ГЛАВА 3. Психология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3. Психология личности



Тема 12. Личность

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о личности в психологии

2. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность

3. Биологическое и социальное формирование личности

4. Структура личности

5. Современные теории личности

Информационный материал

Понятие о личности в психологии. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностьюсубъектом познания и активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т. е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития.

Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире – в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.

Одна из наиболее характерных сторон личности – ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением.

Таким образом, в понятии «личность» фиксируется: 1 – ее социальное происхождение, производное от системы общественных отношений, 2 – активное начало, 3) социальная типичность, делающая личность «единицей», представителем общества, 4) индивидуальность как психическое своеобразие.

Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».

Человек – существо биосоциальное. Он рождается, живет и умирает по законам биологии – в этом заключается его биологическая суть. В тоже время он живет в обществе и приобретает социальные качества. Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» отражают его двойственную природу.

Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Подробно тому, как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

По мнению А.Г. Асмолова, индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Соотношение биологических и социальных факторов в психическом развитии человека – одна из центральных проблем в психологии. В ее решении выделяют несколько позиций. Согласно одной из них, развитие изначально предопределено наследственными задатками. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень, которого они достигают в ходе развития, – все это наследственно предопределено. Все психическое развитие здесь сводят к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств, и отрицают развитие как появление новых качеств. Это теории биологизаторские. Одна из них в психологии известна под названием теория преформизма (С. Холл, А. Гезелл, Л. Термен).

Вторая позиция представлена теориями, которые отдают предпочтение социальным факторам. Согласно этой позиции ребенок в момент рождения является «чистой доской», под влиянием внешних (социальных) условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку.   К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствия наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводит.

Третья позиция в решении этого вопроса представлена теорией В. Штерна, получившей название «теория конвергенции двух факторов». Согласно этой теории процесс психического развития определяется взаимодействием наследственности и среды.

Однако, по мнению отечественных психологов, только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью является движущей силой развития ребенка как члена общества, его психики и сознания.  

Структура личности. Наиболее известная структура личности была разработана  К.К. Платоновым.  Ученый предложил рассматривать личность как динамическую биосоциальную иерархическую структуру. Подструктуры личности расположены таким образом, что нижележащие в большей степени определяются биологическими, а вышележащие – социальными факторами.

В концепции К.К. Платонова выделяются следующие подструктуры (от низших – к высшим):

1. Биопсихические свойства личности: половые, возрастные и типологические (темперамент) свойства личности. Процесс формирования черт этой подструктуры идет за счет тренировки, а сами свойства личности должны рассматриваться на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

2. Индивидуальные особенности психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, восприятия, чувств, воли и др. Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется посредством упражнения и должен изучаться на индивидуально-психологическом уровне.

3. Опыт: знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся через обучение. Свойства данной подструктуры необходимо рассматривать на психолого-педагогическом уровне.

4. Направленность и отношения личности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Данные свойства формируются посредством воспитания и должны изучаться на социально-психологическом уровне.

А. В. Петровским и В.А. Петровским была разработана структура личности на основе персонологической теории. По мнению этих авторов, в структуру личности в первую очередь входит системная организация её индивидуальности, т.е. внутрииндивидная ( интраиндивидная ) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но не достаточная для понимания психологии личности.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены, по меньшей мере, два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений» как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела, которое составляет интериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой такие описанные выше феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Оказывается, что когда характеристики и само существование личности не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межличностное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо, личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную (надындивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляется посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия.

Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них получил название персонализации.

Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводиться к представленности её в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü основные определения личности и ключевых исследователей-психологов, занимавшихся проблемами изучения личности;

ü условия и факторы развития личности: биологические предпосылки, социальные условия, внутренняя позиция личности;

ü структуру личности по К.К. Платонову;

ü основные современные направления в зарубежных теориях личности: психоаналитическое (психодинамическое), бихевиористское, социально-когнитивное, гуманистическое, экзистенциальное и др.

Уметь:

ü формулировать основные психологические признаки личности человека;

ü соотносить понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;

ü раскрывать основные положения теорий личности, разработанные отечественными и  зарубежными исследователями: З. Фрейдом, Г. Олпортом, Р. Кеттеллом, А. Бандурой, А. Малслоу, В.А. Петровским, К.К. Платоновым, А.Г. Асмоловым.

Владеть:

ü навыками дифференциации и анализа индивидных и личностных проявлений человека.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Найдите в психологической литературе и выпишите 15-20 определений личности, данных разными психологами, сравните их, объедините по смыслу (психологическим подходам) и занесите в специально составленную таблицу с указанием самого определения, его автора и той группы (подхода), к которой относится то или иное определение.

3. Ответьте на вопрос о том, какими психологическими признаками должен обладать человек для того, чтобы называться личностью.

