Нравственный кодекс педагога: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственный кодекс педагога:



♦ учитель не должен обсуждать в интернете своё место работы и коллег. Не злоупотреблять служебным положением, не требовать от обучающихся или их законных представителей услуг, одолжений и вознаграждений за свою работу. Не допускать коррупции.

♦ На работе педагогам рекомендуют поддерживать уважительные и доверительные отношения. Исключить оценки и высказывания, унижающие коллег, детей или их родителей. Одежда — делового стиля.

♦ Работа учителя, должна строиться на «основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности обучающихся». Выставляя оценки, учителю стоит быть объективным, не подвергать школьников публичной критике и хранить их секреты. Нельзя применять к детям физическое, моральное или психологическое насилие.

♦ В общении с родителями учителям стоит вести себя открыто и уважительно. Не разглашать информацию, которой делятся дети о своих родителях, и наоборот. Не допускать, чтобы финансовая и иная поддержка, которую оказывают школе законные представители, влияла на отношение учителей к ним.

♦ Также педагоги должны защищать свой авторитет и авторитет коллег. Не унижать их в присутствии детей и родителей, не обсуждать с ними недостатки других сотрудников коллектива.

Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя включают в себя:

- неподдельный интерес к педагогической профессии;

- педагогическое призвание;

- природные склонности к педагогической профессии;

- эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам;

- положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.

Основу профессионального качества любого педагога составляет любовь к детям, которая проявляется в стремлении удовлетворить их желании в получении новых знаний. С этой целью педагог должен постоянно «расти» в профессиональном отношении, стараться совершенствовать и расширять свои знания, овладевать новыми более эффективными методами работы с детьми и т.д. Современный учитель должен не только хорошо ориентироваться в разных областях науки, составляющих предмет, который он преподает, но и иметь знания и из других областей. Находиться в курсе последних открытий, выдвинутых научных гипотез, проводимых исследованиях и перспективах развития науки и техники. То есть у современного учителя должна быть достаточно обширные знания в различных научных областях.
Лидеры педагогической профессии.

Достаточно вспомнить труды Я.Коменского, И.Песталоцци, К.Ушинского, В.Сухомлинского, А.Макаренко. Эту эстафету подхватили педагоги-новаторы Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, И.Волков, В.Шаталов, М.Щетинин, Е.Ильин, Е.Гончарова, К.Москаленко, Б.Никитин и др. Идеи и опыт этих педагогов в настоящее время получили широкое признание. То новое, что принесли учителя-новаторы в педагогику, можно охарактеризовать одной общей фразой – педагогика сотрудничества. Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для нее типична установка на открытое доверительное общение с учащимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его последующего изменения, то есть, осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера. В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования.

Идеи успешных учителей республики В. А. Гербутова (система обучения физики), В. М. Дедкова (система обучения химии), Ю. В. Маслова (методика обучения иноязычному общению), В. В. Гинчук (методика реализации деятельностного компонента содержания исторического образования) получили дальнейшее развитие в деятельности лидеров педагогической профессии конца ХХ – начала ХХI вв. и учителей практиков. Современные лидеры используют в процессе обучения известные технологии и методики, но каждый из них стремится их дополнить, улучшить, развить.

Конкурс профессионального мастерства педагогов представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, обобщению, распространению опыта работы лучших педагогических работников Беларуси. Основными задачами конкурса являются:

• выявление и распространение эффективного педагогического и управленческого опыта;

• создание условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников;

• выявление талантливых, творчески работающих педагогических работников;

• повышение престижа педагогического труда и публичное признание вклада педагогических работников в развитие системы образования;

• совершенствование механизмов оценки педагогического труда, качества образования;

• привлечение внимания общественности к тенденциям развития передовой педагогической практики.

Кандидат на участие в конкурсе должен отвечать следующим требованиям:

• высокий уровень духовности к активная гражданская позиция, основанная на государственной идеологии;

• высокий уровень знаний в области педагогики, практической психологии, преподаваемого предмета (дисциплины); • наличие, инновационного опыта педагогической деятельности;

• владение современными методиками и технологиями обучения и воспитания учащихся (воспитанников), приемами обобщения и развития педагогической практики.

Важнейшим средством выявления учителей-инноваторов является конкурс профессионального мастерства педагогических работников. Каждый конкурс демонстрирует целую «россыпь» интересных приемов, методических находок и даже авторских систем мастеров педагогического труда.

