Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н. Леонтьев). Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие. Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи: · получение знаний (проведение исследований, экспертиз и так далее); · передача имеющихся знаний в течение образовательно-воспитательного процесса; · распространение знаний (издание учебников, написание научных статей); · воспитание учащихся; · формирование и развитие личности детей. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. 1. В целеполагающую группу входят следующие функции: · ориентационная; · развивающая; · мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); · информационная. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции: · конструктивная; · организаторская; · коммуникативная; · гностическая. Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний. Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п. Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В.Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный. III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный. IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный. V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его "личностная направленность". По мнению Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. По мнению Л.М. Митиной, стремление преподавателя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности действительно является показателем педагогической направленности. Направленность - интегральная характеристика труда, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. Типы педагогической направленности можно дифференцировать по критерию предметного содержания педагогической деятельности, по отношению к которой более ярко выражена направленность по сравнению с другими видами деятельности учителя. А. К. Маркова выделяет такие виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию Н.В. Кузьмина, С.А. Зимичева, Г.А. Томилова в структуру включают такие параметры: ◘ наличие и объект педагогической направленности (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности); ◘ обоснованность (характеризует объем класса объектов, к которым имеется направленность);
◘ осознанность; ◘ готовность к педагогической деятельности; ◘ валентность как степень связанности педагогической направленности с направленностью на искусство, литературу; ◘ удовлетворенность профессией учителя; ◘ сопротивляемость трудностям, гражданственность; ◘ целеустремленность; ◘ потребность в педагогической деятельности; ◘ продуктивность в работе; ◘ возможность видеть и оценивать производительность своего труда. Мотивационно - потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б.Орлову. А.Б. Орлов описывает основные центраций: 1. Эгоистическая - на интересах своего «Я». 2. Бюрократическая - на интересах администрации, руководителей. 3. Конфликтная - центрация на интересах коллег. 4. Авторитетная - на интересах, запросах родителей учащихся. 5. Альтруистическая - на интересах (потребностях) учащихся. 6. Познавательная - на требованиях средств обучения и воспитания. Важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы.
2 0. Общая характеристика педагогического общения. Функции и средства педагогического общения.
Педагогическое общение — это специфическое межличностное взаимодействие педагога и ученика, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое общение (по А. А. Леонтьеву) — профессиональное общение педагога с учащимися, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимся. Педагогическое общение (по В. А. Канн-Калику) — это система, приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержание которого — обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Согласно Я. Л. Коломинскому и А. А. Реану, педагогическому общению свойственна преднамеренность и непреднамеренность. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения) Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Процесс педагогического общения может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга 2) отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов. Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия. Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся, в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития), и на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося.. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: -учебно-дисциплинарную; -личностно ориентированную. Основными функциями педагогического общения являются: 1. Информационная функция. В учебном процессе трансляция учебной информации учащимся осуществляется учителем, а также посредством различных информационных средств (учебник, учебное пособие, электронные носители информации, таблицы,схемы, графики, рисунки и т.п 2. Воспитательная функция общения реализуется в ежедневном взаимодействии педагога со своими воспитанниками в различных видах деятельности. 3. Социальная функция общения, ее реализация способствует вхождению ребенка в общество, его адаптации к различным социальным ролям, формирует способность к установлению межличностных контактов. Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов). М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком…". Она выделяет 3 основных категории средств общения: экспрессивно - мимические средства (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно - действенные средства (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения, приближение, удаление, вручение предметов, позы, выражающие протест) и речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Известный психолог в. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: – общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; – общение на основе дружеского расположения; – общение-дистанция; – общение-устрашение; – общение-заигрывание Я.Л.Коломинский, Н.А.Березовин в своей работе описали типологию стилей отношения учителя к классному коллективу. 1. Устойчиво-положительный. 2.Пассивно-положительный.3. Неустойчивый. 4. Пассивно-отрицательный.5. Устойчиво-отрицательный. В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных профессиональных компонента: Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов. Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника. Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией. Функции и коммуникативные качества педагогической речи Педагогическая речь, являясь частным случаем публичной речи, выполняет целый ряд учебно-воспитательных функций. Можно выделить три основные функции педагогической речи. 1.Первая функция - обеспечение полноценной передачи знаний. Часто знания закрепляются надолго в памяти учащихся благодаря особенностям педагогической речи: эмоциональной окраске, интонации, ритмичности. Речь не только информирует, но воздействует на сознание, чувства, побуждает к размышлению и поступку. 2.Педагогическая речь должна, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит её с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо её учитывать, продумывая и содержание речи, и её темп, ритм, логику, доступность. 3.Третья функция направлена на обеспечение продуктивных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Речь педагога исполняет роль регулятора этих отношений. На взаимоотношения влияет и то, как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.053 с.) |