Тема 14. Потребностно-мотивационная сфера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Потребностно-мотивационная сфера



Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мотивации. Функции мотивов

2. Иерархия человеческих потребностей в теории А. Маслоу

3. Теории мотивации в различных психологических школах

4. Феномен выученной беспомощности

Информационный материал

Понятие о мотивации. Иерархия человеческих потребностей в теории А. Маслоу. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Мотивация – это движущие силы поведения, а проблема мотивации – это проблема поиска причин поведения индивида. Основные теории мотивации разработаны в двух резко различающихся между собой методологических традициях.

Одну из них представляют бихевиористские и когнитивистские подходы. Они являются строго экспериментальными и построены в тра­дициях естественнонаучного знания: каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выво­дятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории.

Другую – психоаналитические и гуманисти­ческие концепции, которые разрабатываются и применяется на практике (в психо­терапии) без какой-либо экспериментальной проверки, и тем не менее, получившие признание у научного сообщества. А. Маслоу выделял две группы потребностей – потребности фундаментальные (базовые) и мета-мотивационные потребности. Иерархия («пирамида») фундаментальных (базовых) потребностей выглядит так: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей). Мета-мотивационные потребности – высшие ценности: потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде. Невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, по А. Маслоу, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами. Неудовлетворение высших, мета-мотивационных, потребностей, или утрата человеком ценностных ориентиров, приводит к расстройствам, которые А. Маслоу назвал общей или частичной мета-патологией.

Психология выученной беспомощности. Выученная беспомощность – это форма поведения, описанная М. Селигманом, которая приобретается при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. В экспериментах американского психолога М. Селигмана собаки, которые достаточно долгое время не могли избежать ударов электрическим током, в новых ситуациях уже могли их избежать, но не предпринимали для этого никаких попыток. В дальнейшем данная закономерность была зафиксирована и у человека, у которого выученная беспомощность проявляется в отказе от поиска путей решения проблем. Выученная беспомощность – одна из наиболее серьезных проблем педагогики, связанной с низкой успеваемостью отстающих учеников.

Речь идет о формировании порочного замкнутого круга, когда низкий уровень знаний или неспособность донести свои знания до учителя наказывается плохой оценкой и моральным осуждением, а методы наказания, вместо того, чтобы мобилизовать школьника на активную учебу, окончательно его демобилизуют и приводят к ещё большему отставанию, которое в свою очередь, влечет за собой отрицательные отметки. Тяжелое переживание беспомощности возникает иногда как результат отсутствия педагогического такта у преподавателей. В наборе ругательных штампов некоторых преподавателей есть и такие: «ты всё равно никогда не научишься», «ты никогда не вылезешь из двоек», «ты больше тройки никогда не будешь иметь» и т.п. При этом они не задумываются над тем, какой вред и учебе и личности они причиняют.

Выученная беспомощность характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализацию, т.е возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие, - происходит отказ от попыток решению задач. В конце концов это приводит к депрессии, для которой характерно ощущение, что все усилия, предпринимаемые для решения проблемы, будут неэффективны и человек отказывается от попыток что-то изменить.

Помощь беспомощному. Основной задачей школы является формирование личности, а для становления личности выученная беспомощность является даже более вредной, чем для получения образования. Выученная беспомощность, отказ от поиска – это болезнь личности и регресс её развития. Любые интересы (не имеющие, разумеется, антисоциальной направленности) должны поощряться для того, чтобы помочь человеку избавится от выученной беспомощности и укрепить отношения с окружающими. В определенном смысле учителя, родители и друзья должны выполнять функцию психотерапевтов, ибо отказ от поиска – болезнь души, угрожающая также здоровью тела. С болезнью этой невозможно справится в одиночку. Опора, которую может найти молодой человек в теплом отношении близких, является незаменимой. Эта опора не имеет ничего общего с поощрением и принятием пассивного поведения, лени и уклонения от обязанностей. Важно, чтобы стимуляция деятельности не носила характер односторонних, скомпрометированных всем предыдущим опытом, наказаний. Обучение, ведущее к беспомощности, само является беспомощным.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü иерархию человеческих потребностей в теории А. Маслоу;

