Раздел II педагогическая психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II педагогическая психология



РАЗДЕЛ I ПЕДАГОГИКА

1.Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке.

2.Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе.

3.Личность как предмет воспитания. Внешние и внутренние факторы её развития.

4.Система образования и воспитания в Республике Беларусь. Кодекс Республики Беларусь образовании.

5.Проблема целеполагания в истории педагогики. Система ценностей педагога. Цель воспитания в современной школе.

6.Конвенция ООН и Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» как юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов детей.

7.Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и этапы педагогического процесса.

8.Содержание образования в современной школе.

9.Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации процесса обучения в современной школе.

10.Закономерности и принципы обучения.

11.Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения.

12.Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Индивидуализация и дифференциация обучения.

13.Урок как основная форма организации процесса обучения. Типология и структура уроков.

14.Современные требования к уроку. Инновационные формы организации учебных занятий.

15.Диагностика обучения. Контроль и оценка знаний. 10-бальная система оценивания учебных достижений.

16.Закономерности и принципы процессов воспитания и самовоспитания.

17.Содержание, методы и формы организации воспитательной работы с учащимися.

18.Формирование научного мировоззрения учащихся.

19.Формирование основ нравственной и эстетической культуры личности.

20.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

21.Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе.

22.Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся.

23.Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики. Ученический коллектив как средство воспитания.

24.Семья как среда развития и воспитания личности. Связь школы с семьей.

25.Педагогические технологии. Классификация педагогических технологий. Характеристика информационных технологий.

26.Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.

27.Технологии эффективного управления процессом обучения. Альтернативные технологии в зарубежной школе.

28.Гуманистические воспитательные системы и технологии.

29.Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой. Направленность развития инновационной деятельности в образовании.

30.Педагогическая профессия и её особенности. Лидеры педагогической профессии.

 

 

РАЗДЕЛ I

ПЕДАГОГИКА

Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе.

Методология педагогики представляет собой систему, содержащую источники и основания развития педагогического знания. Она изучает методы познания, а также принципы, регулятивы, ориентации, категории и понятия.

В Болонском процессе Белоруссия участвует с 2015 года.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития».

Формы получения образования в образовательном учреждении:

- Очная форма; - Очно-заочная (вечерняя); -Заочная; -Дистанционная, непрерывная; -В форме семейного образования; -Самообразование; -Экстернат; -С репетитором

Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Ценности-знания.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Составные части воспитания: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности.

 

Периоды детства:

-дошкольное 2-7 лет; младшее школьное 7-11; подростковое 11-15 лет; старшее 15-18.

Детство – особый своеобразный качественный период существования живых существ – продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития.

В архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Велика вероятность инфантицида (детоубийства), которое было ликвидировано только в IVвеке. Средневековая эпоха. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей - «непочетников».

В европейской культуре ХVIII-ХIХ вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые образы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.), различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком.

Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

Содержание, методы и формы организации воспитательной работы с учащимися.

Важной проблемой педагогики является разработка и опреде­ление целей воспитания. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке под­растающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формирова­нии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной рабо­ты.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как ин­дивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компо­нентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умст­венное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физи­ческое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования всех уровней системы образования.

Основная задача, которую решает Кодекс, – обеспечение стабильности системы образования. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне.

Кодекс состоит из: Общей и Особенной частей. В Общей части раскрыты права и обязанности обучающихся, их законных представителей, педагогических работников; дан полный перечень договоров в системе образования; приведены требования к образовательному процессу и обеспечению его качества; введена дисциплинарная ответственность обучающихся; показаны способы финансирования и материально-технического обеспечения системы образования. Содержание Особенной части включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.

Ведущие современные зарубежные концепции воспитания и развития детей:

- Компенсаторное воспитания – предусматривает разработку и внедрение в процесс воспитания и развития детей интеграционных программ, которые будут учитывать особенности развития детей, их возрастные возможности и потребности. Данные программы позволят всем детям, вне зависимости от их развития принять участие в организованном воспитательно-образовательном процессе. Компенсаторное воспитания предполагает деление детей на группы и классы, в зависимости от уровня их развития (одаренные дети; дети с нормальным и средним развитием; дети, имеющие определенные проблемы в развитии и т.д.).

