к обучению в школе (ИГ), отражающий общий уровень сформированности учебной деятельности. Показатель состояния здоровья учащихся определялся как суммарный балл по трем параметрам: группа здоровья; частота заболеваний в период обучения; результат теста «10 слов» (показатель функционального состояния головного мозга). Интегральный показатель успешности усвоения учебного материала представлял собой суммарную экспертную оценку учителем по 10-балльной шкале успешности усвоения чтения, письма и математики каждым учащимся класса. При подсчете показателя семейной ситуации развития учитывались условия, которые, в соответствии с литературными данными, оказывают наиболее существенное влияние на психическое развитие ребенка: состав семьи; образование родителей; наличие негативных условий (безработные родители, алкоголизм в семье, жестокое обращение с ребенком и др.). Индивидуальный индекс готовности к обучению, отражающий общий уровень развития учебной деятельности учащегося, определялся по стандартизированной методике, разработанной на основе экспериментальной процедуры основной серии исследования [31].

В конце первого учебного полугодия на уровне класса выявлена значимая корреляция между показателем успешности усвоения и индексом готовности к обучению: r (ИПУ – ИГ) = 0,75 (Р>0,99). Корреляции показателя здоровья и семейных условий развития с успеваемостью и индексом готовности к обучению на уровне целого класса оказались незначительными: r (СЗ – ИПУ)= 0,12; r (СЗ – ИГ) = 0,33; r (СУР – ИПУ) = 0,13; r (СУР – ИГ) = 0,32. В силу того, что полученный результат явно противоречит данным целого ряда публикаций, возникла необходимость в проведении углубленного анализа экспериментальных данных с применением методического приема разделения исследуемой выборки на противоположные группы. Учащиеся класса были разделены на две одинаковые по численности группы: «готовых» к обучению (ИГ – выше среднегруппового значения) и «не готовых» к обучению (ИГ – ниже среднего). Корреляционный анализ, проведенный раздельно в группах «готовых» и «неготовых», позволил выявить ряд важных закономерностей. В группе «неготовых» получены значимые корреляции индекса готовности и показателя успешности усвоения: r (ИПУ – ИГ) = 0,78 (Р>0,99); индекса готовности и показателя здоровья: r (ИГ – СЗ) = 0,79 (Р>0,99); показателя здоровья и успеваемости: r (СЗ – ИПУ) = 0,63 (Р>0,95). При этом взаимосвязь семейных условий развития с успеваемостью и индексом готовности практически отсутствует: r (СУР- ИПУ) = 0,18; r (СУР – ИГ) = 0,12. В группе «готовых» к обучению учащихся имеют место противоположные зависимости: слабые корреляции индекса готовности и показателя успешности усвоения: r (ИПУ – ИГ) = 0,21; показателя здоровья с успеваемостью и индексом готовности: r (СЗ – ИПУ) = 0,33; r (СЗ – ИГ) = 0,32. Вместе с тем корреляции семейных условий развития с индексом готовности и успеваемостью оказались значимыми: r (СУР – ИГ) = 0,64 (Р>0,95); r (СУР – ИПУ) = 0,61 (Р>0,95). При этом число учащихся с низкими показателями семейной ситуации развития и состояния здоровья в обеих группах практически одно и то же (Табл. 6).

 

Таблица 6



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.008 с.)