Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главной функцией методологии является определение стратегии научно-педагогического познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В структуре методологического знания педагогики выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание философского уровня - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. К основным источникам философского уровня относятся: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм. Общенаучный уровень методологии представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (системный подход, кибернетика, синергетика и др). Конкретно-научный уровень методологии представляет совокупность концепций, методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, в частности, личностноориентированный, предметноцентрированный, деятельностный и другие подходы в педагогике. На технологическом уровне методологическое знание педагогики носит четко выраженный нормативный характер. Его содержание составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. В области педагогики под исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования. По направленности педагогические исследования: - фундаментальные. Направлены на изучение моделей развития педагогических систем; - прикладные. Направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики. По продолжительности времени исследования: - краткосрочные; - длительные. С познавательной точки зрения исследования по глубине познания: - описательные (диагностические), направленные на определение уровня готовности к какому - либо виду деятельности; - экспликативные, объясняющие явления и их причины; - эвристические, направленные на открытие новых процессов. В зависимости от цели и задач исследования могут изучать предмет с разной мерой полноты: комплексные и частные. Психолого-педагогическое исследование состоит из 5-ти этапов: 1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования, новизна, значение для науки и практики. 2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. 3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными. 4 этап. Оформление результатов научного исследования. 5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных учреждений, школ, вузов и т.д. Методы педагогического исследования – это совокупность приёмов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно –педагогических проблем. Педагогические исследования осуществляются на двух уровнях: - теоретическом (изучение литературы): индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу; дедуктивный – от общего суждения к частному выводу. - эмпирическом (основанном на опыте): наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение педагогической документации, изучение продуктов деятельности ребёнка; изучение передового педагогического опыта, обобщение независимых характеристик, педагогический эксперимент (естественный - в условиях обычного образовательного процесса, лабораторный, естественный эксперимент может быть перекрёстный и параллельный). Методы исследования, которые используются для обработки данных экспериментального исследования: - математические: регистрация, ранжирование, шкалирование. Регистрация – метод выявления наличия определённого качества у каждого члена группы.Ранжирование – метод ранговой оценки (в порядке убывания или нарастания).Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон (построение шкал); - статистические - при обработке массового материала для определения средних величин полученных показателей. Тестирование - тесты успеваемости: тесты элементарных умений (чтение, письмо), тесты для диагностики уровня обученности – выявление степени усвоения знаний умений по всем учебным предметам. Кроме тестов используются тестовые задания: 1) задания, требующие конкретных ответов на вопросы; 2) задания, в которых надо заполнить пропуски; 3) тестовые задания с выбором ответа. Методы социометрии позволяют определить отношения и взаимоотношения детей в группе; аутосоциометрии испытуемые сами определяют взаимоотношения в своей группе. Общетеоретические методы; анализ – выявление свойств, связей, отношений предмета; синтез – мысленное соединение данных частей в единое целое; сравнение – установление сходства и различия предметов, явлений, фактов; абстрагирование – извлечение какой-либо одной стороны свойства, признака; обобщение – группировка предметов, явлений по сходству основных признаков; индукция – обобщение, связанное с предвосхищением результатов на основе опыта; дедукция – выделение частного положения из общего путем логическим через цепь умозаключений. Основной метод - теоретический анализ педагогических источников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.009 с.) |