Перечень психологических характеристик одаренных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень психологических характеристик одаренных детей



(для наблюдения учителем) [‡‡‡‡‡]

Одаренный ребенок:

- обладает довольно большим запасом знаний общего характера, охотно учится;

- быстро схватывает существо вопроса;

- с удовольствием занимается различными видами творческой деятельности; процесс его обучения идет быстрыми темпами;

- свою работу выполняет самостоятельно, предпочитает индивидуальные виды деятельности;

- значительно опережает сверстников по количеству умений, навыков и общему развитию;

- обнаруживает явные задатки лидера, старается быть руководителем;

- отличается широтой и разносторонностью интересов;

- может мыслить абстрактно, ставит себе задачу и после тщательного анализа ищет пути ее решения;

- мыслит творчески, находчив и изобретателен, предлагает новые идеи и нестандартные варианты решений;

- впечатлителен и артистичен;

- очень деятелен и энергичен, стремится практически реализовать свои планы, идеи, проекты;

- может владеть техникой игры на музыкальных инструментах, искусно рисовать, иметь артистические способности;

- хорошо владеет речью, имеет большой словарный запас, фразы строит правильно и быстро, выразительно читает;

- много читает не по принуждению, а по собственной инициативе, предпочитает книги для взрослых, даже если они трудны для его понимания;

- может долго и сосредоточенно работать над решением какой-нибудь интересующей проблемы;

- быстро решает математические задачи;

- старается быстро схватить существо вопроса и сделать общие выводы;

- стремится упорядочить слова и числа и т.д., свести их в единую систему;

- при ответе на вопрос учитывать степень его важности;

- обладает гибким мышлением;

- проявляет интерес к технике;

- во время спортивной тренировки быстро двигается, умеет координировать свои движения;

- чем-то глубоко заинтересовавшись, пытается понять суть вопроса, обосновать его, найти логическое решение, дать разумный совет;

- имеет критическую жилку;

- обнаруживает способность к совершенствованию;

- может разумно высказаться по широкому кругу вопросов.

Приложение 19

Методика определения формулы темперамента [§§§§§]

Методика опросного типа. Отметить знаком «+» те качества личности

Образец бланка

Если Вы:

- неустойчивы, суетливы;

- невыдержаны, вспыльчивы;

-нетерпеливы;

- резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

- решительны и инициативны;

- упрямы;

- находчивы в споре;

- работаете рывками;

- склонны к риску;

- незлопамятны и обидчивы;

- обладаете выразительной речью;

- способны быстро действовать и решать;

- неустанно стремитесь к новому;

- обладаете резкими, порывистыми движениями;

- настойчивы в достижении поставленной цели;

- склонны к резким сменам настроения,

То Вы холерик.

Если Вы:

- веселы и жизнерадостны;

- энергичны и деловиты;

- часто не доводите начатое дело до конца;

- склонны переоценивать себя;

- способны быстро схватывать новое;

- неустойчивы в интересах и склонностях;

- легко переживаете неудачи и неприятности;

- легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

- с увлечением беретесь за любое дело;

- быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

- быстро включаетесь в новую работу быстро переключаетесь с одной работы на другую;

- тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой;

- общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми;

- выносливы и работоспособны;

- быстро засыпаете и пробуждаетесь;

- обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

- сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

- обладаете всегда бодрым настроением;

- часто не собранны, проявляете поспешность в решениях;

- склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться, -

то Вы сангвиник.

Если вы:

- спокойны и хладнокровны;

- последовательны, обстоятельны в делах;

- осторожны и рассудительны;

- умеете ждать;

- молчаливы и не любите попусту болтать;

- сдержанны и терпеливы;

 - обладаете спокойной и равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций;

- доводите начатое дело до конца;

- не рассчитываете попусту силы;

- строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

- легко сдерживаете порывы;

- маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

- не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

- постоянны в своих интересах;

- ровны в отношениях со всеми;

- инертны, малоподвижны, вялы;

- любите аккуратность во всем, порядок во всем;

- с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

- обладаете выдержкой, -

то Вы флегматик.