ü функции мотивов;

ü виды мотивов: импульсы, влечения, стремления, желания, интересы, идеалы и др.;

ü основные теории мотивации, разработанные У. МакДугаллом, З. Фрейдом, К. Холлом, К. Левиным, Г. Олпортом, А. Маслоу;

ü специфику разных видов мотивации: мотивации достижении успеха и мотивации избегания неудачи;

ü сущность феномена выученной беспомощности (М. Селигман).

Уметь:

ü различать потребность и нужду;

ü различать квазипотребности и истинные потребности (по К. Левину).

Владеть:

ü понятиями «потребность», «мотив».

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 15. Мотивация (С. 413-448) учебника «Общая психология и психология личности» под ред. А.А. Реана (2011) и Главу 22. Направленность и мотивы деятельности личности (22.2-22.4) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015)

3. Перерисуйте в тетрадь «пирамиду потребностей» из указанного учебника Маклакова А.Г. и выучите ее.

4. Запишите и выучите определения квазипотребностей и истинных потребностей, по К. Левину.

5. Перечислите и объясните функции мотивов и виды мотивов.

6. Сформулируйте основные положения теорий мотивации У. МакДугалла, З. Фрейда, К. Холла, К. Левина, Г. Олпорта, А. Маслоу.

7. Устно опишите специфику разных видов мотивации: мотивации достижении успеха и мотивации избегания неудачи.

8. Сформулируйте, в чем заключается феномен выученной беспомощности (М. Селигман).

9. Сформулируйте, что такое «функциональная автономия мотивов» (Г.У. Олпорт).

10. Определите, что такое направленность личности и каковы закономерности мотивации просоциального и агрессивного поведения личности.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Приведите 5-7 примеров собственных квазипотребностей и истинных потребностей.

2. Опишите 2-3 примера из вашей жизни, в которых проявился феномен выученной беспомощности.

3. Прочитайте отрывок из романа И. Уоллеса «Фан-клуб». Проанализируйте потребностную сферу каждого персонажа, попытайтесь сформулировать предположения об их возрасте, личностных особенностях, притязаниях социальном статусе и пр.

«Механик, катаясь по софе, выходил из себя от радости свершения своих надежд.

- По четверти миллиона на каждого, - повторял он без конца, обалдев от счастья. Это был единственный раз, когда он  почувствовал подлинную теплоту в его голосе. – Вообразите только, вообразите, как изменится наша жизнь в эту субботу. Больше никаких забот! Никакой борьбы. Мы будем важными персонами: щелкнешь пальцами – и все готово, как будто мы Гетти или Онассисы.

- Я все время пытаюсь представить себе такую жизнь, - счастливо лепетал Страховой агент, - и не знаю, что сделаю в первую очередь.

- Мы сможем получить все, чтобы усладить свои души, - согласился Бухгалтер, но затем, призадумавшись, добавил маленький совет, что всегда было характерно для него. – Конечно, было бы разумно вложить большую часть средств в свободные от налогов муниципальные акции. Это обеспечило бы регулярный доход. 

- Сначала я хотел бы приобрести все те вещи, о которых всегда мечтал, - заявил механик.

- Что например? – заинтересовался страховой агент.

 В этот момент выражение лица Механика мне напомнило несчастного сироту, которого вдруг усыновила богатая семья. И вот наступило первое Рождество в ней, и он растерялся, увидел дюжины подарков, нагроможденных горой под красочно убранной елкой.

- Что бы я хотел сделать с этой капустой? - Механик погрузился в эйфорические фантазии – необычное для него состояние, ведь ему совсем не были свойственны полеты воображения.