4. Определите, как соотносятся между собой понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «человек».

5. Ответьте на вопрос о том, какой вклад в развитие личности вносят биологические предпосылки, социальные условия и внутренняя позиция личности.

6. Найдите в рекомендованной литературе необходимые для описания теории личности и выпишите их основные положения. Для облегчения понимания сопоставьте то, как в разных теориях понимается мотивация личности, какие предлагаются компоненты структуры личности, как описывается процесс развития личности и насколько авторы теорий считают личность свободной в своих проявлениях или обусловленной внешними/внутренними факторами.

7. Отдельно составьте описание признаков «зрелой» личности по Г. Олпорту, А. Маслоу и приведите примеры проявлений зрелой и незрелой личности из известной вам художественной литературы.

Практические задания для самостоятельной работы

    1. Понаблюдайте за поведением ребенка-дошкольника во время его прогулки и попытайтесь определить, какие его поведенческие проявления являются личностными, а какие – индивидными.

    2. Проанализируйте, о какой характеристике личности здесь говорится и какими факторами она обусловлена?

    а) «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него – никто» [21: с. 120].

    б) «Двое смотрят вниз. Один – видит лужу, другой – звезды. Что – кому?!» [4].

    в) «Если я не похож на тебя, то этим я не только тебя не оскорбляю, а напротив, обогащаю тебя» [36: с. 352].

    г) «В каждом человеке можно обнаружить простенький стержень, на котором человек поднимает флаг своей оригинальности» [10: с. 267-268].

    3. В чем прав автор данного утверждения? Какие его мысли нуждаются в уточнении?

    «… Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность … Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность … бывает … Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется … нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях» [33: с. 191,192, 221-222].

    4. О каких детерминантах личности говорится в приведенных текстах?

    а) «…Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений…» [19: с. 36].

    б) «Богатство личности – результат отражения богатства общества, коллектива, в котором она живет и развивается, с одной стороны, и максимальной личной активности, с другой стороны» [16: с. 20].

    в) Внешние социальные факторы оказывают влияние на формирование личности человека, преломляясь через внутренние условия ее жизни – природные и сформированные при жизни [40: с. 65].

    5. Выполните самостоятельно методику 16-факторный опросник Р. Кеттелла [15]. Принесите на занятие обработанные результаты для последующей интерпретации.

Темы рефератов

1. Современные теории личности в отечественной психологии.

2. Современные теории личности в зарубежной психологии.

3. Направленность личности.

4. Устойчивость личности.

5. Структура личности по К.К. Платонову.

6. Персонологическая теория личности А.В. Петровского и В.А, Петровского.

7. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

8. Сравнительный анализ различных определений личности.

9. Культурно-исторический подход к изучению личности.

10. Методы изучения личности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2014. – 607 с.

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2010. – 448 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 635 с.

5. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

6. Петровский В.А. Человек над ситуацией. – М.: Смысл, 2010. – 559 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Обсуждение результатов практических заданий для самостоятельной работы.

3. Выполните тест «Определение типов личности» (Приложение 9).

4. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Человек как носитель внутренней активности называется:

А) индивидом

Б) личностью

В) индивидуальностью

Г) субъектом

 

2. Вставьте недостающие слова.

Личность можно определить, как совокупность

А) мотивов деятельности

Б) отношений к действительности

В) репрезентаций действительности

Г) способностей человека

 

3. В структуру личности, по К.К. Платонову, не входят:

А) бессознательные процессы

Б) интересы

В) знания, умения, навыки

Г) черты характера

 

4. Теорию личности, разработанную Г. Олпортом, относят к:

А) психоаналитическим теориям

Б) бихевиористским теориям

В) когнитивистским теориям

Г) диспозициональным теориям

 

5. С точки зрения российской психологии, личность развивается в процессе:

А) биологического созревания

Б) поведенческой тренировки

В) усвоения социального опыта

Г) созревания психических функций

 

6. Конституциональные особенности являются свойством:

А) индивида

Б) личности

В) субъекта

Г) мозга

 

7. По А.Н. Леонтьеву, личность – это

А) человек как носитель сознания

Б) совокупность специфических для человека поведенческих реакций

В) социальное качество индивида, приобретаемое в обществе

Г) субъект общественно полезной деятельности

 

8. Согласно А.В. Петровскому и В.А. Петровскому, интраиндивидный уровень личности – это

А) проявление личности во взаимодействии с другими людьми

Б) внутренняя психологическая структура личности

В) определенный «вклад» в личность другого человека

Г) все ответы неверны

 

9. Для зрелой личности не характерно

А) стремление к саморазвитию

Б) инфантилизм

В) социальная автономия

Г) цельная жизненная «философия»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.072 с.)