Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование взрывчатых веществ

Поиск

Взрывной способ создания заградительных и опорных полос является наиболее эффективным в районах, доставка землеройных механизмов в которые связана с большими трудностями. Для прокладки канавы или минерализованной волосы используется направленная сила взрыва. Данный способ широко известен и применяется при борьбе с лесными пожарами как в нашей стране, так и в США, Канаде, Швеции, Германии, Польше и других странах.

Взрывчатые вещества (ВВ) в лесном хозяйстве России впервые были использованы в 1873 г. при раскорчевках, а в качестве ВВ использовался черный порох. После первой мировой войны ВВ стали употребляться для создания колодцев и канав. В конце 20-х годов М.Я.Сухаревский предложил применять их при тушении лесных пожаров и даже подготовил краткое руководство по ведению взрывных работ, в том числе и в лесном хозяйстве. В 1934-1935 гг. возможность использования ВВ для борьбы с лесными пожарами была обстоятельно изучена П.П.Серебрянниковым с участием В.Н.Аргутинского и В.В.Матренинского. В качестве ВВ использовался тротил, а затем аммонит, как более безопасный и дешевый, с помощью которого создавались противопожарные минерализованные полосы, противопожарные канавы, водоемы и просеки.

Изданная в 1939 г. «Инструкция по охране лесов от пожаров» предусматривала применение ВВ как для профилактических мероприятий, так и на работах по тушению лесных пожаров. ВВ использовались для прокладки защитных полос и канав, для борьбы с низовыми пожарами, устройства в лесу противопожарных водоемов, прокладки глубоких канав на торфяниках для борьбы с подземными пожарами и валки деревьев при создании противопожарных просек.

В целом для довоенного периода характерно использование шпурового способа применения ВВ при тушении лесных пожаров. При этом способе перед фронтом надвигающегося пожара с помощью специальных буравов («Бурводстроя», Рязанова и др.) пробуриваются специальные скважины (шпуры) глубиной 0,4-0,7 м на расстоянии 1,5-2,5 м один от другого, в которые закладываются патроны аммонита массой 200, 300, 600 или 900 г в зависимости от почвенно-грунтовых условий и степени задернения с капсюлями-детонаторами и отрезками огнепроводного шнура длиной не менее 60 см. После окончания подготовительных работ огнепроводный шнур поджигают, производя одновременный взрыв патронов аммонита. Расстояние между шпурами и масса зарядов подбираются с таким расчетом, чтобы после взрыва воронки соприкасались краями и была получена сплошная полоса, требующая лишь незначительной подчистки вручную.

Работа по прокладке минерализованных полос шпуровым способом состоит из нескольких стадий: разведка местности и выбор трассы минерализованной полосы; разметка шпуров на трассе; устройство шпуров и подноска к ним аммонита; зарядка скважин и взрывание патронов. Если первые стадии выполняются подсобными рабочими, то две последние - только специалистами-взрывниками.

Главным недостатком шпурового способа прокладки минерализованных полос и канав является большая трудоемкость. Так, в «Инструкции...»(1939) рекомендуется выполнение работ производить бригадами следующего состава: бурильщиков - 6, зарядчиков - 2, забойщиков - 4, взрывников - 1, подносчиков - 1. Производительность такой бригады из 14 человек за 8-часовой рабочий день колеблется в зависимости от расстояния между, скважинами от 1,8 до 5,4 км минерализованной полосы. При интенсивной работе без отдыха и интервалах между скважинами 2 м производительность бригады - 1 км/ч. Использование современных буравов позволяет сократить состав бригады до 4 человек. При этом скорость прокладки минерализованной полосы в первый час работы достигает 200-300 м, а затем резко падает.

