Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические основы учебной деятельности. Внешняя компонентная структура учебной деятельности.
Учебная деятельность – одна из основных видов деятельности человека, особая форма социальной активности, направленная на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области науки, искусства, права и т.д. В классической отечественной психологии и педагогике учебная деятельность рассматривается как особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий. В.В. Давыдов предложил концепцию учебной деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества. Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, развивает свои способности (Р.С. Немов). Основные характеристики учебной деятельности: · она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; · в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; · общие способы действий предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному; · она ведет к изменениям в самом человеке – ученике; в ней происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются: · интеллектуальные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и т.д.; · знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание. Способы учебной деятельности могут быть различными: · репродуктивными, · проблемно-творческими, · исследовательско-познавательными действиями. Результатом учебной деятельности является не само знание, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению. Структура учебной деятельности. Отечественные психологи считают, что в нее входят: мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль, самоконтроль за процессом усвоения; оценка, самооценка степени усвоения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявления учебной активности.
Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации и т.д.). Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (награда, угроза, требование, давление группы и др.). Вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач (по Д.Б. Эльконину и В.В.Давыдову), которые даются в определенных учебных условиях и предполагают определенные учебные действия: предметные, контрольные, вспомогательные (например, технические – это схема, подчеркивание, выписывание выделенных мыслей). Внешняя структура учебной деятельности включают следующие компоненты: 1) учебную мотивацию, 2) учебные задачи в форме учебных заданий в разных ситуациях обучения, 3) учебные действия, 4) контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль, 5) оценка учителя, переходящая в самооценку (оценка оформляется отметкой). Вторым компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся: - как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата; - в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс. Компонентный состав структурной организации учебной деятельности включает и учебные действия. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможны только на основе осуществления учебных действий и операций. Учебные действия - это способы учебной деятельности (акты активности субъекта), составляющие ее операциональную часть, т.е. учебное действие складывается из учебных операций. Учебные действия бывают: - практическими (физическими, материальными); - умственными (идеальными, внутренними). Учебная деятельность состоит из операций, их ученые рассматривают по-разному. Сам термин предложен Ж. Пиаже. Он считал, что умственные действия перестраиваются в операции, которые обладают такими свойствами, как обратимость и инвариантность. А.Н.Леонтьев полагал, что операции – это способы осуществления действия.
Важными компонентами учебной деятельности являются контроль и оценка достигнутых результатов обучения. Действие по контролю за ходом усвоения – сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю, как правило, идет путем подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, на основе проб и ошибок. В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой. Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой. Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности). 1) механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через присвоение «социо-культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений, навыков), нравственных норм, этических правил». 2) интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. 3) усвоение - это результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве центральной части (по С.Л. Рубинштейну), как основная цель и результат деятельности (по В.В.Давыдову). И.А. Зимняя выделяет основные характеристики усвоения: 1. Усвоение характеризуется прочностью. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике. 2. Следующая характеристика - управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Усвоение знаний способствует изменениям, происходящим в ученике: формированию способностей, личности в целом, его характера и мировоззрения. 3. Главная закономерность процесса усвоения состоит в обобщении знания. В процессе обучения обобщение идет по трем линиям: Обобщение принцип а - понимание основного правила, закономерности, стратегии действия. Обобщение способа - понимание пути осуществления действия. Программа есть последовательность действий. 4. Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) воспроизведения знаний, их полнотой и системностью. Навык занимает одно из центральных мест в процессе усвоения. Навыки, по А.В.Петровскому, могут бать нескольких видов: сенсорные - различение формы букв, фонем, определение расстояния, времени на глаз; двигательные - езда на велосипеде, печатание не глядя на клавиатуру и др.; интеллектуальные - навык счета, решения задач. Л.Б. Ительсон представляет следующие этапы развития навыка: Ознакомительный (осмысливание действий и их представление); Подготовительный, аналитический (сознательное, но неумелое выполнение); Стандартизирующий, синтетический (автоматизация элементов действия); Варьирующий, ситуативный (пластическая приспособляемость к ситуации). Критерии сформированности навыка: - Правильность и качественность выполнения (отсутствие ошибок); -Скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (быстрота); - Снятие мышечного напряжения и быстрой утомляемости; - Отсутствие контроля сознания; - Выпадение промежуточных операций.
По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Как указывает А.К.Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Системное обучение детей начинается с 6—7 лет. Поступление в школу знаменует переход ребенка на новую ступень возрастного развития — младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки для самостоятельной организации собственного учения. Все новые знания станут «достоянием» ребенка, если они будут переведены во внутренний план, т. е. интериоризированы. Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в школу, характерны два вида трудностей: соблюдение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу (выражается в снижении уровня естественно по интереса к школе и к учебным предметам). Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуждать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах.
В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблюдается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Главная особенность самостоятельной работы – в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, ему приходится самостоятельно решать новые познавательные задачи. На самостоятельную работу распространяются требования добровольности, активности, включения в освоение материала межпредметных связей и т.д. Самостоятельная работа может быть определена и как деятельность, т.к. она целенаправленна, внутренне мотивированна, структурирована самим учеником и корригируется им в процессе деятельности. Большая проблема - целенаправленное обучение содержанию самостоятельной работы: 1) необходимо формирование приемов моделирования учебной деятельности, 2) необходимо овладение приемами углубленного и скоростного чтения, 3) необходимо умение составлять планы самостоятельной работы, умение структурировать и конспектировать материал, ставить перед собой задачи и решать их.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.013 с.) |