Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.



Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1) Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ И. В. Вачков, – М.: Ось-89, 2012. – 208 с. 

2) Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

3) Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

5) Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

6) Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Речь».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач:

А) Заполните пропущенные слова в данных предложениях.  

а) Речь, так же как и …, есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в ….

б) Процесс общения людей друг с другом посредством языка называется ….

в) Язык – это система …, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения.

г) Слово имеет материальную форму и …. содержание – значение.

д) Мысль существует в … и выражается в …  [40: с. 137].

Б) С учетом приведенного высказывания охарактеризовать речь как психическое явление, показать ее связь с отражательной деятельностью мозга, а также ее роль в жизнедеятельности людей:

а) «Человеческая речь является знаковым отражением действительности в мозгу. Одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы» [40: с. 138-139].

В) Сравните приведенные цитаты. В чем они совпадают и в чем различаются? Какая из них ближе к современному пониманию языка (речи) и сознания и почему?

а) Соотношение сознания и речи не простое сосуществование и взаимовлияние, а единство, в котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия… О контроле сознания над речью говорят, например, часто наблюдаемые отрицательные оценки собственной речи типа: «Я не то хотел сказать», «Я неудачно выразился»…

б) Истекает много времени, пока мы приходим к пугающему нас заключению, что когда мы говорим, то выступаем просто исполнителями или актерами, текст же составляется кем-то другим (подсознанием).

в) Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми… язык есть непосредственная действительность мысли.

г) Сознание неотделимо… от языка. Язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления… Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.

д) Существует точка зрения, что люди, говорящие на разных языках, воспринимают вещи по-разному… При этом от языка зависит не только содержание, но и структура мысли: различные народы анализируют мир различным способом… Сознание определяется не объектом, а тем, как он представлен в языке.

е) Человек лингвизирует свой мир, и лингвизация в этом смысле есть творческий процесс. Человек живет в мире, пересотворяемом непрерывно с помощью его собственного языка [34: с. 109].

Д) Как характеризует личность говорящего его речь? Почему необходимо воспитание культуры речи учителя?

«Можно сказать, что чем выразительнее речь, тем больше она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его личность, он сам» [40: с. 143].

3. Итоговое тестирование

Итоговый тест

1. Речь – это

А) система знаков

Б) форма взаимодействия живых существ

В) средство  общения

Г) звуковой ряд

 

2. Язык – это

А) система знаков

Б) форма взаимодействия живых существ

В) средство общения

Г) звуковой ряд

 

3. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка – это

А) речь

Б) обмен мнениями

Г) коммуникация

 

4. Система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления

А) речь

Б) язык

В) мимика

Г) пантомимика

 

5. Установите соответствие основных этапов построения речевого высказывания с их содержанием

1. Первый этап 2. Второй этап 3. Третий этап А) построение синтаксической структуры предложения Б) построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать В) проговаривание, реальное звучание речи

 

6. Установите соответствие

1. Внешняя речь  2. Внутренняя речь А) развернута, Б) свернута, сокращена

 

7. Речевая деятельность, выявляемая вовне, – это    

А) эгоцентрическая речь

Б) внутренняя речь

В) внешняя речь

 

8. Беззвучная речь, речь со скрытой вербализацией – это

А) эгоцентрическая речь

Б) внутренняя речь

В) внешняя речь

 

9. Речь, как определенный этап в развитии речи, речь вслух для себя – это  

А) эгоцентрическая речь

Б) внутренняя речь

В) внешняя речь

 

10.   Что не является видом речи?

А) внешняя

Б) письменная

В) устная

Г) дискуссия

Д) монолог

 

Тема 11. Воображение

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воображении. Функции воображения.

2. Виды воображения.

3. Приемы творческого воображения

4. Компоненты воображения

5. Индивидуальные особенности воображения

Информационный материал

Понятие о воображении. Воображение – это психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Его сущность состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует: либо объективно (впервые создается в обществе), либо субъективно (обладающих новизной только лишь для самого создателя). Основой создания подобного образа является прошлый опыт, знания, которые человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью, и в процессе речевого общения.

Воображение связано со всеми сторонами психической жизни человека: непосредственно базируется на представлениях, протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и вниманием, с эмоциональной сферой. Так, например, эмоции и чувства могут воплощаться в образ. И, наоборот, воображение может влиять на чувства.

Функции воображения. Воображение дает человеку возможность воздействовать на окружающую среду, планировать и целенаправленно изменять её, анализируя и прогнозируя события. Основное значение воображения состоит в том, месте, которое ему принадлежит в любом труде: труд невозможен без представления его конечного и промежуточных результатов.

Воображение – психологическая основа творчества. Оно – универсальная способность человека к порождению замысла и образа того, что лишь будет создано в процессе творческой работы путем преобразования практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта. Оно связано с нашей способностью и необходимостью творить новое (С.Л. Рубинштейн), «…одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» (Л.С. Выготский).

Воображение может выполнять гностическую (активно способствует познанию, помогает мышлению), прогностическую (позволяет «увидеть» предстоящее), воспитательную (произвольное создание на уровне фантазии и последующая реализация тех или иных качеств человека), защитную (удовлетворение потребностей, снижение напряжение и т.д.), коммуникативную (общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата) функции.

Физиологические основы воображения. Аналитико-синтетическая деятельность мозга, образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга, – физиологической основой воображения.

Виды воображения, их характеристика. Существуют несколько подходов к классификации видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо существенный признак воображения.

По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным. Конкретное воображение оперирует единичными, вещными образами. Абстрактное воображение оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

По участию или не участию волевых процессов в воображении различают непроизвольное воображение и произвольное воображения. Непроизвольное воображение – воображение, характеризующееся неучастием в процессе создания образов целеполагания и волевого усилия. Произвольное воображение – воображение, которому присуще наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.

