Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности и принципы процессов воспитания и самовоспитания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель - формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания - эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом. Закономерности эффективность воспитания зависит от: 1. сложившихся воспитательных отношений. 2. соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. 3.соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. 4. совокупного действия объективных и субъективных факторов. 5.интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. 6. активности его участников в педагогическом взаимодействии. 7. эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения. 8. качества воспитательного воздействия. 9. интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника 9. сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников. 10. интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками Принципы воспитания – это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер. Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить главные принципы: 1.Общественная направленность воспитания – требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. 2.Опора на положительное: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества 3.Гуманизация воспитания – уважение его прав и свобод. 4.Личностный подход 5. Единство воспитательных воздействий – это единство усилий школы, семьи и общественности. Важнейшие задачи воспитания: 1. Формирование трудовых и жизненных навыков (творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, умения прогнозировать личные и коллективные результаты деятельности, способности к профессиональному самосовершенствованию). 2. Формирование способности проявлять себя в качестве субъекта творческой деятельности, коммуникации, культуры; вырабатывать и ставить перед собой цели, давать оценку, мотивировать и обдумывать оптимальные решения, планировать организацию своей деятельности. 3. Развитие чувства прекрасного посредством творческого характера деятельности. Особенности воспитания как процесса: 1. Многофакторность. На него оказывают влияние природная среда, иерархия общественных ценностей, государство, семья, школа, общественные организации, СМИ, искусство и т.д. 2. Диалектичность (динамичность, подвижность, изменчивость в зависимости от условий конкретной ситуации, возраста воспитанников, личности воспитателя и т.д.). Противоречия, с одной стороны, являются движущей силой воспитания, а с другой, могут его тормозить (например, противоречие между словом и делом). 3. Длительность. 4. Непрерывность. 5. Комплексность. 6. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. 7. Двусторонний характер. Большое значение имеет обратная связь. В процессе воспитания меняется не только воспитанник, но и воспитатель. Этапы процесса воспитания: 1. Овладение знаниями норм и правил поведения (просвещение, то есть ознакомление с общими нормами и требованиями, правилами поведения). 2. Формирование убеждений (знание должно перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни). Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности. Компоненты самовоспитания: 1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи; 2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию; 3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности; 4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности. Виды самовоспитания: 1) интеллектуальное (хорошо развитая устная речь; письменная речь; глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования) 2) эстетическое (умение установить и поддержать контакт с собеседником; умение привлечь и удерживать внимание собеседника; воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям) 3) физическое (присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость; поднятие общего тонуса; умение обращаться с собственным телом; поддержание нормальной спортивной формы) 4) психологическое (умение длительно концентрироваться; умение снимать психологическое напряжение; стремление понимать состояние учеников; правильное общение с родителями и коллегами). Философские концепции, их значение для теории и практики воспитания цели ее воспитания Основные философские концепции воспитания (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, гуманизм) – это совокупность теоретических представлений о том: n что представляет собой личность; n суть ее потребностей; n модус (способ) ее поведения; n цели ее воспитания. Прагматизм [лат. pragmatismus – дело, действия] известен также как «профессионализм» (или прогрессивное воспитание), «инструментализм», «экспериментализм», сторонники Американский педагог и психолог Джон Дьюи (1859-1952) и У.-Х. Килпатрик (1871-1965) – ученик и последователь Дж. Дьюи Сущность воспитания определяли как -Природосообразный процесс, поощряющий присущие растущей личности деятельностные задатки и потребности -Процесс воспитания – это организация деятельности ребенка в социальной среде -Важным средством обучения и воспитания считается проектная деятельность школьников. -Различаются 4 вида проектов. Виды проектов: -созидательный (производительный) -потребительский (его цель –потребление в широком смысле слова, включая развлечения) -проект решения проблем (или каких-либо интеллектуальных затруднений) -проект-упражнение. Неотомизм [от греч. neos – новый и имени Thomos - Фома] наиболее авторитетное современное течение в католической философии воспитания, последователи: Э.Жильсон (Франция), Ж.Маритен (Франция), М.Кромпец (Польша). Идеи неотомизма активно проповедовал Папа Римский Иоанн Павел (К. Войтыла). Неотомизм как философская основа воспитания пережил обновление основоположений Аквината («Фома Аквинский») за счет ассимиляции с: - антропоцентрическими теориями; - феноменологическим подходом; - персоналистической идеей В настоящее время неотомизм рассматривает воспитание сквозь призму человеческого существования Основные идеи неотомизма: человек – неотъемлемое звено иерархии форм бытия, сотворенного Богом; человек – сложная субстанция, состоящая из двух простых: души и тела; душа – основа личности; телесное начало связывается с индивидуальностью. Современные неотомисты пропагандируют солидаризм как инструментарий воспитания. Солидаризм – это способ взаимодействия, основанный на христианских принципах любви к ближнему. Неотомизм развивает идеи гармонизации в школьном образовании научных знаний и религиозной веры при разграничении «истин разума» и «истин веры». Экзистенциализм [от лат. exsistentia – существование] как теория и практика воспитания возникла накануне первой мировой войны, представители Бердяев Н.А. (1859-1952), Хайдеггер М. (1889-1976), Ясперс К. (1883-1969). Исходной точкой воспитания экзистенциолисты считают самое личность: «Человек есть то, что он сам из себя делает». Цель воспитания – помощь растущей личности в реализации ее потребности стать индивидуальностью, т.