Тема 18. Темперамент и характер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Темперамент и характер



Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о темпераменте.

2. Типы темперамента

3. Понятие о характере

Информационный материал

Понятие о темпераменте. Темперамент является одним из значимых индивидуально–типологических свойств личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Темпераментдинамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в скорости, интенсивности, изменчивости и др. чертах. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента:

1) общую активность индивида;

2) его двигательные проявления;

3) его эмоциональность.

Общая активность индивида характеризует «динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности до предельной энергичности, стремительности действий.

Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике).

Третий компонент темперамента – эмоциональность, характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты эмоциональности - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная подвижность.

Согласно В.М. Русалову, темперамент имеет следующую характеристику:

1) отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально–типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) проявляется с детства;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) связан со свойствами биологических систем организма (нервной системой, гуморальной системой и др.);

7) передается по наследству.

Польский исследователь Я. Стреляу считает, что темперамент определяет такие основные формальные характеристики поведения как:

1) интенсивность­ – энергетический аспект;

2) время – темпоральный аспект.

Типы темперамента. Одна из древнейших классификаций темперамента принадлежит древнегреческому врачу Гиппократу. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

· Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» – холериком.

· Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.

· Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым – сангвиником.

· Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым – меланхоликом.

Данные названия до сих пор сохранились в психологи для обозначения типов темперамента. Однако в соответствии с современными представлениями, тип темперамент а определяется сочетанием свойств нервной системы (типом высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову): 1) силой; 2) уравновешенностью; 3) подвижностью.

   

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными. Флегматическим темпераментом называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвиническийтемперамент – другой сильный тип темперамента – характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент – третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Понятие о характере, формирование характера. Характер – своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и, в первую очередь, в отношениях к людям, делу, вещам, к самой себе. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Характер в узком смысле слова – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

В характере могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Среди черт характера одни выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, другие – как второстепенные, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые.

Характер проявляется в том, как человек относится к другим людям; к себе; к делу; к вещам.

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семью, дружескую компанию, трудовой или учебный коллектив, в асоциальной ассоциации и т.д.).

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü как влияет темперамент на трудовую и учебную деятельность;

ü основные свойства нервных процессов, а также типы высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову;

ü конституциональные теории характера (Э. Кречмер) и темперамента (У. Шелдон);

ü основные теории темперамента (В.М. Русалов, Я. Стреляу);

ü свойства темперамента (Б.М. Теплов, В.С. Мерлин);

ü основные проявления характера человека;

ü что такое акцентуации характера и психопатии;

ü классификации акцентуаций характера, по К. Леонгарду, А.Е. Личко.

ü как под влиянием воспитательных воздействий формируется характер.

Уметь:

ü различать проявления темперамента и характера в реальном поведении человека.

ü распознавать акцентуации характера человека.

Владеть:

ü понятиями темперамента и характера.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 17. Темперамент (С. 470-497) и Главу 18. Характер (С. 498-514) учебника «Общая психология и психология личности» под ред. А.А. Реана (2011) и Главу 4. Происхождение и развитие сознания человека (С. 70-121) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015).

3. Объясните, как влияет темперамент на трудовую и учебную деятельность.

4. Из рекомендованного учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015) перенесите в тетрадь рисунок конституциональных типов характера, по Э. Кречмеру (С. 556) и таблицу различий типов темперамента, по У. Шелдону (С. 558).

5. Выучите основные свойства нервных процессов, а также типы высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову.

6. Сформулируйте основные различия в теориях темперамента Я. Стреляу, В.М. Русалова.

7. Выучите свойства темперамента (Б.М. Теплов, В.С. Мерлин).

8. Установите, как меняется темперамент и характер в течение жизни под влиянием учебных, воспитательных и трудовых воздействий. Приведите примеры из художественной литературы.

9. Создайте таблицу, в которой систематизируйте все факторы, от которых зависит формирование темперамента и характера человека.

10. Ответьте на вопрос, какие различия проявляют в деятельности люди с высокой и низкой реактивностью и зависит ли от данного свойства темперамента продуктивность деятельности?

11. Выясните, что такое акцентуации характера и психопатии.

12. Создайте таблицу, в которой сопоставьте классификации акцентуаций характера, по К. Леонгарду, А.Е. Личко

Практические задания для самостоятельной работы

1. Понаблюдайте за поведением ребенка дошкольного или младшего школьного возраста во время его подвижной игры со сверстниками и попытайтесь определить, какие его поведенческие особенностями являются проявлениями темперамента и к какому типу темперамента он относится.

2. Выполните методики:

· Методика определение формулы темперамента (Приложение 18).

· Тест «Акцентуации характера» (Г. Шмишек – К. Леонгард) (Приложение 19).

Темы рефератов

1. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

2. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

3. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

4. Темперамент и индивидуальный стиль детальности.

5. Темперамент и способности.

6. Теория темперамента В.В. Русалова.

7. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

8. Типология характеров.

9. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду.

10. Социальные типы характеров Э. Фромму.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

4. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН. - 528 с.

5. Савинков С.Н. Характеры: как изучить и приручить. - СПб.: Питер, 2014. - 192 с.

Дополнительная:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2001. – 332 с.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 544 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. – 232 с.

7. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М.: Наука, 2004. – 444 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение и обсуждение методики «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) (В.М. Русалов) (Приложение 20).

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Акцентуация личности, проявляющей высокую самоуверенность, тщеславие, хвастовство, склонность ко лжи, ориентированность на собственное «Я» как на эталон

А) гипертимный

Б) демонстративный

В) тревожный

Г) экзальтированный

 

2. Вставьте недостающее слово.

Темперамент определяет................ сторону психических процессов и деятельности:

А) содержательную

Б) субъективную

В) внешнюю

Г) формально-динамическую

 

3. Кто из перечисленных психологов не занимался исследованием темперамента

А) Г. Айзенк

Б) В.С. Мерлин

В) В.М. Русалов

Г) К. Леонгард

 

4. Уравновешенность - это свойство

А) темперамента

Б) реакций

В) нервных процессов

Г) ощущений

 

5. Вставьте недостающее слово.

Характер – это структура стойких психических свойств, определяющих особенности........................ и поведения человека

А) действий

Б) сознания

В) отношений

Г) психики

 

6. Свойство темперамента, по Б.М. Теплову, заключающееся в негибком приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности

А) резистентность

Б) тревожность

В) субъективация

Г) ригидность

 

7. Вставьте пропущенное слово. В числе прочего....................... проявляется в системе устойчивых мотивов и способов поведения.

 

8. Патологические изменения характера, требующие коррекции называются:

А) акцентуациями

Б) психопатиями

В) неврозами

Г) выраженными чертами

 

9. Тип темперамента, для которого характерны сила, уравновешенность и инертность нервных процессов

А) флегматик

Б) сангвиник

В) меланхолик

Г) холерик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.048 с.)