- …Одну вещь я знаю наверняка. – сказал он. – Не собираюсь вообще работать, и если когда-нибудь все же решусь на это снова, то это будет работа не на кого-то, а только на себя. Думаю, что начну искать новую квартиру. Может, куплю себе модное холостяцкое гнездышко, самый большой кондоминиум, который вы когда-либо видели, черт побери. А может – дом на пляже возле Марина дель Рэй, где можно прекрасно повеселиться, или где-нибудь в Малибу.

- Такая собственность на пляжах может оказаться весьма дорогой, - напомнил ему Бухгалтер.

- Ты говоришь об этом с толстосумом-богачом, - широко улыбаясь, ответил Механик. – Да, огромное владение, мое собственное, на берегу океана. И там я буду закатывать ежедневные приемы для всех этих шикарных шлюх в бикини, которые всегда разгуливают по песку. А затем куплю себе лучшую итальянскую спортивную машину, по специальному заказу, может быть, красный «феррари» или «ламбертини». И буду разъезжать в ней везде, как один из тех плейбоев из Южной Америки. После того, дайте подумать… наверное, все же сделаю вклады… А может, куплю настоящую гоночную машину – одну из бледно-зеленых «порше», с двенадцатью цилиндрами. Такую, над которой я смог бы покумекать немного, а потом принять участие в гонках по дорогам вокруг страны и выигрывать денежные призы и награды. Вот, все это для начала. Существует множество других вещей, которые мне также хотелось бы иметь. – Он ткнул бокалом в сторону страхового агента… - Ну, а как ты? Что ты собираешься сделать со своим богатством?

С сияющим мясистым лицом, в восторге от перспектив и подогретый алкоголем тот серьезно раздумывал над заданным вопросом.

- Ну, можешь мне поверить, я часто задумывался над тем, что бы сделал, если бы на меня свалилось неожиданное наследство, и немалое. Так что имею весьма неплохие идеи. Сначала, как и ты, почти немедленно бросил бы работу. Профессия продавца, конечно, имеет некоторые положительные аспекты, но, по существу, это унизительный способ зарабатывать на жизнь. День – на месте, другой – в разъездах, постоянно в напряжении, всегда должен улыбаться, быть в хорошем настроении, частенько на тебя смотрят сверху вниз или вообще оскорбляют. Больше этого не будет, такая работа не для меня.

- Ну, а что бы та сделал конкретно? – допытывался Бухгалтер.

- Ну, во-первых, я хотел бы установить трастовый фонд для Нэнси и Тимми - это мои малыши – так, чтобы о них всегда заботились в будущем. Затем, возможно, переехал бы в Беверли-Хиллс, купил бы один из тех прекрасных двухэтажных домов в испанском стиле на Родео или на Линден, дом с бассейном позади. Позволил бы жене декорировать и меблировать его. Она всегда хотела заняться чем-то таким. Конечно, стал бы членом какого-нибудь престижного гольф-клуба. Проводил бы там много времени, общаясь с людьми из высших слоев общества. И стал бы солидным инвестором на рынке ценных бумаг. Всегда чувствовал, что мог бы хорошо играть на бирже, может быть, удвоил бы свое состояние. И наверное, для хобби – никогда не говорил об этом никому, потому что это казалось смешным практически нереальным… я хотел бы снова возвратиться в футбол. Не для игры, конечно. Для этого я уже перебрался на другую сторону холма, к сожалению. …Попытаться купить акции какого-нибудь синдиката, планирующего купить футбольное поле на выгодных условиях… и принять активное участие в создании команды. Например, стать помощником тренера. …О да, - он повернулся у Бухгалтеру, - надеюсь, что попросил бы вас следить за моими акциями и заботиться о налогах…