Именно высокая трудоемкость являлась сдерживающим фактором использования шпурового способа прокладки минерализованных полос при тушении лесных пожаров. Кроме того, шпуровой способ не позволяет создать минерализованную полосу достаточной ширины на каменистых и щебенистых почвах, а также в условиях вечной мерзлоты, поэтому его применение в данных условиях запрещалось,

Применяемый долгое время огневой способ инициирования взрывов шпуровых зарядов не обеспечивал необходимой безопасности, так как существовала опасность неожиданных взрывов. При взрыве заглубленного патрона взрывная волна направлялась вверх и выброшенный ею грунт в основной массе падал обратно в воронку и лишь частично на прилегающую к ней площадь. При редком размещении зарядов воронки не перекрывали друг друга, а слой горючих материалов между воронками, даже после присыпки грунтом, мог тлеть и не исключал перехода огня через создаваемую полосу. Все попытки усовершенствования шпурового способа создания минерализованных полос существенного успеха не имели. «Инструкцией...» (1962) рекомендовалось для инициирования взрыва применять электровзрывание, что обезопасило подготовку взрыва и снизило расход времени на производство работ до 150 чел.-мин. на 100 м полосы (Курбатский, Валендик, 1970). Для бурения был рекомендован мотобур и внесен ряд изменений организационного и технического характера. Всего в 1969-1970 гг. с использованием ВВ было локализовано лишь 5% потушенных в зоне авиационной охраны пожаров.

Недостатки шпурового способа применения ВВ вызвали необходимость его замены на способ накладных зарядов. Первые опыты по использованию для прокладки заградительной полосы детонирующего шнура с небольшим заглублением и накладным способом были проведены в США (Banks, Fenton, 1957), но получили неудовлетворительную оценку. При использовании ВВ накладным способом куски массивной оплетки воспламенялись и, разлетаясь при взрыве, служили причиной новых очагов пожара.

Несмотря на отрицательные результаты первых экспериментов, опыты по использованию накладных зарядов продолжались. В 1963 г, положительные результаты при создании минерализованных полос в условиях сосняка-верещатника, сосняка брусничного и сухого болота с глубиной торфа до 2,5 м были получены Г.А.Мокеевым, который использовал в качестве накладных зарядов заполненные патронами аммонита полиэтиленовые шланги длиной 20 м и пожарные льняные рукава той же длины диаметром 26 мм, заполненные порошкообразным ВВ (Орлов, Кустов, 1986). Сотрудниками института леса и древесины СО АН СССР (Курбатский, Валендик, 1970) в качестве накладного был предложен шнуровой заряд, состоящий из стандартных патронов аммонита длиной 232 мм, диаметром 30-32 мм и массой 200 г, уложенных в негорючую оплетку. Общая длина шнурового заряда составляла 10 м при массе 9 кг. Для создания минерализованной полосы заряды растягивались по трассе, возможно плотнее прижимались к почве, а концы смежных зарядов соединялись внакидку и скреплялись нитями.

Даже при условии того, что на полезную работу при накладном способе использовалась лишь очень небольшая доля энергии взрыва (10%), удавалось создать на заболоченных участках с торфянистым грунтом канавы шириной по верху 1,5 м и глубиной 30-60 см. На мерзлых грунтах в насаждениях с поверхностной корневой системой в результате взрыва формировалась минерализованная полоса шириной 70-100 см.

Главным достоинством применения удлиненных зарядов является снижение трудоемкости работ, так как отпадает необходимость в изготовлении и забивании скважин, на что тратилось 80% рабочего времени взрывников. Использование накладного удлиненного заряда позволяло создать одним взрывом непрерывную заградительную или опорную полосу длиной 200-300 м. При увеличении скорости прокладки снижалась вероятность несчастных случаев.

Обобщение опыта использования накладных зарядов позволило установить, что для борьбы с лесными пожарами наиболее приемлемы шланговые заряды заводского изготовления длиной 10 и 27 м из патронированного аммонита с оболочкой из полиэтилена.

Заряды, упакованные в ящики или мешки, можно транспортировать всеми видами транспорта. Доставку зарядов к месту пожара значительно упрощает возможность беспарашютного сбрасывания их с летательных аппаратов.