По признаку активности воображения различают активное и пассивное воображение. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, в основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Пассивное воображение – созерцательное воображение с его непроизвольными формами: преднамеренное (грезы и др.) и непреднамеренное (сновидения и др.);

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов активное воображение бывает воссоздающим и творческим, между которыми нет жесткой границы. Воссоздающее воображение – вид воображения, в ходе которого у человека возникают образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Этот вид воображения используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Он играет важную роль и в процессе коммуникации и в усвоении социального опыта. Оно тесно связано с памятью. Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, идеи, не существующие объекты, маловероятные или невероятные Творческое воображение является психологической основой творчества. Ведущая роль в этом виде воображения принадлежит не памяти, а эмоционально окрашенному мышлению.

Приемы творческого воображения: агглютинация, аналогия, акцентирование, преувеличение (преуменьшение), типизация.

Агглютинация (в переводе с греческого – склеивание) состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Например, кентавр в греческой мифологии – пример реализации такого приема.

Аналогия – прием, благодаря которому строится образ в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Результаты такого приема можно найти в существующих ныне инженерных сооружениях (например, локатор, самолет).

Акцентирование – процесс особого выделения в создаваемом образе какой-либо части, детали. Примером использования такого приема служат карикатура, шарж.

Преувеличение (преуменьшение) – увеличение всего объекта в целом. Известные примеры реализации такого приема находим в ряде художественных произведений «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов», в народных сказках, былинах, в которых герои изображаются могучего телосложения, со сверхчеловеческой силой и т.д.

Типизация – процесс выделения в образе типичной, много раз повторяющейся особенности, присущей модели. Активно этот прием используется писателями, художниками, скульпторами.

Компоненты воображения

Сновидения – случай непроизвольной работы пассивного воображения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Человек находится во власти этих образов, не оперируя ими. Есть мнение, что в данном случае образами движут аффективные потребности, влечения (З. Фрейд).

Грезы –это произвольная трансформация образов пассивным воображением, намеренно вызванные образы фантазии, не связанные с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают в воображении, а не формируются им. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом, но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже может свидетельствовать об определенных нарушениях психического развития.

Особой формой воображения является мечта, заключающаяся в самостоятельном создании новых образов. Мечта – это всегда образ желаемого события, явления. Но особенность ее в том, что она не включена в творческую деятельность, и потому не дает немедленно и непосредственно объективного творческого продукта.

Индивидуальные особенности воображения

Яркость образов, степень соотнесения образов с реальностью, степень организованности воображения (подчиненности поставленной задаче), область деятельности – основные линии, по которым можно наблюдать индивидуальные различия воображения.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü  категорию «воображение»;

ü связь воображения и творчества;

ü виды воображения и критерии, на основе которых они выделяются;

ü индивидуальные особенности воображения и их суть.

Уметь:

ü приводить примеры того, где и в каких именно ситуациях воображение имеет место в жизни и деятельности человека;

ü дифференцировать виды воображения;

ü называть и давать характеристику приемам творческого воображения;

ü приводить примеры, иллюстрирующие основные идеи темы.

Владеть:

ü опытом анализа и сопоставления понятий;

ü опытом организации исследования по изучению индивидуальных особенностей воображения отдельного человека или группы людей. 

План самостоятельной работы

1. Обратитесь к лекционному материалу, прочтите его и выпишите идеи, особенно вас заинтересовавшие.

2. Законспектируйте материал из раздела «Общая психология» (с. 183-187) и Лекцию 5. Воображение и его развитие в детском возрасте (с. 807-819) в книге Л.С. Выготского «Психология», Главу 35. Психология творчества (с. 591-621) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 8. Воображение (с. 222-238) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Приведите примеры из повседневной жизни и профессиональной деятельности педагога, связанные с воображением.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Обратитесь к художественной литературе. Найдите примеры описания процесса воображения у взрослых и детей.  

2. Напишите небольшое эссе на тему: «Воображение и творчество в профессиональной деятельности педагога».

3. В группах по 3-4 человека выполните следующее упражнение на развитие воображения. Один из участников начинает рассказывать какую-нибудь историю. Затем по знаку ведущего (из числа участников группы) ее продолжает второй участник, потом третий, четвертый, и так пока последний в группе не закончит ее. Упражнение можно усложнить, перенеся время действия в другую историческую эпоху [31: с. 84].

4. Попробуйте дать объяснение следующему факту: «Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены происходящие в его теле. В специальным опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2 градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градус. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой рукой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели)» [8: с. 192].

5. О каком механизме воображения идет речь в отрывке из трактата Лукреция «О природе вещей»?

Ведь не живым существом порождается образ Кентавра;

Ибо созданий таких никогда не бывало, конечно,

Но коли образ коня с человеческим как-то сойдется,

Сцепятся тотчас они, как об этот сказали мы раньше,

Вследствие легкости их и строения тонкого ткани.

Так же и прочее все в этом роде всегда возникает… [34: с. 424]

· Какие приемы воображения использовали русские писатели: Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета.Отелло и т.д….» он советовал молодым писателеям: «Если вы описываете лавочника, то надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе – тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»

· Л.Н. Толстой рассказывает о том, как возник у него образ Наташи из романа «Война и мир»: «Я взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа». Таня и Соня – его свояченица и жена, две реальные женщины [34: с. 424-425].

 

Темы рефератов

1. Понятие о воображении.

2. Роль воображения в жизни человека.

3. Физиологические основы воображения.

4. Мышление и воображение.

5. Характеристика видов воображения.

6. Индивидуальные различия в воображении.

7. Характеристика видов воображения.

8. Связь воображения с творчеством.

9. Развитие воображения в детском возрасте.

10. Методы изучения воображения.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.05 с.)