Педагогическая квалиметрия определяется как «дисциплина, изучающая методологию и проблематику количественной оценки качества педагогических инноваций и педагогической деятельности в целом»

Современная теория педагогической квалиметрии представляет собой многогранную отрасль знаний о качестве образования и базируется на учении о квалиметрии человека и образования в целом. Ее теоретическую основу составляют положения теории измерения, моделирования и математической статистики, в то время как практическое применение лежит преимущественно в сфере контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности, которые были достигнуты обучаемыми на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.

Аттестация учителей – изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса.

Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников:

* Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.

* Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования учащихся, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.

* Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.

Самообразование представляет собой систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущего за собой волевое и нравственное самосовершенствование, направленное на постоянное обновление и углубление знаний как основы развития профессионализма. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Источниками знаний в самообразовании могут быть: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео-, аудиоинформация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.

 

РАЗДЕЛ II

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет, задачи, структура и междисциплинарные связи педагогической психологии.

Педагогическая психология – это отрасль психологии, рассматривающая психологические механизмы, закономерности, факторы развития психики в условиях обучения и воспитания.

Педагогическая психология – это наука о становлении и развитии психики в образовательном пространстве.

Предметом педагогической психологии является психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Задачи педагогической психологии:

- выявление закономерностей развития психики в процессе обучения и воспитания;

- установление условий успешности развития психики в образовательном пространстве;

- определение основных механизмов функционирования психики в процессе обучения и воспитания;

- установление факторов, влияющих на психологическую сферу личности в ходе обучения и воспитания;

- создание и развитие методов и методик для исследования особенностей функционирования психики в процессе обучения и воспитания;

- популяризация научных знаний в обществе.

Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.

Структура педагогической психологии:

1) психология обучения;

2) психология воспитания;

3) психология учителя.

1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения (раскрывается психологическая сущность учебного процесса). Психология обучения исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. 1) она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания (по Б.М. Кедрову). 2) она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. 3) предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.

Житейская психология.

-Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

-Терпима к противоречиям.

-Например, эти пословицы противоречивы: "Учение — свет, а не ученье — тьма". "Век живи, век учись, — дураком умрёшь".

-Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

Научная психология.

-Основана на научном подходе.

-Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

-Стремится конструктивно разрешать противоречия.

-Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.

Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка.

Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.

Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста.

Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.

Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали)

Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками.

Последняя - это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие. Показатели готовности – это комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе являются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность. Личностная готовность к школе охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: отношения со взрослыми, отношения со сверстниками и отношение к самому себе.

Физическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает необходимое состояние здоровья, что обеспечит его длительное сидение за партой в определенной статической позе, удержание определенным образом ручки или карандаша, возможность носить портфель или ранец.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе начинается с положительного отношения к школе, желания учиться, стремления получать знания.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению.

Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - разделение, разведение процессов на составляющие части.

К технологиям индивидуализации обучения, применяемым в профессиональном образовании, можно отнести:

· Технологию модульного обучения, обеспечивающую выбор обучающимся индивидуальных путей движения внутри законченных блоков-модулей, содержащих структурированный в виде системы учебных элементов учебный материал.

· Технологии открытого обучения – учения студентов в индивидуальном темпе, по индивидуальным программам.

Дифференциация - принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, эти вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребёнка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребёнка.

Принцип социальной целесообразности. Любое психическое явление или система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:

- уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);

- уровень преобразования себя и общества (создание общественно-исторических форм, способствующих развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом)

Принцип единства теории и практики. Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологи

Принцип развития. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:

-рост и созревание - приобретение психических новообразований путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного вмешательства со стороны участников образовательного процесса. (Вальдорфская школа, шко­ла М. Монтессори и др.);

- формирование - приобретение психических новообразова­ний за счет интериоризации общественного опыта и норм, актив­но транслируемых взрослыми участниками образовательного про­цесса. (Образовательные подходы, основанные на данном типе развития, - бихевиористический и деятельностный);

- преобразование - приобретение психических новообразо­ваний через самостоятельный поиск средств собственного пси­хического развития. (Гуманистическая педагоги­ка, экзистенциально-гуманистический и субъектный подходы к образованию).

Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимо­связь предмета исследования с предыдущими или последующи­ми событиями и отношениями его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздей­ствий среды. Выделяется два типа детерминации:

Каузальная детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию опреде­ленного психического качества человека. Недостат­ками интерпретации, построенной на каузальной детерми­нации, являются влияние стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта, невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодоле­нии каких-либо трудностей.

Целевая детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность.

Принцип системности. Целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:

- индивидуальном, который включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности и т.д.;

- социальном, в котором содержатся коммуникативные особенности участников, выполнение социальных ролей и т.д.;

- духовном, имеющем ценностно-смысловые основания существования человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.061 с.)