Трудозатраты на прокладку заградительной полосы шланговыми зарядами составляют 30 чел./мин на 100 м полосы, или в 5 раз меньше, чем шпуровым способом. Параметры заградительных полос, проложенных взрывом шлангового заряда, определяются почвенными условиями, уровнем захламленности и характером насаждения. Ширина полосы варьирует от 2,5 м в сосняке багульниковом до 3,5 м в ельнике зеленомошном при глубине создаваемой канавки соответственно 25 и 30 см. На мелких щебнистых и каменистых почвах получается полоса с обнаженным щебнем шириной до 0,6 м.

Для остановки низовых пожаров средней и сильной интенсивности, как правило, требуется прокладка минерализованной полосы шириной до 20 м и более. Наиболее эффективным способом создания таких полос является отжиг, однако для проведения такового необходима прокладка опорной полосы незначительной ширины. В ходе исследований под руководством Н.П.Курбатского (Курбатский, Валендик, 1975) для создания опорных полос отжига был разработан облегченный монозаряд. Заряд представляет собой полиэтиленовый шланг, наполненный порошкообразным аммонитом 6-ЖВ. В связи с тем, что в отличие от шланговых зарядов, состоящих из отдельных патронов, данный заряд представлен непрерывной однообразной массой ВВ, он и получил название монозаряда. Длина монозаряда 10 м, диаметр с оболочкой 25 мм при массе 5 кг. Монозаряды так же, как шланговые заряды, могут сбрасываться к месту пожара без парашютов с вертолета при высоте до 40 м и скорости полета до 60 км/ч. Техника применения монозаряда аналогична технике применения шланговых зарядов, только его не нужно перед использованием встряхивать и прокладывать под валежником. Целесообразнее укладывать заряд сверху и с боков валежника путем загиба. В связи с меньшей массой и простотой прокладки использование облегченных по сравнению со шланговыми монозарядов позволяет значительно увеличить скорость создания опорных полос, а следовательно, и эффективность борьбы с лесными пожарами.

В целом применение шланговых и монозарядов было новым шагом на пути использования ВВ при тушении лесных пожаров. Уже в 1972 г. накладной способ создания заградительных полос только на Красноярской базе авиационной охраны лесов применяли 15 оперативных отделений, которые за один год для этих целей израсходовали 49 т ВВ (Курбатский, Валендик, 1975). Однако следует отметить, что шланговые и монозаряды также не лишены недостатков. Так, при сбрасывании с летательных аппаратов нередки случаи разрыва шлангов и повреждения патронов, что ведет к рассыпанию порошкообразного аммонита и приводит заряд в негодность. Исправные шланги с патронами аммонита перед раскладкой необходимо встряхивать для достижения достаточно плотного прилегания торцов патронов друг к другу для обеспечения надежной передачи детонации по всей длине заряда.

Простота и дешевизна получения аммиачной селитры, основного компонента аммонита, неограниченность сырьевой базы (воздух и вода), полный переход селитры при взрыве в газообразные продукты обусловили широкое применение аммонита. Главным недостатком аммиачной селитры является ее высокая гигроскопичность, вследствие которой при длительном хранении в неотапливаемых помещениях резкие перепады влажности воздуха могут привести патроны аммонита в негодность. Определенные сложности в работе со шланговыми зарядами вызывает достаточно большая масса используемых патронов аммонита - порядка 200 г. Облегчение шлангового заряда за счет уменьшения диаметра шланга (использование монозаряда диаметром 25 мм) приводит к уменьшению ширины прокладываемой минерализованной полосы и, как следствие этого, снижает ее эффективность в остановке огня. Использование ВВ развивается в направлении создания накладных зарядов с меньшим удельным весом на метр длины, но с параметрами прокладываемой полосы, близкими к созданным шланговыми зарядами. Решение проблемы оперативной прокладки противопожарных заградительных и опорных полос найдено в создании шнурового заряда ЭШ-1П.

