Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения.



Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную.

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

– приобретение знаний;

– формирование умений и навыков;

– применение знаний;

– творческая деятельность;

– закрепление;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:

– методов преподавания;

– методов учения.

В полинарной классификации методов обучения в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков.

Наглядность – это универсальное средство обучения и воспитания, которое точно отражает разнообразие определенных явлений, а также предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учениками настоящей реальности; оказывает сильное влияние на сенсорную сферу учащегося, отлично развивает его наблюдательность, воображение, мышление; эффективно стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развивать интерес к обучению; способствует обобщениям; улучшает качество усвоения и так далее.

Бывает: естественная (растения, животные, коллекция); Объемная (геометрические фигуры, чучела); Экспериментальная (опыты и эксперименты); Изобразительная (картины, фотографии, рисунки); Звуко-изобразительная (кино, телевидение); Звуковая (магнитофонные записи, радио); Символическая и графическая (графики, схемы); Внутренняя (образы).

К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:

· соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;

· доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;

· соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

· ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;

· согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;

· выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;

· пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования и т.д.

Технические средства обучения (ТСО) представляют собой совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебновоспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Основные классификации ТСО: 1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); 2) принципу устройства и работы; 3) роду обучения; 4) логике работы; 5) характеру воздействия на органы чувств; 6) характеру предъявления информации.

Мультимедийные приложения (продукты, программы) могут быть использованы для организации обучающей среды, применимой в разнообразных обучающих контекстах, в которых учащиеся усваивают учебный материал и участвуют в диалоге с соучениками и педагогами. Таким образом, учебные мультимедиа могут являться эффективным средством обучения.

Виды мультимедийных средств обучения (МСО): -y светотехнические (учебные видеофильмы, диафильмы и пр.); -y звукотехнические (учебные CD, магнитофонные записи, лингафонное оборудование и др.); -y средств программного обучения (обучающие программы, web-технологии, сайты, блоги, базы данных, форумы, чаты, тестовые модули и пр.).   

Компьютерное обучение – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Компьютерное обучение (как и программированное обучение) основано на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм предписывает учащемуся состав и последовательность учебных действий, строгое следование которым ведет к полноценному усвоению знаний и умений. В классе компьютеры учителя и учеников объединены в локальную сеть. Это позволяет учителю обмениваться информацией с учениками, а им между собой.

Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы. Рационализация учебной деятельности – это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов. Важное значение здесь имеет стиль мышления, ориентированный на оптимизацию деятельности; установка познавать и творить. Благодаря этому появляется возможность достижения конечной цели с наименьшими затратами сил (энергии), времени и материальных ресурсов. Признак рационализации – умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.009 с.)