Если Вы:

- стеснительны, застенчивы;

- теряетесь в новой обстановке;

- не верите в свои силы;

- затрудняетесь установить контакт с чужими людьми;

- легко переносите одиночество;

- чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

- склонны уходить в себя;

- быстро утомляетесь;

- обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шепота;

- невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

- впечатлительны до слезливости;

- чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

- предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;

- склонны к подозрительности, мнительности;

- болезненно чу3вствительны и легко ранимы;

- чрезмерно обидчивы;

- скрытны и необщительности, не делитесь ни с кем своими мыслями;

- мало активны и робки;

-безропотно покорны;

- стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих,

то Вы меланхолик.

    Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Если количество положительных ответов составит 16-20, это значит, что у Вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи Вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени.

Поскольку нередки случаи, когда черты одного темперамента могут быть «перемешаны» с чертами другого «смешанный тип темперамента», при обработке данных полезно использовать следующую формулу, где:

Фт – формула темперамента;

Х – холерический темперамент;

С – сангвинический тепмерамент;

Ф – флегматический темперамент;

М – меланхолический темперамент;

А – общее число плюсов по всем типам;

Ах – число плюсов в перечне холерика;

Ас – число плюсов в перечне сангвиника;

Аф – сисло плюсов в перечне флегматика;

Ам – число плюсов в перечне меланхолика.

Например, в результате обследования получены такие данные: по перечню холерика – 13 положительных ответов, по перечню сангвиника – 14. По перечню флегматика – 7, по перечню меланхолика – 9. Подставим полученные данные в формулу:

Это значит, что темперамент у обследуемого на 30,2%; - холерический, на 32,6% - сангвинический, на 16,3% - флегматический и на 20,9% - меланхолический. Степень доминирования того или иного типа темперамента определяется по следующей шкале. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составит 40% и выше, значит данный тип темперамента является доминирующим. Если этот результат составляет 30-39%, то качества данного темперамента выражены достаточно ярко. Если результат 20-29%, то качества данного темперамента выражены в средней степени. При результате 10-19% можно утверждать, что черты этого темперамента выражены в малой степени.

 

Приложение 20

Методика «Акцентуации характера» [******]

(Г. Шмишек – К. Леонгард)

 

Данная методика была разработана Г. Шмишеком в 1970 г. на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предлагающий два варианта ответов - «да», «нет».

Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.

Инструкция. Просим Вас ответить на приведенные нами вопросы. Помните, что правильных и неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только «да» или «нет». Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.

Опросник

1. У Вас чаще веселое и  беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глазах навертываются слезы в кино, театре, беседе и пр.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение, от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли так, что Вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Была ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стремитесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись остаться одни дома?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причин?

29. Всегда ли стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получится ли из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у Вас неприятные ощущение?

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такую, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысокие?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи в хорошем настроении перед сном, Вы на следующий день встаете в подавленном строении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т.д.). А может, Вы участвуете и сейчас?

74. Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Вас часто тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется вдруг угрюмым, подавленным состоянием?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете выпасть их окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободным, если примите алкоголь?

87. В беседе Вы скупы на слова?

88. Если бы Вам необходимо было бы играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

 

После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций («сырые» баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: «сырые» баллы X коэффициент = итоговый показатель.

Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:

Гипертимический – 3. Застревающий – 2. Педантичный – 2. Эмотивный – 3. Тревожный – 3. Циклотимный – 3. Возбудимый – 3. Дистимический – 3. Демонстративный – 2. Экзальтированный – 6.

Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение – 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные исследований, которые подтверждают тот факт, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.

Далее результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации – значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций.

Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности и убеждения нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, можно иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае при определении типов акцентуации целесообразно не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.

При составлении заключения могут использоваться описательные поведенческие характеристики.