Эластичный шнуровой заряд типа ЭШ-1П представляет собой гибкий профилированный шнур диаметром 22 мм, масса которого при длине 50 м составляет 20±2 кг. Шнур ярко окрашен, обладает достаточной эластичностью, позволяющей сворачивать его в кольцо с внутренним диаметром 60 мм без изломов и трещин. Шнур влагостоек, сохраняет свои физико-химические свойства как после погружения в воду, так и после длительного (до 5 лет) хранения в неотапливаемых помещениях при перепадах температур окружающей среды от 40 до -40°С. В качестве ВВ в ЭШ-1П используется гексоген (циклотриэтилентринитрамин -C3H6N6O6), содержание последнего в шнуре 71%, остальное - инертные добавки, обеспечивающие достаточную эластичность шнура, прочность его на разрыв и исключающие вероятность поджигания лесного покрова и подстилки (Орлов, Кустов, 1986). ЭШ-1П в район пожара может сбрасываться с летательных аппаратов на грузовом парашюте с высоты 100-150 м или без парашюта с высоты 50 м. При разрыве шнур легко сращивается «внахлест» с перекрытием 3-4 см с помощью любого подручного материала (шпагат, монтажная нитка и т.д.), обеспечивающего плотное соединение концов шнура.

Хорошая эластичность шнура обеспечивает достаточную плотность прилегания его к почвенному покрову любого микрорельефа и создает полосу любой конфигурации. Ширина прокладываемой с помощью эластичного шнурового заряда типа ЭШ-1П полосы может быть значительно увеличена при заглублении последнего в траншею или щель. Для создания щели может быть использован, в частности, щелеватель Щ-4,0 в комплекте с мотоблоком. Щелеватель Щ-4,0 позволяет за 1 ч эксплуатационного времени создать 0,7-1,0 км щели, а масса мотоблока в комплекте со щелевателем дает возможность транспортировать его к месту пожара в районах авиационной охраны с помощью вертолетов.

Несмотря на высокую эффективность использования ВВ для прокладки как заградительных, так и опорных полос, они применяются для тушения лесных пожаров только оперативными авиаотделениями авиабаз или специально привлеченными для этой цели взрывниками. Последнее объясняется особой опасностью и строгой регламентируемостью как непосредственно взрывных работ, так и хранения и транспортировки ВВ. К этим работам допускается только специально обученный персонал, имеющий соответствующие удостоверения на право их проведения. Получение ВВ и производство взрывных работ допускается на основании специальных разрешений, выдаваемых органами милиции.

Управляемый огонь

Способы тушения лесных пожаров, основанные на использовании управляемого огня, возникли давно. Первое описание в русской лесохозяйственной литературе способа ликвидации пожара пуском встречного низового огня было сделано А.Левизом еще в 1883 г. (Ершов, 1965). Однако до настоящего времени огневые способы тушения не утратили своего значения. Их сущность заключается в выжигании перед фронтом пожара горючих материалов и исключении возможности распространения огня. Основными достоинствами управляемого огня являются: высокая эффективность и надежность результатов; отсутствие необходимости в сложном оборудовании; сокращение трудозатрат по сравнению с другими способами тушения. В научной литературе выделяются два способа борьбы с лесными пожарами, основанных на использовании управляемого огня (Нестеров, 1945): отжиг и встречный огонь.

Отжигом называют заблаговременный пуск огня навстречу низовому или верховому пожару с целью создания на его пути широкой полосы, лишенной напочвенных горючих материалов (Червонный, 1981). В практике борьбы с лесными пожарами отжиг иногда называют встречным низовым огнем, «опаливанием» или «отжиганием». Последнее название было использовано В.А.Миндовским, впервые описавшим в журнале «Лесохозяйственный вестник» в 1907 г. данный способ тушения лесных пожаров. Сущность способа в соответствии с трактовкой В.А.Миндовского состояла в том, что по мере расчистки «охранной (опорной) полосы» шириной 40-70 см непрерывно зажигают напочвенный покров в сторону пожара (Софронов, Вакуров, 1981).

