Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации процесса обучения в современной школе.
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах средствах, организации, достигаемых результатах. В дидактике как науке выявляются закономерности обучения,определяются ключевые понятия, устанавливаются принципы обучения,формируется его содержание, предлагаются технологии, формы и методы,позволяющие осуществлять образовательный процесс в целом и вконкретных условиях, контролировать и оценивать его результаты. Предметом дидактики явл. процесс обучения и условия, необходимые для его протекания(содержание, средства, методы обучения, коммуникации между педагогом иучениками и др.) а также получаемые результаты, их диагностика и оценка. Дидактика решает следующие задачи: 1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо обучать. 2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения. 3. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей. 4. Определяет педагогические основы содержания образования, 5. Разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения. 6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов. 7. Предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями. Основу дидактики составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии). Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики - содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормативными документами, которые разрабатываются на основе стандартов.
Основными категориями дидактики являются: -Дидактическая система. -Технологии обучения. Преподавание – деятельность по организации и управлению усвоением содержания образования. Учение – организация и проведение учеником своей деятельности, обеспечивающей усвоение содержания образования. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способа мышления. Знания – отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом. Умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения – доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Метод – путь достижения цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства. Результаты (продукты обучения) – это то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по усвоению знаний, умений и навыков, развитию познавательной активности, сил и способностей, формированию мировоззрения. Системообразующим понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими - средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности.
Структурные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационный, оценочно-результативный. Основными функциями: образовательная функция – основная и определяющая. Главное назначение обучения – создание условий, обеспечивающих учащихся знаниями, формирование специальных и общеучебных умений и навыков с целью их использования на практике. Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, взглядов и идеалов. Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, совершенствует ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют. Общими основами формирования содержания современного образования есть: гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное использование достояниймировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирования основываются на интеграции содержания образования. Новая модель содержания образования проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования. В современной дидактике сложилось несколько основных видов обучения: сократовское, догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, компьютерное обучение. Они различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.007 с.) |