- Благодарю за оказанное доверие, - торжественно произнес Бухгалтер. - …Боюсь, что мои собственные планы… бледнеют в сравнении с вашими. Но трудно приниматься за радикальные перемены в жизни, когда находишься в моем возрасте. Безусловно, не могу представить, что тут же брошу свое дело или изменю место жительства. Самое большое, что могу вообразить, - это купить большой дом в том же районе или, возможно, сделать пристройку к своему, если экономически это окажется выгодным. Кроме того, если только это возможно, рассмотрел бы варианты расширения моего дела, установив отношения партнерства и сняв более привлекательные помещения для офисов…

- Ну хватит нести ерунду, - поддразнил его Механик. – все это очень занудно… Позволь себе хоть немного радости, парень. У тебя будет четверть миллиона баксов. Купи себе, например, шикарный массажный салон…

Бухгалтер застенчиво улыбнулся.

- Ох, у меня были мысли такого рода. Полагаю, что мог бы купить часть акций в ночном клубе «День рождения», знаете, где работают девочки. Это было бы прекрасным приработком. Что касается женщин, что ж, я не прочь наслаждаться обществом подходящей юной леди которую я мог бы поместить в отдельную квартирку… Одно, еще одно, последнее, дело, - сказал Бухгалтер почти стыдливо. – Мне бы хотелось съездить в Ганзу… Как вы знаете, я сторонник здоровой пищи… в результате я интересуюсь всем, …что способствует хорошему состоянию здоровья и таким образом удлиняет жизнь. …Ганза – это отдаленная маленькая страна, …расположенная в предгорье Гималаев в северном Пакистане. …Ганза уникальна во многих отношениях. …Больше всего в Ганзе людей, переживших свое столетие. …Никто не знает причину. Вероятно, существует множество факторов. Но одним из них определенно является диета. Средний человек в Ганзе потребляет 1923 калории в день. Люди там едят натуральную, необработанную пищу. …Та здоровая пища, которую, как вы наблюдаете, я ем, заимствована из типичной диеты Ганзы. Это хлеб из грубого ячменя, сушеные абрикосы, яблоки, репа, йогурт, чай. Моей самой большой мечтой было бы посетить Ганзу, познать ее секреты и испить из ее Фонтана юности. …Уже много лет я держу наготове паспорт, прямо у себя в офисе, и постоянно возобновляют его, на тот случай, если представится возможность съездить туда.

…И тут я заметил, что Механик разглядывает меня остекленевшим взором.

- Ты что-то совсем притих, малыш, ведь только что на тебя свалилось целое состояние.

- …Я вовсе не задумывался о том, как потрачу свою долю полученных столь неправедным путем денег…

- Ну, так как ты распорядишься ими? Повторил свой вопрос механик.

- Не знаю, - честно признался я. – Может быть, брошу свою работу на полставки, которая всегда мешала мне писать. Предполагаю, что теперь смогу все время и все способности отдать литературной деятельности. Может быть, захочу на время уехать из Лос-Анжелеса, пожить на Левом берегу в Париже, как для личного опыта, так и для стимулирования творчества. …Мне бы хотелось много путешествовать, увидеть мир… Считаю, что каждый автор нуждается в своем годе путешествий. Возможно, сделаю остановку на Майорке, в Венеции и Флоренции, в Самарканде и, быть может, в Афинах Стамбуле. Не знаю. О других способах тратить эти деньги я пока не задумывался. …У меня не столь много желаний, которые можно купить за деньги» [34: с. 163-166].

 

Темы рефератов

1. Понятие мотива и мотивации.

2. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

3. Мотивация достижения и тревожность.

4. Выученная беспомощность по М.Селигману.

5. Структура потребностей по А.Маслоу.

6. Потребность в общении (аффилляция).

7. Мотивация власти.

8. Альтруизм, эмпатия и просоциальное поведение.

9. Мотивация агрессивности и фрустрации.

10. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успеха.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 890 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

3. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2014. – 607 с.

Дополнительная:

1. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

3. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 511 с.

5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672с.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение теста учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) (Приложение 12).