е. быть такой, а не иной. Воспитание – это «создание себя», «выбор себя из разнообразных форм и содержаний». Истина субъективна, постигается она углублением в себя; в структуру своих переживаний в процессах взаимодействия с окружающей средой (другим, группой, коллективом). Задача педагога – научить растущего человека творить себя как личность. Для этого разъяснять воспитанникам суть морального выбора, его сложность, поскольку выбор связан с ответственностью. Основным методом воспитания сторонники экзистенциализма считают метод свободного диалога, главным содержанием которого служит умело поставленные педагогам вопросы. Гуманизм [лат. humanus – человечный] совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о его разностороннем развитии. Цель воспитания – создание условий для самосовершенствования, постоянного роста и развития индивида и общества. Идеалом воспитания является активно действующая личность, активность которой проявляется в праве самостоятельно принимать ответственные решения, способные обеспечить гармоничную социальную адаптацию к существующей общественной системе. Неопозитивизм э та школа имеет и другие названия, такие, как логический позитивизм, современный эмпиризм, представители Мориц Шлик (1882-1936 гг.), Филипп Франк (1884-1966 гг.) Неопозитивисты считали, что есть только два вида научного знания, научных высказываний, обладающих знанием: 1) все то, что относится к частным дисциплинам, – все эмпирические науки; 2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания. Основная цель философии науки – рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний. Для достижения которой, неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. verus – истинный и facio – дело) – подтверждение. Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу. 1. Единство целей, содержания и методов воспитания. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе. 3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. 4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. 5. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 6. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. 7. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. 8. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 9. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 10. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. 11. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Содержание, методы и формы организации воспитательной работы с учащимися. Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания. Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд. Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе. В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования всех уровней системы образования. Основная задача, которую решает Кодекс, – обеспечение стабильности системы образования. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне. Кодекс состоит из: Общей и Особенной частей. В Общей части раскрыты права и обязанности обучающихся, их законных представителей, педагогических работников; дан полный перечень договоров в системе образования; приведены требования к образовательному процессу и обеспечению его качества; введена дисциплинарная ответственность обучающихся; показаны способы финансирования и материально-технического обеспечения системы образования. Содержание Особенной части включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей. Ведущие современные зарубежные концепции воспитания и развития детей: - Компенсаторное воспитания – предусматривает разработку и внедрение в процесс воспитания и развития детей интеграционных программ, которые будут учитывать особенности развития детей, их возрастные возможности и потребности. Данные программы позволят всем детям, вне зависимости от их развития принять участие в организованном воспитательно-образовательном процессе. Компенсаторное воспитания предполагает деление детей на группы и классы, в зависимости от уровня их развития (одаренные дети; дети с нормальным и средним развитием; дети, имеющие определенные проблемы в развитии и т.д.). - Воспитание, направленное на развитие самостоятельной познавательной активности – предусматривает смещение акцента на «обучении обучению». Основной задачей педагога является формирование у детей навыков самообучения, самовоспитания и саморазвития. Перед детьми стоит цель не просто овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками, а научиться получать их самостоятельно. - Активное сотрудничество с родителями воспитанников, по вопросам, связанных с воспитанием и развитием детей, на всех этапах образования. С этой целью все чаще в странах Европы и США организуются специальные центры, задачей которых является максимальное раскрытие и развитие воспитательного потенциала родителей, а также успешная интеграция семьи и самого ребенка в современное общество. - Активное использование инновационного метода «Хай скоуп», разработанного в 90-е годы в США. Данный метод ориентирован на воспитание у детей чувства ответственности и свободы, посредством организации разнообразных видов деятельности и сотрудничества со взрослыми. В процессе воспитания недопустимо критиковать ребенка, тем самым формируя у него комплексы, необходимо ему доверять и хвалить. - Использование метода проектирования в рамках самообучения – предусматривает самостоятельную работу детей над конкретной темой или проблемой. Задача педагога оказывать необходимую посильную помощь, направлять детей и руководить процессом. - Теория свободного воспитания – является распространенной концепцией воспитания во Франции. Данная концепция предполагает спонтанное (природное) развитие ребенка. Задача взрослого ненавязчиво создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться в соответствии с его возможностями и потребностями, без применения «насилия» и насаждения каких-либо идей, программ и рамок (шаблонов). - Разновозрастное воспитание и развитие – концепция является наиболее популярной в Германии. В основе концепции заложено то, что дети разных возрастов объединяются в группы по интересам и способностям. Тем самым воспитания разновозрастных детей с общими интересами способствует тому, что у них развиваются определенные способности и предрасположенности, а также дети учатся друг от друга в процессе взаимодействия. Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.). Классификация методов обучения в педагогике: – По источникам знаний (словесные, наглядные, практические методы). – По дидактическим целям (методы изучения теоретических знаний; формирования умений и навыков; осмысления, углубления и обобщения знаний; контроля и коррекции). – По логической основе (методы индуктивные, дедуктивные, индуктивно-дедуктивные, аналитические, синтетические). – По уровню познавательной активности и самостоятельности слушателей (репродуктивные, эвристические, исследовательские методы). В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников. • Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др. • Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, "капустники", КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др. • Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др. Классификация форм воспитательной работы по Е. В. Титовой: • Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п. • Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе. • Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Функции форм воспитательной работы: • организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками; • регулирующая — та или иная форма определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками; • информативная — сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности. Формы воспитательной работы, как и формы обучения, могут дополнять друг друга, переходить одна в другую. Включением воспитанников во все многообразие перечисленных форм решаются такие задачи во внеклассной воспитательной работе: • осуществлять всестороннее воспитание учащихся; • способствовать проявлению их общественной и познавательной активности; • пробуждать и углублять интерес учащихся к различным областям знаний и видам деятельности; • выявлять и развивать способности и наклонности детей; • осуществлять профессиональную ориентацию школьников; • культурно организовывать досуг. Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия. Цель воспитательной работы: Создание условий для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа. Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.01 с.) |