Ключи к опроснику

Гипертимический тип: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Застревающий тип: 2,-12, 15, 24, 34, 37, - 46, 56, - 59, 68, 78, 81.

Педантичный тип: 4, 14, 17, 26, - 36, 39, 48, 58, 61,70, 80, 83.

Эмотивный тип: 3, 13, - 25, 35, 47, 57, 69, 79.

Тревожный тип: - 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

Циклотимный тип: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Возбудимый тип: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Дистимическийтип: 9,21, - 31, 43, - 53, - 65, 75, 87.

Демонстративный тип: 7, 19, 22, 29,41,44, - 51,63, 66, 73, 85,

Экзальтированный тип: 10, 32, 54, 76.

 

Приложение 21

Методика «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) [††††††]

(В.М. Русалов)

Ниже приведенный опросник представляет собой модификацию известного опросника структуры темперамента (ОСТ), разработанного В.М. Русаловым (1988,1989). Данная модификация выполнена с целью удобства и быстроты обработки результатов. С помощью этого теста можно определить ряд показателей свойств темперамента: эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, темпа, социального темпа, эмоциональности, социальной эмоциональности.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 64 вопроса следующим образом: например, отвечая на первый вопрос: «Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?», оцените свой ответ по пятибалльной шкале, если Вы действительно испытываете постоянную жажду деятельности и на протяжении длительного времени, поставьте рядом с цифрой 1, обозначающей номер вопроса, ответ – 5 баллов. Если же ваш ответ отрицательный, или Ваша жажда деятельности недостаточно высоко выражена, то поставьте соответствующий балл: 1, 2, 3 или 4, т.е. вместо ответов «Да» или «Нет» Вы ставите соответствующий балл.

Опросник

1. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

2. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

3. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

4. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

5. Подвижный ли Вы человек?

6. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

7. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

8. Ранимый ли Вы человек?

9. Даже в свободное время Вам всегда хочется заниматься какими-нибудь делами?

10. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

11. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

12. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

13. Вы обычно ходите в быстром темпе?

14. Разговорчивый ли Вы человек?

15. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?

16. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы повздорили с друзьями?

17. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

18. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

19. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?

20. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

21. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

22. Вы обычно говорите быстро, без запинки?

23. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

24. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

25. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

26. Любите ли Вы бывать в большой компании?

27. Вам приходится много и быстро говорить?

28. Возникают ли у Вас конфликты с друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

29. Быстры ли у Вас движения рук?

30. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

31. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

32. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких к Вам людей?

33. Испытываете ли тягу к напряжённой ответственной деятельности?

34. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

35. Легко ли Вы генерируете новые идеи?

36. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

37. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

38. Быстро ли Вы читаете вслух?

39. У Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированные Вами дела?

40. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши личные недостатки?

41. Любите ли Вы браться самостоятельно за большие дела?

42. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

43. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

44. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?

45. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

46. Нравится ли Вам быстро говорить?

47. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные с работой?

48. Волнуетесь ли Вы перед ответственным разговором?

49. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, желание взяться за сложные дела, требующие большого напряжения?

50. Испытываете ли Вы тягу к людям?

51. Легко ли Вы переключаетесь с одного вида деятельности на другой?

52. Вы обычно первым в компании решаетесь начать разговор?

53. Любите ли Вы игры, требующие быстрого темпа?

54. В вашей речи обычно мало пауз и остановок?

55. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности?

56. Испытываете ли Вы чувство обиды из-за того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

57. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей большой отдачи сил?

58. Вы тяжело переносите одиночество, предпочитая находиться в окружении людей?

59. Охотно ли Вы выполняете много поручений одновременно?

60. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к незнакомому человеку?

61. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

62. Вам нравится, когда собеседник говорит быстро?

63. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

64. Вы обычно сильно волнуетесь, выясняя отношения с друзьями?

Обработка результатов.

1. Сложив баллы, проставленные в первой строке бланка ответов (1, 9, 17, 25, 33 и т.д.), Вы получите данные о Вашем энергетизме или «эргичности» «Э» по В.М. Русалову.

