Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Психолого-педагогически причины неуспеваемости школьников.
Н. А. Менчинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Итак, обучаемость — это способность человека к научению. Обучаемость — это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Умственное развитие — это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что более высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью. Умственное развитие повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для выявления обучаемости необходим только обучающий эксперимент. Уровень обучаемости учащихся часто не совпадает с успеваемостью. Успеваемость — это оценка учебных достижений ребенка, выраженная в пятибалльной системе. Тщательного изучения и выяснения причин требуют все случаи неуспеваемости и второгодничества. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной (учебной) программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами. Различают следующие группы неуспевающих школьников: · педагогически запущенные дети; · умственно отсталые дети, перенесшие заболевания во внутриутробном периоде своего развития, при рождении или в самом раннем возрасте, которые остановили нормальное развитие головного мозга; · ослабленные дети, которые под влиянием заболевания быстро теряют работоспособность, воспринимают учебный материал лишь в течение 20-30 минут, а на последних уроках работать совсем не могут. По данным литературных источников можно выделить следующие основные причины школьной неуспеваемости:
1. она может быть связана с индивидуальными особенностями детей, куда включаются и физиологические (общая слабость здоровья, болезни нервной системы и т. д.), и психологические (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и т. д.) причины; 2. немаловажное значение имеют социально-бытовые причины, такие как неблагополучные условия жизни, материальная обеспеченность родителей, отсутствие домашнего режима и т. д.; 3. ещё одну группу составляют педагогические причины, в которые включают недостатки преподавания отдельных предметов, неправильный перевод в следующий класс, пробелы в знаниях за предыдущие годы. Работа учителя, психолога с неуспевающими школьниками. Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. Задачи: 1)Изучить особенности неуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации. 2)Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися. 3)Разработать коррекционно - развивающую работу для организации учебного процесса, которая позволит повысить мотивацию у неуспевающих учеников. 4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду. 5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
15. Психологические особенности педагогической оценки. Функции, виды и типы педагогических оценок (Б.Г. Ананьев). Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т. е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания — исправлению, или коррекции, отрицательных. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием
Существуют разные виды педагогических оценок: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ирония, упреки, нотация, одобрение, подкрепление и наказание. 1. Предметные оценки - касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает. 2. Персональные оценки - относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. 3. Материальные оценк и - включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей. 4. Моральные оценки - педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. 5. Результативная оценка - относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто. 6. Процессуальная оценка - относятся к процессу. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата. 7. Количественная - соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п. 8. Качественная - касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства. «Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. «Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. «Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке. Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение) Отметка - это цифровое выражение знаний уча щихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки. Ананьев Б.Г. рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития: Парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса);
Б.Г.Ананьев выделил 3 типа парциальных оценок: 1) исходные: а) отсутствие оценки; б) опосредованная оценка; в) неопределенная оценка; 2) отрицательные: а) замечание (обращение не к знаниям, а к форме поведения); б) отрицание (слова или фразы, указывающие на неправильность хода решения задачи); в) порицание (оценка не знаний, а личности ученика с включением сарказма, угрозы, нотации и упрека); 3) положительные: а) согласие; б) ободрение; в) одобрение (эти оценки несут стимулирующую и ориентирующую функции и воздействуют на самооценку, уровень притязаний и эмоционально-волевую сферу ребенка) Оценка включает квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на личность ребенка. Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением. Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно - познавательной и личностно-развивающей деятельности. С возрастом у ребенка 1. растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков. 2. в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. 3. по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов. 4. намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.015 с.) |