Тест смысложизненных ориентаций (сжо) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест смысложизненных ориентаций (сжо)



(Д.А. Леонтьев) [*]

 

Данный тест представляет собой адаптированную русскоязычную версию известного метода «Цель в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL), созданного J.S. Crambaugh и L.T. Maholick[†].

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) диагностирует степень осмысленности жизни в контекстах прошлого, настоящего и будущего, а также убеждение человека в том, что он сам может контролировать свою жизнь, и что такой контроль возможен.

По своей структуре тест представляет набор из 20 парных (противоположных по смыслу) утверждений, согласие/несогласие с которыми испытуемый должен оценить по семибалльной симметричной шкале.

Бланк теста смысложизненных ориентаций (СЖО)

Учреждение____________

Возраст____ Пол____

Курс____

Дата ___________

 

Уважаемый участник! Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

 

Обычно мне очень скучно 3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные цели и намерения
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
Моя жизнь пуста и неинтересна 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной 3 2 1 0 1 2 3 Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
Я человек очень обязательный 3 2 1 0 1 2 3 Я человек совсем не обязательный
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое призвание и цели
Мои жизненные взгляды еще не определились 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды вполне определились
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 3 2 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

 

В данной методике диагностируемыми показателями являются следующие факторы:

1. «Цели в жизни». Фактор характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Фактор определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Данный фактор измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, дает оценку пройденного отрезка жизненного пути, выражает ощущение того, насколько продуктивным и осмысленным было прошлое личности.

4. «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)». Фактор характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о жизненном смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция).

5. «Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни». Этот фактор отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в действительность, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю[‡].

Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.

    Обработка результатов сводится к переводу числовых значений 20 полярных высказываний из симметричной шкалы 3 2 1 0 1 2 3 в асимметричные:

- в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

- в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Затем баллы, полученные испытуемым по асимметричным шкалам, суммируются в пять субшкал.

Субшкала 1 (цели) – суммируются баллы по пунктам 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) – суммируются баллы по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (результат) – суммируются баллы по пунктам 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля – Я) – суммируются баллы по пунктам 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – суммируются баллы по пунктам 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель смысложизненных ориентаций включает в себя сумму баллов по всем 20 пунктам.

    Тест смысложизненных ориентаций выявляет такой аспект осмысленности жизни: насколько испытуемые верят в свободу или предопределение собственной жизни свыше, в какой мере они готовы взять на себя ответственность за свою жизнь.

 

Приложение 4

Тест «Корректурная проба» [§]

 Тест исследует устойчивость внимания. Если концентрация внимания характеризует степень, глубину сосредоточенности на работе, то устойчивость внимания – характеристика длительности сосредоточенности. Выраженность этого свойства особенно необходима, с одной стороны, при выполнении деятельности, протекающей в неблагоприятной обстановке (с многими шумами, с отвлекающими стимулами), с другой стороны, при выполнении деятельности, которая характеризуется ярко выраженной монотонностью, однообразием. Устойчивость внимания зависит от увлеченности делом, осознанием его важности, глубины проникновения в предмет деятельности.

Этот тест потому называется корректурной пробой, что работа с ним похожа на деятельность корректора.

Цель исследования: изучение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения.

Оборудование: секундомер, любой газетный текст общим объемом 2150-2170 печатных знаков (буквы, знаки препинания также считаются). Ширина газетной колонки не должна превышать 10 см.

Ход работы. Исследование проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы газетные тексты. Текст не читайте. Ваша задача – просматривать буквы построчно, слева направо и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Работать нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибки. Работать начнете после моей команды «Начали!»

Сначала будете подчеркивать букву «с» и вычеркивать букву «е». Когда через некоторое время я скажу: «Черта!», вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: подчеркивать букву «е» и вычеркивать букву «с». При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать букву «с» и вычеркивать букву «е». Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас. (При объяснении правил работы рекомендуется проиллюстрировать их мелом на доске и выяснить, все ли поняли испытуемые). Приготовились! Начали!».

По команде «Начали!» запустить секундомер. Опыт продолжается 10 минут, через каждую минуту подается команда «Черта!».

Обработка полученных данных

От общего числа знаков 2150-2170 вычитайте число 20 за каждую ошибку (пропущенную или неверно отмеченную букву), а за каждую правильную пропущенную и оставшуюся строку вычитайте по числу 60. А теперь сверьте полученное вами число с таблицей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.012 с.)