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Выберите лишнее в данном списке

А) влечение

Б) импульс

В) желание

Г) инстинкт

 

2. Автором «пирамиды потребностей» является

А) А.Н. Леонтьев

Б) К. Левин

В) У. МакДугалл

Г) А. Маслоу

 

3. Явление «встречи» потребности с потенциальным предметом ее удовлетворения называется

А) целеполаганием

Б) предвосхищением

В) опредмечиванием

Г) намерением

 

4. Потребность в мобильном телефоне относится к

А) квазипотребностям

Б) влечением

В) истинным потребностям

Г) потребностям в общении

 

5. Доминирующая мотивация личности, относительно не зависимая от наличной ситуации, называется

А) авторитарностью

Б) направленностью

В) убежденностью

Г) доминантностью

 

6. Стремление человека к установлению теплых, дружеских отношений с другими людьми называют мотивом

А) аффилиации

Б) притязаний

В) достижений

Г) аттракции

 

7. Снижение напряжения потребности в результате ее удовлетворения называется

А) опредмечиванием

Б) затуханием

В) насыщением

Г) вытеснением

 

8. Психологом, рассматривавшим в качестве основной движущей силы человеческого поведения иррациональные инстинктивные побуждения, был

А) К. Левин

Б) У. Макдугалл

В) А. Маслоу

Г) Дж. Уотсон

 

9. «Функциональная автономия мотивов» предполагает, что мотивы поведения человека определяются

А) его прошлым опытом, чаще всего детским

Б) его автономным положением в обществе

В) его наличным состоянием и независимостью мотивов от прошлого опыта

Г) устойчивым характером его деятельности

 

10. Расставьте в правильной последовательности потребности от низших к высшим (согласно "пирамиде потребностей")

А) эстетические потребности

Б) потребность в принадлежности и любви

В) физиологические потребности

Г) потребность в самоактуализации

Д) потребность в безопасности

Е) потребность в уважении

Ж) познавательные потребности

 

Тема 15. Эмоции

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций.

2. Классификация эмоций и чувств.

3. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Информационный материал

Понятие об эмоциях и чувствах.   Функции эмоций. «Эмоции», «чувства», «эмоциональные состояния» и «эмоциональные переживания» – категории, которые часто рассматривают как синонимичные понятия. Можно сказать, что эмоции ситуативны, чувства есть результат обобщения эмоциональных состояний. На этом же основании Эмоциональные состояния и эмоциональные переживания могут быть отнесены либо к классу «эмоции», либо к классу «чувства».

Эмоции (чувства) своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции (чувства) отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека и выражаются в форме переживаний. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в эмоциях и чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности.

Эмоции и чувства – это психофизиологические феномены, поэтому о переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания).

Эмоции (чувства) играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека. Говорят об отражательно-оценочной, управляющей, защитной, мобилизующей, компенсаторной, сигнальной функциях эмоций. Выделяют также дезорганизующую роль эмоций в поведении человека.

Классификация эмоций и чувств

Подходов к выделению эмоций, эмоциональных состояний и чувств существует огромное множество. Остановимся лишь на некоторых из них.

1. Согласно одному из принятых подходов, различают негативные (горе, печаль), позитивные (радость, счастье) и нейтральные эмоции. Такие эмоции как удивление, любознательность, интерес относят к разряду нейтральных эмоций. В основе данной классификации лежит критерий получивший название – «знак эмоции».

2. Еще один подход к классификации эмоций выделяет эмоции стенические и астенические. Критерием выделения данной группы эмоций является отношение к деятельности. Стенические – это эмоции, отличающиеся действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил, способствуют успешному выполнению деятельности. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, расслабляют человека и препятствуют успешному выполнению деятельности. 

3. Различают низшие и высшие эмоции (чувства). Критерий выделения эмоций и чувств в данном случае – уровень эмоциональной сферы человека.