Спустя 5 лет в «Лесном журнале» появилась переводная статья немецкого лесовода Кинитца, в которой утверждалось, что возникновение и распространение любого лесного пожара непосредственно связано с характером напочвенного покрова, а в случае удаления последнего никакой пожар в лесу невозможен, в том числе и вершинный. Выводы Кинитца полностью подтверждали материалы В.А.Миндовского о целесообразности пуска низового огня от какой-то опорной линии (отжига) навстречу лесному пожару с целью его остановки и локализации.

В 1945 г. В.Г.Нестеров ввел в практику термин «отжиг», а дальнейшие исследования подтвердили, что отжиг является наиболее эффективным способом, применяемым для тушения как низовых пожаров средней и высокой интенсивности, так и верховых. Причем низовой пожар останавливается из-за отсутствия горючих материалов, встречая на пути созданную отжигом выжженную полосу, а верховой прекращает свое продвижение из-за отсутствия поддержки (подогрева) низовым.

Как известно, из-за значительной задымленности и интенсивного теплового излучения выполнение работ на кромке сильных и даже средней силы низовых пожаров, не говоря уже о верховых, часто бывает невозможно без специальных средств защиты или связано с большой опасностью для жизни. Отжиг позволяет исключить необходимость работ в районе теплового воздействия кромки пожара, что не только облегчает выполнение работ, связанных с тушением, но и делает их более безопасными.

Главным условием, обеспечивающим эффективность данного способа тушения, является своевременное создание перед фронтом пожара выжженной полосы достаточной ширины. При сильных низовых пожарах в ветреную погоду разлет искр перед фронтом достигает 10 м, поэтому для остановки низовых пожаров необходимо выжечь полосу не менее 10-20 м. Для остановки верховых пожаров ширина выжженной полосы должна быть не менее расстояния, которое верховой пожар может пройти без поддержки низового пожара, т.е. 100-200 м. При сильных ветрах ширина выжигаемых полос должна увеличиваться и для остановки сильных низовых пожаров достигать 100 м, а беглых верховых - 300 м.

Выполнение работ по отжигу условно можно разделить на два этапа: подбор или создание опорной полосы и непосредственное выжигание горючих материалов. Опорная полоса необходима для того, чтобы огонь при выжигании двигался управляемо, т.е. в сторону пожара. В качестве опорных полос используются прежде всего естественные преграды огню: речки и ручьи, лесные дороги, трелевочные волоки на сухих почвах и т.п., а также созданные в порядке противопожарного устройства территории минерализованные полосы и другие виды искусственных барьеров. При отсутствии перед фронтом пожара готовых опорных полос они создаются с помощью почвообрабатывающих орудий или механизмов, взрывным способом либо обработкой полосы горючих материалов растворами химических веществ, пенами и другими химическими препаратами, препятствующими распространению огня. Ширина опорных полос обычно не превышает 0,3-0,5 м. При выборе трассы необходимо особенно внимательно отнестись к расчету расстояния от опорной полосы до кромки пожара. Опыт тушения лесных пожаров показал (Указания..., 1995а), что скорость распространения отжига в дневное время в 3-20 раз меньше скорости распространения фронта пожара. Кроме того, необходимо учитывать, что определенного времени потребуют подготовительные работы: создание опорной полосы (если таковая отсутствует) и удаление на расстояние 6-8 м от опорной полосы в сторону пожара хвойного подроста и валежника.

Тушение лесного пожара отжигом более эффективно в сочетании с другими способами тушения. В частности, тушение с тыла и с флангов пожара осуществляется захлестыванием, засыпкой грунтом или обработкой водными растворами химических веществ, а с фронта - отжигом. Если остановка горения на флангах и с тыла пожара другими способами невозможна, опорная полоса для пуска отжига должна создаваться в виде замкнутого контура или замыкаться на естественные или искусственные барьеры, переход пожара через которые невозможен.