2. Сложив баллы, проставленные во второй строке бланка ответов (2,10, 18, 26, 34 и т.д.), Вы получите данные о Вашей социальной эргичности обозначенной «СЭ».

3. Сложив баллы, проставленные в третьей строке бланка ответов (3, 11, 19, 27 и т.д.), Вы получите данные о Вашей пластичности «П».

4. Сложив баллы, проставленные в четвертой  строке бланка ответов (4, 12, 20, 28 и т.д.), Вы получите данные о Вашей социальной пластичности «СП».

5. Сложив баллы, проставленные в пятой строке бланка ответов (5, 13, 21, 29 и т.д.), Вы получите данные об особенностях Вашего темпа, обозначенному как «Т».

6. Сложив баллы, проставленные в шестой строке бланка ответов (6, 14, 22, 30 и т.д.), Вы получите сведения о Ваших данных по социальному темпу, обозначенному как «СТ».

7. Сложив баллы, проставленные в седьмой строке бланка ответов (7, 15, 23, 31 и т.д.), Вы получите данные об особенностях Вашей эмоциональности – «ЭМ».

8. Сложив баллы, проставленные в восьмой строке бланка ответов (8, 16, 24, 32, 40 и т.д.), Вы получите данные об особенностях Вашей социальной эмоциональности, обозначенной как «СЭМ».

Таким образом, Вы выявили все ваши параметры темперамента, которые относительно устойчивы и если изменяются, то достаточно медленно.

Ниже приведены характеристики индивидуальности при низких и высоких значениях показателей темперамента.

Эргичность предметная (Э)

Низкие значение свойства: 10 – 15 баллов «узкая» сфера деятельности, низкий жизненный тонус, нежелание умственного и физического напряжения, отказ от работы, пассивность. Высокие значения свойства: 25 – 40 баллов «широкая» сфера деятельности, жажда активности, постоянное стремление к напряженному умственному и физическому труду, избыток сил, высокая работоспособность.

Эргичность социальная (СЭ)

Низкие значение свойства: «узкий» круг контактов, замкнутость, социальная пассивность, уход от социальных контактов, трудности в общении. Высокие значения свойства: «широкий» круг контактов, открытость, тяга к людям, общительность, жажда социальных контактов, стремление к лидерству, легкость в установлении социальных связей.

Пластичность предметна (П)

Низкие значение свойства: предпочтение стереотипных, однообразных форм деятельности, склонность к монотонной работе, избегание разнообразия. Высокие значения свойства: гибкость мышления, легкость переключения внимания с одной деятельности на другую, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

Пластичность социальная (СП)

Низкие значение свойства: трудности вступления в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддержанию узкого круга социальных контактов. Высокие значения свойства: легкость вступления в новые социальные контакты, широкий набор коммуникативных программ, коммуникативная импульсивность, легкость переключения, расторможенность общения.

Темп предметный (Т)

Низкие значение свойства: замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности. Высокие значения свойства: высокий темп деятельности, большая скорость психомоторики, выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, легкость движений.

Темп социальный (СТ)

Низкие значение свойства: речевая заторможенность, медленная речь, низкая речевая активность. Высокие значения свойства: легкость и плавность речи, высокая речевая активность, быстрая вербализация.

Эмоциональность предметная (ЭМ)

Низкие значение свойства: низкая чувствительность, безразличие к расхождению между задуманным, ожидаемым планируемым действием и реальным результатом этого действия: ощущение беспокойства, неуверенности в себе при выполнении любого дела отсутствует, наблюдается нечувствительность к неудачам, отсутствие тревоги и беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения работы. Высокие значения свойства: высокая чувствительность в расхождении между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия; постоянное ощущение неполноценности продукта своей деятельности, высокое беспокойство, неуверенность, тревога по поводу работы, высокая чувствительность к неудачам на работе, учебе и т.д.

