Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.



Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

3. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 

4. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме: «Ощущения».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач по изучению особенностей сенсорной сферы человека.

А) Цель упражнения: развитие способности ощущать

Ход исследования: испытуемому завязывают глаза. В этом положении предлагают ощупать ткань одежды членов группы, при этом ему сообщают фамилию владельца одежды. Так осуществляется опознание всех хозяев вещей. По завершению первого этапа испытуемому развязывают глаза, и он должен рассмотреть внешний вид одежды на ее владельцах. После небольшого отдыха студенту вновь надевают повязку на глаза,  к нему в произвольной последовательности подходят члены группы. Ощупывая ткань их одежды, испытуемый должен сказать, кто перед ним.

Обсуждение полученных результатов предполагает ответы на вопросы: Какие ощущения возникли у участников в процессе выполнения упражнения? Какие особенности сенсорной сферы проявились в этом упражнении [31: с. 5]?

Б) Цель упражнения: развитие осязания.

Ход исследования: возьмите два одинаковы спичечных коробка. Пронумеруйте их. Внимательно изучите каждый из них и осязательно и зрительно. Найдите и запомните осязательное своеобразие каждого коробка. Если будете внимательны, то обязательно найдете различия между ними. Установите связь между номером коробка и ощущениями от него. Отвернитесь, перемешайте коробки, закройте глаза и на ощупь определите номера коробков [31: с. 4].

3. О каком феномене сферы ощущений идет речь в следующих примерах:

· Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные – черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый, «У» - самый темный.

· А. Ахматова вспоминает: «А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос».

· В рецензии на пение Изабель Обре газета «Смена» от 11.01.86 писала: «У нее – красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов…»

· А.Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимавшего все голоса людей как окрашенные и нередко говорил, что данный голос «желтый и рассыпчатый», «темно-серебряный» или «фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».

· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. Ясно, что красный… А вот Fis – синий, это совершенно очевидно… Это мне так же ясно, как то, что вот вы стоите и я стою». И еще: «Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуки, а тональности. Вот у меня в «Прометее» в начале – тут как бы совмещение тональности А и тональности Fis – поэтому тут должны быть цвета розовый и синий» [34: с. 336].

4. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Какие характеристики имеют отношение к определению категории «ощущения»?

А) всегда сознательный процесс

Б) непосредственное воздействие на органы чувств

В) отражение отдельных свойств и качеств

Г) познавательный процесс

 

2. Ощущение – это…

А) процесс отражения предметов в совокупности их свойств и частей

б) отражение отдельных свойств предмета

в) своеобразие склада психической деятельности

г) психический процесс по созданию новых образов

3. Анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела и во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней среды, – это

А) орган чувств

Б) рецептор

В) анализатор

Г) центральная часть анализатора

 

4. Морфологическая и функциональная структура, включающая рецептор, проводящие нервы, участки в коре головного мозга, - это:

А) орган чувств

Б) рецептор

В) анализатор

Г) центральная часть анализатора

 

5. Контактную и дистантную чувствительность различают по: 

А) наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение

Б) названию рецептора, который дает ощущение данного качества;

В) расположению рецепторов

Г) временивозникновения ощущений в ходе эволюции животного мира

 

6. Экстероцепция, проприоцепция, интроцепция – ощущения, которые получили свое название по поводу 

А) наличия или отсутствия непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение

Б) названия рецептора, который дает ощущение определенного качества;

В) расположения рецепторов

Г) времени возникновения ощущений в ходе эволюции животного мира

 

7. Новую и древнюю чувствительность различают по:

А) наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение

Б) названию рецептора, который дает ощущение данного качества;

В) расположению рецепторов

Г) времени возникновения ощущений в ходе эволюции животного мира

   

8. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений – это

А) адаптация

Б) взаимодействие ощущений

В) сенсибилизация

Г) контраст ощущений

Д) синестезия

 

9. Что не является свойством ощущения?

А) качество

Б) субмодальность

В) продолжительность

Г) пространственная локализация

Д) абсолютный порог

 

Тема 6. Восприятие

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика восприятия

2. Физиологические основы восприятия

3. Свойства и виды восприятия

4. Связь восприятия с другими процессами

Информационный материал

Общая характеристика восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения: суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим фильм, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому, восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем.

Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений – к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Так же особенностями восприятия является тесная связь данного процесса с другими познавательными процессами и сферами психики человека, например с эмоциональной и волевой сферами.

Свойства и виды восприятия. К основным свойствам восприятия следует отнести: предметность, структурность, константность, апперцепцию, осмысленность, активность, целостность.

Предметность восприятия способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Структурность заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменившиеся условия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Апперцепция – свойство, которое говорит о том, что восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека, его знаний, предшествующего опыта.

Осмысленность восприятия указывает на то, что оно теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Целостность. В отличии от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Это целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельный свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Имеют мест о самые разные подходы к классификации видов восприятия.

