Главной функцией методологии является определение стратегии научно-педагогического познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главной функцией методологии является определение стратегии научно-педагогического познания.



В структуре методологического знания педагогики выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание философского уровня - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. К основным источникам философского уровня относятся: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм.

Общенаучный уровень методологии представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (системный подход, кибернетика, синергетика и др).

Конкретно-научный уровень методологии представляет совокупность концепций, методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, в частности, личностноориентированный, предметноцентрированный, деятельностный и другие подходы в педагогике.

На технологическом уровне методологическое знание педагогики носит четко выраженный нормативный характер. Его содержание составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

В области педагогики под исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования. По направленности педагогические исследования:

- фундаментальные. Направлены на изучение моделей развития педагогических систем;

-      прикладные. Направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики.

По продолжительности времени исследования:

-      краткосрочные;

-      длительные.

С познавательной точки зрения исследования по глубине познания:

-      описательные (диагностические), направленные на определение уровня готовности к какому - либо виду деятельности;

-      экспликативные, объясняющие явления и их причины;

-      эвристические, направленные на открытие новых процессов.           

В зависимости от цели и задач исследования могут изучать предмет с разной мерой полноты: комплексные и частные.

Психолого-педагогическое исследование состоит из 5-ти этапов:

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования, новизна, значение для науки и практики.

2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

4 этап. Оформление результатов научного исследования.

5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных учреждений, школ, вузов и т.д.

Методы педагогического исследования – это совокупность приёмов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно –педагогических проблем.

Педагогические исследования осуществляются на двух уровнях:

-      теоретическом (изучение литературы): индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу; дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

-      эмпирическом (основанном на опыте): наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение педагогической документации, изучение продуктов деятельности ребёнка; изучение передового педагогического опыта, обобщение независимых характеристик, педагогический эксперимент (естественный - в условиях обычного образовательного процесса, лабораторный, естественный эксперимент может быть перекрёстный и параллельный).

Методы исследования, которые используются для обработки данных экспериментального исследования:

-      математические: регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – метод выявления наличия определённого качества у каждого члена группы.Ранжирование – метод ранговой оценки (в порядке убывания или нарастания).Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон (построение шкал);

-      статистические - при обработке массового материала для определения средних величин полученных показателей.

Тестирование - тесты успеваемости: тесты элементарных умений (чтение, письмо), тесты для диагностики уровня обученности – выявление степени усвоения знаний умений по всем учебным предметам. Кроме тестов используются тестовые задания:

1)    задания, требующие конкретных ответов на вопросы;

2)    задания, в которых надо заполнить пропуски;

3)    тестовые задания с выбором ответа.

Методы социометрии позволяют определить отношения и взаимоотношения детей в группе; аутосоциометрии испытуемые сами определяют взаимоотношения в своей группе.

Общетеоретические методы; анализ – выявление свойств, связей, отношений предмета; синтез – мысленное соединение данных частей в единое целое; сравнение – установление сходства и различия предметов, явлений, фактов; абстрагирование – извлечение какой-либо одной стороны свойства, признака; обобщение – группировка предметов, явлений по сходству основных признаков; индукция – обобщение, связанное с предвосхищением результатов на основе опыта; дедукция – выделение частного положения из общего путем логическим через цепь умозаключений.

Основной метод - теоретический анализ педагогических источников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.007 с.)