Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. строить воспитание в соответствии с потребностями ребенка, обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности; 2.обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, строить воспитание в соответствии с потребностями общества в данный момент, создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность; 3. давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях. 4. идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающей личности. Эта идея состоит в том, чтобы не только давать детям знания, но учить их добывать знания самостоятельно, учить их мыслить творчески, воспитывать в учащихся познавательную потребность. Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, т.е. является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса — это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Первый компонент — это индивидно-групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Второй компонент воспитательной системы класса — это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания, принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Воспитания без цели не бывает, так как существенными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполагание. Третий компонент воспитательной системы класса — функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, основные функции воспитательной системы, педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества. Четвертый компонент воспитательной системы класса — это пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как эмоционально-психологическая, духовно нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы. Пятый компонент воспитательной системы класса — диагностико-аналитический, включающий в себя следующие элементы: Ядром воспитательной системы, по утверждению Л.И. Новиковой, является школьный коллектив, представляющий единство педагогического и ученического коллективов. Педагоги и дети – это субъекты воспитательной системы. Они конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом не следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющих воспитательное пространство. Цель воспитательной системы - создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка. Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить четыре задачи: Самосознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, в пяти основных сферах жизнедеятельности:1. Сфера познания (учеба, информация, знания).2. Сфера практической деятельности.3. Сфера игры 4. Сфера физического развития.5. Сфера отношений. Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребенка-это процесс создания в школе системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Выводы: воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную. В воспитательной системе школы у директора школы Владимира Абрамовича Караковского ведущей технологией воспитания является технология социального творчества. Она используется, например, при проведении так называемых коммунарских сборов и ключевых воспитательных (общешкольных) дел. Взрослые и дети образуют что-то вроде коммуны и проводят время, участвуя в разнообразных видах творческой деятельности (труде, игре, общении и др.). Идея соединения обучения и воспитания в единый процесс реализуется в воспитательной системе школы через разнообразные методы, приемы, формы работы. Здесь, в частности, практикуются групповые формы работы, общественные смотры знаний, межвозрастные уроки, интегративные уроки, уроки творчества, создание ситуаций выбора, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», брифинги, дидактический театр, «интервью с исторической личностью», пятиминутки рефлексии, конкурс шпаргалок, «практикум доброты» и многое другое. Большое внимание в школе уделяется развитию и работе самоуправления. Существуют постоянные и временные органы самоуправления: большой совет (собирается два-четыре раза в год); советы дел, дежурные командиры классов и т. п. Стратегия педагогического коллектива состоит в том, чтобы решать общие проблемы совместно с учащимися. Наряду с деловыми отношениями в школе сложились неформальные межличностные отношения, при этом и дети, и педагоги отмечают особую важность для себя свободного общения друг с другом. Директор и педагоги считают, что по типу отношений школа должна быть ближе к семье, чем к парламенту. Воспитательная система школы В. А. Караковского не только саморегулирующаяся, но и научно управляемая. Воспитательную систему сельской школы-комплекса рассмотрим на примере Сахновской школы Черкасской области (Украина). В основе этой воспитательной системы лежит авторская концепция, разработанная в 1980-е годы директором школы Александра Антоновича Захаренко. Постепенно в Сахновской школе пришли к выводу, что необходимо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого ученика и по этим данным судить о состоянии и эффективности воспитательной системы школы. В школе была разработана методика изучения и коррекции развития учащихся. В частности, заполнялись табели воспитанности путем фиксации результатов, полученных методами независимых характеристик, оценки и самооценки деятельности, личностных качеств и другими. Воспитательная система школы, по убеждению А.А.Захаренко, может развиваться за счет новых идей. Поиск интересных идей и их осуществление — это атмосфера школы. Единоначалие директора в школе дополнялось разными формами самоуправления детей, педагогов, родителей. 29. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой. Направленность развития инновационной деятельности в образовании.
Школа – исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой – общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы. Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это – директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др. Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.). Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие: а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении; б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов; в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций; г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении; д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе; е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы; ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом. Система управления в организации школы имеет свои функции. Эти функции могут выражаться не только по отношению к разным субъектам, уровням, компонентам, но и по отношению к самой школе. Выделяют критерии, обозначенные во внутришкольном управлении, по отношению к: системе внутришкольного управления (успешность, результативность, действенность); системе жизнедеятельности школы (совершенствование отношений в системе «субъект управления – управляемый объект»); субъектам внутришкольного управления (повышение коэффициента полезного действия индивидуальных и совместных действий, устранение перегрузок, формализма, повышение уровня материального стимулирования); внешкольным партнерам (заинтересованным лицам и группам вне школы, способствующим повышению репутации школы). ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами: - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; - открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; - культурно-эстетическая развитость и образованность; - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; - развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения). Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать- сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные. В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например: - применение современных информационных технологий; - применение принципа интеграции содержания образования; - развивающее обучение; - дифференцированное обучение; - проектное обучение; - проблемное обучение; - программированное обучение; - модульное обучение. В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения: - личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста студентов используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы; - сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей; - операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения; - профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок; - акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля; - креативно-развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки; - контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту. Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности. Студенты (будущие педагоги) должны научиться: - осознавать свою личную и социальную значимость; - ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности); - адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений; - максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент (отсроченная победа). Педагог-инноватор — это учитель, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или даже системы обучения, воспитания, контроля и т. д. Представление о совокупности качеств, необходимых педагогу-инноватору, можно получить на основе акмеограммы — комплекса характеристик уровня знаний, умений, личностных качеств специалиста, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства. Акмеограмма педагога — это документ, в котором отражена индивидуальная "траектория" восхождения данного конкретного педагога к вершинам профессионализма, программа перехода от одного уровня профессионализма к другому, более высокому. По выполняемым функциям выделяются следующие типы инноваторов: □ антрепренер (руководитель, поддерживающий и продвигающий идеи); □ генератор идей (выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы; □ привратник (улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт); □ модератор идей (критик новой научной информации); □ аниматор идей (подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.011 с.) |