Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Психолого-педагогически причины неуспеваемости школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Психолого-педагогически причины неуспеваемости школьников.



Н. А. Менчинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Итак, обучаемость — это способность человека к научению. Обучаемость — это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Умственное развитие — это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что более высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью. Умственное развитие повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой.

Для выявления обучаемости необходим только обучающий эксперимент. Уровень обучаемости учащихся часто не совпадает с успеваемостью. Успеваемость — это оценка учебных достижений ребенка, выраженная в пятибалльной системе. Тщательного изучения и выяснения причин требуют все случаи неуспеваемости и второгодничества. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной (учебной) программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами.

Различают следующие группы неуспевающих школьников:

·  педагогически запущенные дети;

· умственно отсталые дети, перенесшие заболевания во внутриутробном периоде своего развития, при рождении или в самом раннем возрасте, которые остановили нормальное развитие головного мозга;

· ослабленные дети, которые под влиянием заболевания быстро теряют работоспособность, воспринимают учебный материал лишь в течение 20-30 минут, а на последних уроках работать совсем не могут.

По данным литературных источников можно выделить следующие основные причины школьной неуспеваемости:

1. она может быть связана с индивидуальными особенностями детей, куда включаются и физиологические (общая слабость здоровья, болезни нервной системы и т. д.), и психологические (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и т. д.) причины;

2. немаловажное значение имеют социально-бытовые причины, такие как неблагополучные условия жизни, материальная обеспеченность родителей, отсутствие домашнего режима и т. д.;

3. ещё одну группу составляют педагогические причины, в которые включают недостатки преподавания отдельных предметов, неправильный перевод в следующий класс, пробелы в знаниях за предыдущие годы.

Работа учителя, психолога с неуспевающими школьниками.

Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

1)Изучить особенности неуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

2)Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

3)Разработать коррекционно - развивающую работу для организации учебного процесса, которая позволит повысить мотивацию у неуспевающих учеников.

4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

 

15. Психологические особенности педагогической оценки. Функции, виды и типы педагогических оценок (Б.Г. Ананьев).

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т. е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания — исправлению, или коррекции, отрицательных. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием

Существуют разные виды педагогических оценок:

предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ирония, упреки, нотация, одобрение, подкрепление и наказание.

1. Предметные оценки - касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает.

2. Персональные оценки - относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п.

3. Материальные оценк и - включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.

4. Моральные оценки - педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

5. Результативная оценка - относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая

другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

6. Процессуальная оценка - относятся к процессу. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

7. Количественная - соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

8. Качественная - касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.

«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.

Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение)

Отметка - это цифровое выражение знаний уча щихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.

Ананьев Б.Г. рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития:

Парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса);

Б.Г.Ананьев выделил 3 типа парциальных оценок:

1) исходные: а) отсутствие оценки; б) опосредованная оценка; в) неопределенная оценка;

2) отрицательные: а) замечание (обращение не к знаниям, а к форме поведения); б) отрицание (слова или фразы, указывающие на неправильность хода решения задачи); в) порицание (оценка не знаний, а личности ученика с включением сарказма, угрозы, нотации и упрека);

3) положительные: а) согласие; б) ободрение; в) одобрение (эти оценки несут стимулирующую и ориентирующую функции и воздействуют на самооценку, уровень притязаний и эмоционально-волевую сферу ребенка)

Оценка включает квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на личность ребенка. Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно - познавательной и личностно-развивающей деятельности. С возрастом у ребенка

1. растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков.

2. в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности.

3. по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов.

4. намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.015 с.)