К непосредственному созданию полосы отжига приступают после завершения подготовительных работ, осуществляя поджигание горючих материалов против фронта пожара, равномерно продвигаясь в обе стороны по направлению к флангам. Лучшим временем производства отжига являются вечерние, ночные и утренние часы, когда стихает ветер и до минимума снижается опасность перехода огня за опорную полосу. Во избежание выхода огня из-под контроля запрещается использование отжига в хвойных молодняках и насаждениях с вертикальной сомкнутостью древесного полога, на участках с большим количеством хвойного подроста, на сильно захламленных участках, а также в непосредственной близости от перечисленных участков и при сильном порывистом ветре переменного направления. Несоблюдение данного правила может способствовать поднятию огня отжига в кроны и возникновению верхового пожара.

Для ускорения создания выжженной полосы достаточной ширины в зависимости от характеристики насаждения и массы горючих материалов используются следующие способы отжига: ступенчатый, опережающий, «гребенкой» и «пятнистого поджигания».

Рис. 18 Способы проведения отжига (фрагменты):

а – «ступенчатый», б - «опережающего огня», в – «гребенки», г – «пятнистого поджигания», 1 – фронтальная кромка, 2 – опорная полоса, 3 – распространение огня отжига

Ступенчатый отжиг применяется, как правило, при тушении верховых пожаров. Способ требует прокладки 3 опорных полос, причем первая прокладывается на расстоянии от фронта, примерно равном одной трети ширины полосы, необходимой для остановки данного пожара, а две последующие с интервалом в 15-30 м. Пуск отжига навстречу пожару производится сначала от первой, затем от второй и третьей полос (рис.18, а).

При правильной организации работ к моменту встречи огня первого отжига с фронтом пожара будут выжжены также и промежутки между остальными опорными полосами, т.е. создана выжженная полоса общей шириной 80-100 м. Ступенчатый отжиг позволяет создать выжженную полосу и большей ширины, причем увеличение объема подготовительных работ (создание дополнительных опорных полос) компенсируется высокой надежностью тушения и безопасностью выполнения работ.

Отжиг способом опережающего огня был предложен Н.Н.Егоровым и используется при тушении интенсивных низовых, быстро распространяющихся пожаров на открытых участках, где отсутствует опасность перехода низового пожара в верховой. Способ опережающего огня позволяет с наименьшими трудозатратами создать широкую выжженую полосу. Выполнение работ при данном способе отжига производится в определенной последовательности. Вначале прокладывается опорная полоса, от которой пускается отжиг. После того как огонь отжига уничтожит горючие материалы на ленте шириной 2-3 м, прокладывается дополнительная линия огня без опорной полосы на расстоянии 4-8 м от кромки отжига. Ускорение прокладки достигается тем, что не затрачивается время на прокладку дополнительных опорных полос, а двигающаяся по ветру фронтальная часть дополнительной линии огня быстро встречается с рабочей кромкой отжига. При необходимости быстрого отжига широкой полосы аналогичный прием создания дополнительных линий огня без опорных полос повторяют, каждый раз отступая к пожару на все большее расстояние (см. рис.18, б).

Отжиг способом «гребенки» предложен В.П.Молчановым и заключается в поджигании покрова не только вдоль опорной линии, но и перпендикулярно к ней через каждые 6-8 м. Длина перпендикулярных линий варьирует от 3 до 5 м. Ускорение прокладки выжженной полосы достигается тем, что кромка отжига при этом способе движется не только против ветра, но и перпендикулярно ему (см. рис.18, в).

«Пятнистое поджигание». Данный способ отжига наиболее приемлем при тушении лесных пожаров на участках с наличием куч несожженных порубочных остатков и естественной захламленности. Сущность способа заключается в том, что в 2-4 м от рабочей кромки отжига производится поджигание куч хвороста и других горючих материалов после того, как она удалится от опорной полосы на 2 м. Как видно на рис.18, г, при отжиге способом «пятнистого поджигания» прокладывается только одна опорная полоса, а быстрота создания выжженной полосы достигается за счет распространения кромки «пятен» отжига на 360°.

