Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика методов исследования в педагогической психологии.

Поиск

 

Два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехнический).

Естественнонаучный подход направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных законов природы. Психолог занимает позицию отстраненного исследователя, не влияющего на происходящее с исследуемым объектом.

Гуманитарный подход концентрируется на наиболее личностных проявлениях человеческой природы: ценностях, свободе, ответственности.

-стратегия наблюдения;

-стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента,

-стратегия формирования (интерпретировать, понимать, рефлексировать, проблематизировать и вступать в диалог с другим человеком).

Методы, реализующие третью стратегию:

психологическая консультация, психологическая коррек­ция, психотерапия, психотренинг, метод по­этапного формирования умственных действий, метод вос­хождения от абстрактного к конкретному и др. Принципы построения и организации психодиагностичес­кой деятельности психолога в школе включают в себя:

· соответствие выбранного подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного психологического сопровожде­ния ребенка;

· результаты обследования должны быть сформулированы на понятном для других языке либо легко поддаваться переводу на понимаемый другими язык;

· прогностичность используемых методов, т. е. возможность прогнозировать на их основе особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения и воспитания;

· высокий развивающий потенциал метода;

· экономичность процедуры.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

*система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

*учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. В общенаучном плане, метод (от греч. - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности ".

Методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Таким образом, методология, метод и методика являются тесно связанными и взаимодополняющими друг друга понятиями. Выбор в каждом конкретном случае того или иного методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.

Классификация методов:

1. Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности). Этот метод лежит в основе самоотчетов.

2. Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается.

3. Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.

4. Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации па основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

5. Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии (лабораторный, естественный эксперимент)

6. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.

7. В то же время все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.

8. Еще одним важным методом исследования в педагогической психологии является социометрия - эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено, переработан Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной (получив название «Игра секрет»). Эта методика используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных отношений в группе сверстников.

9. Для характеристики психологических особенностей личности большое значение имеет биографический метод. Сущность этого метода, также представляющего собой известную модификацию метода наблюдения, заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на психологические особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, писем, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и т. д.

10. Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Преимущества метода наблюдения:

1. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать явления и ситуации.

2. Наблюдение позволяет одновременно охватить изменения, реакции нескольких объектов по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

3. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых объектов.

4. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам.

5. Оперативность получения информации.

6. Относительная дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения объективные (не зависящие от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностью, профессиональными особенностями наблюдателя):

К объективным недостаткам метода относятся:

• ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

• сложность, а то и просто невозможность повторения наблюдений;

• высокая трудоемкость метода (большие временные затраты, участие большого количества исследователей высокой квалификации).

К субъективным недостаткам следует отнести следующие:

• различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т.д.;

• установки наблюдателя и наблюдаемых сказываются на качестве информации, так как если наблюдаемые знают, что являются объектом наблюдения, то характер их действий может искусственно но меняться из желания подстраиваться под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю;

• настроение наблюдателя, его сосредоточенность, умение целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию.

Достоинства эксперимента: 1. Обеспечивается высокая точность результатов; 2. Возможны повторные исследования в аналогичных условиях; 3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.

Недостатки эксперимента: 1. Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности; 2. Испытуемые знают о том, что они являются объектом исследования.

Отечественными учеными был предложен метод естественного научного эксперимента – исследования, проводимого в реальных условиях (А.Ф. Лазурский). Позднее был разработан метод генетического эксперимента (Л.С. Выготский), в ходе которого раскрывались не только результаты воздействия, но вскрывался бы сам процесс формирования у человека новых понятий и операций. На основе генетического эксперимента и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальпериным был разработан метод формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент – метод, вскрывающий закономерности работы психики человека в процессе формирования у него новых психических функций и умственных действий.

Естественнонаучный эксперимент:

-Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе, естественно, натурально

-Строится на монопредметной идеализации/выделенной внутри данного предмета

-Средство организации и технологии исследовательского поиска

-Опирается на критерии истинности

-Обеспечивает исследовательскую деятельность исключительно внутри социального института науки

Формирующий эксперимент:

-Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения

-Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации

-Помимо исследования включает элементы проектирования

-Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий

-Наряду с научно-исследовательской позиции обеспечивает соорганизацию и связь управленцев, учителей, учащихся, методистов, родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.008 с.)