- Воспитание, направленное на развитие самостоятельной познавательной активности – предусматривает смещение акцента на «обучении обучению». Основной задачей педагога является формирование у детей навыков самообучения, самовоспитания и саморазвития. Перед детьми стоит цель не просто овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками, а научиться получать их самостоятельно.

- Активное сотрудничество с родителями воспитанников, по вопросам, связанных с воспитанием и развитием детей, на всех этапах образования. С этой целью все чаще в странах Европы и США организуются специальные центры, задачей которых является максимальное раскрытие и развитие воспитательного потенциала родителей, а также успешная интеграция семьи и самого ребенка в современное общество.

- Активное использование инновационного метода «Хай скоуп», разработанного в 90-е годы в США. Данный метод ориентирован на воспитание у детей чувства ответственности и свободы, посредством организации разнообразных видов деятельности и сотрудничества со взрослыми. В процессе воспитания недопустимо критиковать ребенка, тем самым формируя у него комплексы, необходимо ему доверять и хвалить.

- Использование метода проектирования в рамках самообучения – предусматривает самостоятельную работу детей над конкретной темой или проблемой. Задача педагога оказывать необходимую посильную помощь, направлять детей и руководить процессом.

- Теория свободного воспитания – является распространенной концепцией воспитания во Франции. Данная концепция предполагает спонтанное (природное) развитие ребенка. Задача взрослого ненавязчиво создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться в соответствии с его возможностями и потребностями, без применения «насилия» и насаждения каких-либо идей, программ и рамок (шаблонов).

- Разновозрастное воспитание и развитие – концепция является наиболее популярной в Германии. В основе концепции заложено то, что дети разных возрастов объединяются в группы по интересам и способностям. Тем самым воспитания разновозрастных детей с общими интересами способствует тому, что у них развиваются определенные способности и предрасположенности, а также дети учатся друг от друга в процессе взаимодействия.

Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).

Классификация методов обучения в педагогике:

– По источникам знаний (словесные, наглядные, практические методы).

– По дидактическим целям (методы изучения теоретических знаний; формирова­ния умений и навыков; осмысления, углубления и обобщения знаний; контроля и коррекции).

– По логической основе (методы индуктивные, дедуктивные, индуктивно-дедуктивные, аналитические, синтетические).

– По уровню познавательной активности и самостоятельности слушателей (репродуктивные, эвристические, исследовательские методы).

 В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.

• Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.

• Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, "капустники", КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.

• Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.

Классификация форм воспитательной работы по Е. В. Титовой:

• Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п.

• Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе.

• Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Функции форм воспитательной работы:

• организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками;

• регулирующая — та или иная форма определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;

• информативная — сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.

Формы воспитательной работы, как и формы обучения, могут дополнять друг друга, переходить одна в другую. Включением воспитанников во все многообразие перечисленных форм решаются такие задачи во внеклассной воспитательной работе:

• осуществлять всестороннее воспитание учащихся;

• способствовать проявлению их общественной и познавательной активности;

• пробуждать и углублять интерес учащихся к различным областям знаний и видам деятельности;

• выявлять и развивать способности и наклонности детей;

• осуществлять профессиональную ориентацию школьников;

• культурно организовывать досуг.

Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия.

Цель воспитательной работы: Создание условий для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- работа с семьей. Социальная защита детства;
- профилактика правонарушений и преступлений;
- профориентационная работа;
- деятельность детских общественных организаций.

 

В практике обучения для старших классов применяется следующая система. Компьютерный урок занимает 2,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, потом 15-минутный перерыв, затем еще 30 минут работы. Для снижения вреда от работы за компьютером специалисты предлагают учитывать следующие факторы

Факторы снижения вреда от работы за компьютером:

1. Снижение утомляемости глаз и психического напряжения

· Правильное расстояние до дисплея (45—60 см).

· Регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

· Ограничение времени работы в Интернете и с играми

· Поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение)

2. Снижение физического утомления (стесненной позы)

· Специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников.

· Специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру

3. Снижение электромагнитного излучения

· Установка монитора задней стенкой к стене.

· Исключение пыли в помещении.

· Умывание холодной водой после работы.

· Работа в хорошо проветренном помещении (желательно установить ионизатор).

Разработан ряд комплексов упражнений для выполнения во время перерывов в работе с компьютером. Они включают упражнения для глаз (для расслабления глазных мышц, улучшения кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз), для рук (для снятия напряжения в кистях и запястьях), для лица, шеи и тела (для расслабления тела, снятия нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания).

РАЗДЕЛ II

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет, задачи, структура и междисциплинарные связи педагогической психологии.

Педагогическая психология – это отрасль психологии, рассматривающая психологические механизмы, закономерности, факторы развития психики в условиях обучения и воспитания.

Педагогическая психология – это наука о становлении и развитии психики в образовательном пространстве.

Предметом педагогической психологии является психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Задачи педагогической психологии:

- выявление закономерностей развития психики в процессе обучения и воспитания;

- установление условий успешности развития психики в образовательном пространстве;

- определение основных механизмов функционирования психики в процессе обучения и воспитания;

- установление факторов, влияющих на психологическую сферу личности в ходе обучения и воспитания;

- создание и развитие методов и методик для исследования особенностей функционирования психики в процессе обучения и воспитания;

- популяризация научных знаний в обществе.

Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.

Структура педагогической психологии:

1) психология обучения;

2) психология воспитания;

3) психология учителя.

1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения (раскрывается психологическая сущность учебного процесса). Психология обучения исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. 1) она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания (по Б.М. Кедрову). 2) она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. 3) предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.

Житейская психология.

-Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

-Терпима к противоречиям.

-Например, эти пословицы противоречивы: "Учение — свет, а не ученье — тьма". "Век живи, век учись, — дураком умрёшь".

-Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

Научная психология.

-Основана на научном подходе.

-Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

-Стремится конструктивно разрешать противоречия.

-Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.

Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка.

Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.

Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста.

Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.

Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали)

Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками.

Последняя - это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие. Показатели готовности – это комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе являются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность. Личностная готовность к школе охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: отношения со взрослыми, отношения со сверстниками и отношение к самому себе.

Физическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает необходимое состояние здоровья, что обеспечит его длительное сидение за партой в определенной статической позе, удержание определенным образом ручки или карандаша, возможность носить портфель или ранец.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе начинается с положительного отношения к школе, желания учиться, стремления получать знания.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению.

Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - разделение, разведение процессов на составляющие части.

К технологиям индивидуализации обучения, применяемым в профессиональном образовании, можно отнести:

· Технологию модульного обучения, обеспечивающую выбор обучающимся индивидуальных путей движения внутри законченных блоков-модулей, содержащих структурированный в виде системы учебных элементов учебный материал.

· Технологии открытого обучения – учения студентов в индивидуальном темпе, по индивидуальным программам.

Дифференциация - принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, эти вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребёнка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребёнка.

Принцип социальной целесообразности. Любое психическое явление или система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:

- уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);

- уровень преобразования себя и общества (создание общественно-исторических форм, способствующих развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом)

Принцип единства теории и практики. Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологи

Принцип развития. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:

-рост и созревание - приобретение психических новообразований путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного вмешательства со стороны участников образовательного процесса. (Вальдорфская школа, шко­ла М. Монтессори и др.);

- формирование - приобретение психических новообразова­ний за счет интериоризации общественного опыта и норм, актив­но транслируемых взрослыми участниками образовательного про­цесса. (Образовательные подходы, основанные на данном типе развития, - бихевиористический и деятельностный);

- преобразование - приобретение психических новообразо­ваний через самостоятельный поиск средств собственного пси­хического развития. (Гуманистическая педагоги­ка, экзистенциально-гуманистический и субъектный подходы к образованию).

Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимо­связь предмета исследования с предыдущими или последующи­ми событиями и отношениями его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздей­ствий среды. Выделяется два типа детерминации:

Каузальная детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию опреде­ленного психического качества человека. Недостат­ками интерпретации, построенной на каузальной детерми­нации, являются влияние стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта, невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодоле­нии каких-либо трудностей.

Целевая детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность.

Принцип системности. Целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:

- индивидуальном, который включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности и т.д.;

- социальном, в котором содержатся коммуникативные особенности участников, выполнение социальных ролей и т.д.;

- духовном, имеющем ценностно-смысловые основания существования человека.

 

Этап – 50-60 – 90-е гг. XX века.

Это период основательных теоретических разработок основ педагогической психологии как науки.

1954 год – Б.Ф.Скиннер – идея программированного обучения.

60-е гг. – Л.Н. Ланда – конкретизировал идею Скиннера в своей теории алгоритмизации обучения.

70-80-ее гг. – В.Оконь и М.М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения (в их системе сочетались идеи Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем и идеи К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, В.В. Заботина о проблемном характере мышления, фазности мышления и развитии мышления в проблемной ситуации).

В 50-е годы появились пер­вые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного форми­рования умственных действий, впитавшей в себя основные дости­жения и перспективы педагогической психологии. В это же вре­мя разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отраже­ние и в экспериментальной системе Л.В. Занкова.

40-50-е гг. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» дал развернутые характеристики учения как усвоение знаний, а оно с разных позиций было рассмотрено Л.Б.Ительсоном и Е.Н. Кабановой – Мелллер.

В 60-70-е гг. возникло принципиально новое направление в педагогической психологии суггестопедия - или суггестология Г.Лозанова, в которой основа – управление педагогом восприятием с использованием эффекта гипермнезии и суггестии (внедрение), причем, эти процессы обучаемым не осознаются. На основе его метода Г.А. Китайгородская создала метод активизации резервных возможностей личности, а А.В.Петровский в процессе такого обучения считает возможным групповое сплочение и развитие групповой динамики.

Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения:

1) учитывающие активизацию форм обучения;

2) учитывающие педагогическое сотрудничество;

3) учитывающие общение;

4) развитие обучающего как цели обучения.

В этот период формирование предпосылок перехода педаго­гической психологии на новую стадию своего развития с исполь­зованием компьютерной техники соотносится с решением глобаль­ной проблемы перехода человечества в XXI в. — век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека — свободного поль­зователя и созидателя новых информационных технологий обес­печивает ему свободу действий в новом постиндустриальном, ин­формационном пространстве.

На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

Е.П.Ересь внесла значительный вклад в развитие психологи­ческой науки Беларуси. Она является автором крупных теоре­тических и практических трудов по проблемам педагогической психологии.

Р.И. Водейко являлся научным руководите­лем и одновременно соисполнителем пятилетних тем научно-исследовательской работы общеуниверситетской кафедры психологии(БГУ), касающихся психологических вопросов обучения студентов с помощью автоматизированной обу­чающей системы развития профессиональных ка­честв педагога у студентов университета.

С 1965 по 1981 г. А.Б. Широкова работала в МГПИ им. М. Горь­кого, она разрабатывала учебные курсы по пед.псих.

Е.А. Панько ведет научную работу, специализируется в области детской и педагоги­ческой психологии. С 1990 г. являлась научным руководителем государ­ственных научно-исследовательских работ в области дошкольного образо­вания. Панько — научный руководитель базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Республики Беларусь «Пралеска».

В ГрГУ им. Я. Купалы ведется активная научная деятельность в области пед.псих на кафедре возрастной и педагогической психоло­гии - заведует кафедрой доцент А.А. Семчук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.103 с.)