Низшие эмоции даны от рождения. Они тесно связаны с успешностью удовлетворения потребностей. Высшие чувства – результат социальной жизни человека. Высшими чувствами называют те чувства, которые включают все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Высшие чувства – это нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные (моральные) – выражают отношение человека к человеку, к обществу. Нравственныечувства – это любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.

Интеллектуальные чувства – выражают отношение человека к процессу познания, его успешности и неуспешности. Развитие интеллектуальных чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, и связано с оценкой процесса познания и его результатов.

Эстетические чувства выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или – в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности – как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека.

Уровень развитости и содержательности эстетических, нравственных и интеллектуальных чувств выступает существенно важным показателем социальной зрелости личности.

4. Согласно следующему подходу, можно вести речь еще об одной группе эмоциональных состояний – аффекты, настроение, страсть. Интенсивность и продолжительность во времени – критерии выделения данных эмоциональных состояний. Аффекты – интенсивное, но кратковременное эмоциональное переживание. Страсть – интенсивное и продолжительное эмоциональное переживание. Настроение – слабая интенсивность, но длительное по времени эмоциональные состояния.

5. Еще одна группа эмоциональных состояний – стресс и фрустрация

Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Фрустрация по мнению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко представляет собой психическое состояние, связанное с неуспехом в удовлетворении потребности или желания. Фрустрация возникает в ситуациях трудно преодолимых препятствий, мешающих удовлетворению потребностей.

6. В концепции К. Изарда выделены основные эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности

Основные различия в эмоциональной сфере личности связывают с различием в содержании чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются, и какое отношение человека к ним они выражают. Отношение к себе, отношение к миру, к другому человеку – все это предмет эмоциональных переживаний личности. Типичные различия эмоциональных особенностей личности также могут выражаться в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Кроме того, можно различать: силу или интенсивность чувства и его глубину.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определения понятий «эмоции», «чувства»;

ü основные подходы к классификации эмоций и чувств;

ü индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности.

Уметь:

ü описывать физиологические механизмы и поведенческие проявления эмоций; 

ü называть виды эмоций и чувств, приводить примеры, объясняя место и роль эмоций в жизни человека;

ü раскрывать суть понятия «уровни эмоциональной сферы человека».

Владеть:

ü опытом определять и разъяснять ключевые понятия по теме «Эмоции»;

ü опытом сопоставлять и сравнивать основные понятия;

ü опытом проведения исследования по изучению особенностей эмоциональной сферы человека, выделяя в ее функционировании общие закономерности и индивидуальные особенности.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте Лекцию 48. Эмоциональные явления. Аффекты (с. 461-469) и Лекцию 49. Выражение эмоций. Эмоции, настроения, чувства (с. 470-478) в книге А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии», Главу 9. Чувства (с. 239-258) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию», Главу 8. Эмоции и чувства в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология».

3. Прочтите лекционный материал по теме «Эмоции», обратив внимание на авторов, идеи которых вас заинтересовали.

4. Составьте развернутый план прочитанного вами материала в письменной форме.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Обратитесь к художественной литературе. В художественных произведениях (3-4-х) найдите примеры описания эмоциональных переживаний людей разного возраста, пола, национальности, социальной принадлежности. Найденные вами примеры можно будет обсудить на занятии. 

2. Определите уровень тревожности личности по тесту Дж. Тейлор (П риложение 13).

3. Подготовьтесь к дискуссии по основным вопросам темы, выделив в прочитанном материале спорные моменты.

Темы рефератов

1. Значение эмоций в жизни человека.

2. Психологические теории эмоций.

3. Функции и виды эмоций у человека.

4. Эмоции и современное художественное творчество.

5. Эмоции и личность.

6. Связь эмоций с потребностями человека.

7. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

8. Любовь как нравственное чувство.

9. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

10. Развитие эмоциональной сферы у человека.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.129 с.)