Социальная эмоциональность (СЭМ)

Низкие значение свойства: безразличие к неудачам в общении, ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе общения, социального взаимодействия, эмоциональной инертности, отсутствие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Высокие значения свойства: Высокая чувствительность к неудачам в общении, постоянное ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги в процессе социального взаимодействия, высокая эмоциональная ранимость.

 

Бланк ответов

1 9 17 25 33 41 49 57
2 10 18 26 34 42 50 58
3 11 19 27 35 43 51 59
4 12 20 28 36 44 52 60
5 13 21 29 37 45 53 61
6 14 22 30 38 46 54 62
7 15 23 31 39 47 55 63
8 16 24 32 40 48 56 64

 

Приложение 22

Цветопись настроения коллектива [‡‡‡‡‡‡]

    Методика разработана А.Н. Лутошкиным. Исследование по методике цветописи проводят как с одним испытуемым, так и с группой до 16-20 человек. В случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.

    Для определения эмоционального состояния с помощь цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.

Шкала цветового диапазона настроений

Красный - восторженное
Оранжевый - радостное
Желтый - приятное
Зеленый - спокойное, уравновешенное
Синий - грустное
Фиолетовый - тревожное
черный - упадок, уныние

Инструкция. Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шк4алы, выберите из этого цветового набора тот цвет, который соответствует вашему настроению сегодня.

    Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Н может быть поставлена задача исследовать динамику настроений, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.

    Задача исследования или его помощника – фиксировать определенное испытуемым настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров.

    Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом.

Оперативная цветоматрица настроений

ФИО

испытуемых

Дата исследования (числа месяца)

1 2 3 4 5 6 7 т.д.
1. Анна                
2. Виктор                
3. Николай                
4. и т.д.                

    Настроение каждого участника фиксируется в клетке, находящейся на пересечении его номера с днем, соответствующим дате исследования. Помимо фиксации в цветоматрице самодиагностики участниками своих настроений исследователю важно вести дневник наблюдений. В дневнике записывают соответствует или нет диагностированное настроение реально наблюдаемому, и основные события дня, которые могли повлиять на настроение, если изучается их динамика у группы школьников. например: предстоящий экзамен, результаты контрольных работ, возникшие в группе ссоры, праздничные дни и др.

Обработка результатов.

    Результаты подлежат обработке в случаях, когда исследуется одновременно группы участников или проводится многоразовая самодиагностика настроений участников.

    Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений.

    Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета подставленного в шкале цветового диапазона настроений. Чтобы сравнить настроение всех участников исследования, подготавливают итоговую цветоматрицы настроений.

Итоговая цветоматрица настроений

ФИО

испытуемых

Дата исследования (числа месяца)

1 2 3 4 5 6 7 т.д.
1. Анна к к о о о ж з  
2. Виктор к к о ж г г ф  
3. Николай к о ж ж ж з з  
4. и т.д.                

    В цветоматрице буквами или посредством закраски соотвествующего количества клеточек цветом. Обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иной настроение. При этом начинают с восторженного, затем – радостного и т.д.

Анализ результатов.

    Анализ данных оперативной цветоматрицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели. И в конце каждого месяца.

    Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает человеку разобраться в причинах своих переживаний и является хорошим средством эмоционального самоконтроля. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования индивида в зависимости от событий его жизни.

    Общая оценка эмоционального состояния соотвествует преобладающему настроению за весь период времени исследования. Такая оценка предусматривает возможность отклонения от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях испытуемого. К таким отклонениям относятся:

· слишком затянувшееся настроение грусти, тревоги, неудовлетворенности;

· несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;

· чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность 9в виде радостно-восторженного настроения);

· резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;

· длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.

В процессе анализ важно учесть, что некоторые хронические заболевания человека: например, гастрит, холецистит, язвенные болезни, болезни сердца и т.п., сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус. Активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение человека, относится эмоционально-психологический климат семьи, учебной группы и взаимоотношения с друзьями и любимыми людьми.

 

Приложение 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.152 с.)