Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Психология самосознания и Я-концепции
Вопросы для обсуждения: 1. Самосознание личности 2. Кризис становления самосознания 3. Структура и значение Я-концепции 4. Самооценка как центральная образование личности 5. Характеристика адекватной и неадекватной самооценки Информационный материал Самосознание личности. Кризисы становления самосознания. В общей структуре личностной регуляции деятельности особое место занимает осознание человеком самого себя: свойств, особенностей, состояний. Высшим уровнем развития сознания является самосознание, выполняющее сложнейшую интегративную работу согласованию и уравновешиванию человека с реальным миром. Самосознание – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (С.Л. Рубинштейн). Самосознание состоит их трех основных компонентов: самопознание (когнитивный компонент, заключающий в себе самоощущение, самонаблюдение и самоанализ); самоотношение (эмоционально-ценностный компонент, выражающийся в самочувствии, самолюбии, скромности, гордости); саморегуляция (действенно-волевой компонент, который выражается в сдержанности, самообладании и самоконтроле). Функции самосознания связаны с выделением себя из среды, осознанием своего отличия от остального мира; пониманием мотивов и результатов своих действий и поступков; осознанием своей активности как субъекта деятельности, своих психических свойств, эмоциональной самооценки; осознанием себя через другого; морально-нравственной оценкой себя через осознание своего внутреннего опыта; пониманием себя как целостности, определение собственной идентичности, формированием представлений о себе и др. Классики отечественной психологии считают, что самосознание – относительно поздний продукт развития сознания. Прогресс самосознания связан с характером прохождения ребенком кризисных периодов развития (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис и пр.). Новорожденный ребенок не выделяет не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребностей. В его сознании возникает ситуация «пра-мы», а отношение ребенка к миру является зависимой и производной величиной от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Первый этап выделения субъекта из окружающего связан с овладением собственным телом, построением схемы тела (кризис 1 года).
Процесс самопознания в раннем детстве, начинается с познания ребенком себя как субъекта действия, выделения своего «Я». Кризис трех лет проявляется в противопоставлении своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослыми («Я сам!»), что приводит к конфликтам и пр. В 7-ми летнем возрасте у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, их обобщение, появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Симптомы кризиса 7 лет («потеря непосредственности», «манерничание», трудности воспитания, симптом «горькой конфеты») свидетельствуют о появлении его внутренних переживаний, которые будут ориентировать его поведение. Возникает ряд сложных образований: самолюбие, самооценка. На этапе подросткового кризиса у ребенка «чувство взрослости» (отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком) развивается как специфическое новообразование самосознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, происходит усложнение и углубление самопознания. Его открытие может сопровождаться ощущением беспокойства и неуверенности, а низкой и неустойчивой самооценкой. В столкновениях с запретами и конфликтах с родителями они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. Сверстники становятся эталоном для подражания. Кризисный период завершается возникновением самоопределения, осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Ко времени окончания средней школы юноши, как правило, обладают достаточно четким и устойчивым «образом Я», который обеспечивает возможность зрелой рефлексии. Структура и значение Я-концепции. Я-концепция – это совокупность установок «на себя». Это понятие введено Р. Бернсом. Я-концепция включает три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.
Когнитивная – это представление индивида о себе. Оценочная составляющая Я-концепции – это личностное суждение о собственной ценности. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения собственной ценности позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицания, негативное отношение к своей личности. Поведенческая составляющая заключается в том, что люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Значение Я-концепции. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источнику ожиданий. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, выступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный механизм, не допуская чужеродное тело внутрь сбалансированного организма.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.006 с.) |