1. Классификация видов восприятия возможна и по «типу существования материи»: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

2. На основе того, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Связь восприятия с другими процессами. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающегонас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. В формировании перцептивного образа может принимать участие и мышление.

Восприятие требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта: огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, осознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность желания.

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение понятия «восприятие»;

ü свойства и виды восприятия.

Уметь:

ü называть свойства восприятия, раскрывать их суть и приводить примеры;

ü описывать физиологические основы восприятия.

Владеть:

ü опытом выявления общих закономерностей функционирования и индивидуальных различий перцептивной сферы человека.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Лекцию 15. «Общее представление о восприятии» (с. 107-117) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 11. Сенсорно-перцептивные процессы (11.3, 11.4, с. 176-188) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 5. Восприятие (с. 137-163) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Восстановите в памяти содержание лекции по теме «Восприятие». Составьте развернутый план прочитанного.

4. Назовите моменты в изучаемом материале, которые вам были уже знакомы, о которых вы читали или слышали ранее.

5. Что в прочитанном материале оказалось для вас новым? Назовите 3-4 позиции.

6. Подготовьтесь к дискуссии по основным вопросам темы, выделив в прочитанном материалы спорные моменты.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Проведите эксперимент «Роль движений в осязании» с группой ваших сокурсников, который убеждает, что при восприятии, в процессе активного взаимодействия органа чувств с объектом, возникает перцептивная модель этого объекта.

Инструкция: Приготовьте из картона несколько небольших геометрических фигур – квадрат, треугольник, круг, звездочку, пирамиду.

Ход выполнения эксперимента: Испытуемому завязывают глаза. Экспериментатор осторожно кладет фигурки одну за другой сначала на предплечье ближе к кисти руки, затем на ладонь испытуемого и спрашивает: «Что вы ощущаете?».

    Когда фигурка лежит на предплечье, испытуемые отвечают: «Чувствую, что что-то лежит, но что именно, не знаю». Когда фигурка лежит на поверхности ладони (здесь надо быть начеку: испытуемый обязательно невольно попытается совершить какие-то движения, и это уже само по себе очень важное наблюдение!), ответы становятся более определенными, хотя тоже остаются неправильными: «Что-то вроде круга (на самом деле -- квадрат)». И т.д.

    Наконец, экспериментатор разрешает ощупать фигурки. Можно заметить, как движения пальцев как бы обрисовывают контуры фигурки, как бы снимают с них слепок, модель. В результате – безошибочное узнавание. Почти таким же будет результат, если фигурку двигать на ладони [17: с. 89-90].

2. Прочитайте внимательно тексты А. Толстого (А),
И. Шмелева (Б, В, Г),  и определите какие виды восприятия доминируют в них? Можете ли вы согласится с тем, что у каждого человека есть индивидуально превалирующий вид восприятия?

А) Солнце спускалось в длинную тучку. Оно казалось совсем близким, и пышные лучи его шли прямо в глаза. Края лиловой тучи раскалялись, и тело ее густело. Меняясь из алого в красное, в густое пурпуровое, солнце поднялось, наконец, в небо, раскинуло по нему все свои лучи и медленно кануло. И Багровое, мрачное пламя залило полнеба. Профили домов казались начертанными на закате. Одно за другим засветились в небесной высоте облака, то как острова, то как вознесенные застывшие дымы, и словно разлились между пылающими этими островами чистые реки, зеленые, как морская вода. Солнце из облаков света строило призрак райской земли.

Б) Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный… Серенькая погода, оттепель. Капает за окном – как плачет… Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масляницу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, на них поливают уксусом. …В тазу шипит, и поднимается кислый пар, - священный.

…От масляницы нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, из рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва…

В) после обеда трясем грушовку. …Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно-едкий – от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, - от яблок. Ползают все… Все берут в горсть и нюхают: ааа… грушовка!

Г) …Ледяной Дом-Дворец. …Помню – струящиеся столбы, витые, сверкающие, как бриллианты… ледяного-хрустального Орла над «Домом», блистательного, до ослепления… слепящие льдистые шары, будто на воздухе, льдисто-пылающие вазы, хрустальные решетки по карнизам… окна во льду, фестонами, вольный раскат подъезда… - матово-млечно-льдистое, в хладно-струящемся блеске из хрусталей… стены Дворца, прозрачные, светят хрустальным  блеском, зеленым, и голубым, и розовым… - от где-то сокрытых лампионов… - разве расскажешь это [34: с. 352-353]!

    3. Подготовьтесь к тестированию по теме «Восприятие».

Темы рефератов

1. Восприятие человека человеком.

2. Иллюзии восприятия.

3. Модальности восприятия.

4. Восприятие времени.

5. Восприятие пространства.

6. Восприятие движения.

7. Связь восприятия с другими процессами.

8. Свойства восприятия.

9. Методы изучения восприятия.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.056 с.)