Применение всех ранее перечисленных способов требует хорошего знания местности, правильного выбора способа отжига, точного установления расстояния опорной полосы от кромки пожара и строгого соблюдения правил техники безопасности. Пуск отжига от опорной линии производится на участках 20-30 м, и каждый следующий участок зажигается после того, как рабочая кромка отжига на предыдущем участке отойдет от опорной полосы на 1-2 м. На каждые 60-100 м полосы отжига оставляют караульного для наблюдения за ходом отжига и ликвидации возможных загораний за опорной линией от перенесенных ветром искр.

Встречным огнем называется огневой способ тушения верховых пожаров, основанный на использовании возникающей перед фронтом пожара встречной тяги.

Впервые он был описан на страницах «Лесного журнала» в 1833 г. А.Левизом, а поскольку других способов тушения верховых пожаров тогда не было, «встречный огонь» был рекомендован в 1855 г. производству циркуляром Министерства государственных имуществ. В соответствии с циркуляром для пуска «встречного огня» требовалось: прорубить перед фронтом пожара просеку шириной 4-6 м; выкопать на просеке канаву; по бровке канавы, обращенной к пожару, собрать вал из сухих листьев и хвороста; поджечь вал одновременно по всей его длине в момент появления встречной тяги,

Появление встречной тяги устанавливается по дыму сигареты, путем подбрасывания бумажек, растертых в пыль лишайников и т.п. Предполагалось, что пламя с подожженного вала поднимется на кроны деревьев и под влиянием встречной тяги будет продвигаться по пологу древостоя навстречу фронту верхового пожара. В момент встречи двух огней произойдет эффект, аналогичный взрыву, в результате которого горение прекратится.

Встречный огонь как эффективный способ тушения верховых пожаров нашел широкое отображение в научной (Серебренников, Матренинский, 1940) и популярной литературе. Однако, несмотря на пропаганду встречного огня, критика способа началась практически сразу же после издания циркуляра. В 1907 г, в журнале «Лесопромышленный вестник» В.А.Миндовский писал, что «встречные огни», трактуемые в лесоохранительной литературе, представляют собой книжную выдумку, выдумку фантастическую и нигде не применяемую, а если и применяемую где-либо на практике, то, безусловно, без пользы делу (цит. по: Софронов, Вакуров, 1981). Дальнейшее изучение результатов встречного огня Н.П.Курбатским (1971) подтвердило необходимость повсеместной замены этого способа отжигом. Анализируя опыт тушения лесных пожаров в засушливом в 1972 г., М.Г.Червонный (1974; 1981) отмечал, что при использовании встречного огня нередко достигается совершенно неожиданный результат. Если при тушении устойчивых верховых пожаров встречный верховой огонь дает положительный результат, то при тушении беглых верховых пожаров данный способ нередко даже ухудшает ситуацию. Последнее, по мнению М.Г.Червонного (1981), объясняется рядом причин. Как известно, беглые верховые пожары распространяются быстро, скачками, периодически опережая фронт низового пожара. По наблюдениям Н.П.Курбатского (1962), в период, предшествующий скачку огня по кронам, встречной тяги нет. Она появляется при беглых верховых пожарах лишь в непосредственной близости от кромки пожара, и времени для надежного развития встречного огня практически не остается.

Фронт беглых верховых пожаров очень извилист и поэтому подходит к подготовленному валу горючих материалов не одновременно, а только отдельными участками. Следовательно, и встречная тяга наблюдается неодновременно на протяжении всей опорной полосы. Одновременное поджигание вала нередко приводит к тому, что на отдельных участках огонь начинает распространяться не навстречу пожару, ав обратную сторону, т.е. по ветру, легко преодолевая опорную полосу. Низкую эффективность встречного огня при тушении огромного Кирсинского пожара (Кировская область) в 1939 г. отмечал и В.Г.Нестеров (1945). Наличие нескольких больших очагов пожара и его распространение по разным направлениям привело, по данным В.Г.Нестерова, к поднятию теплых воздушных масс в разных точках и появлению местных, непрерывно меняющихся течений воздуха и, как следствие этого, сделало невозможным успешное использование встречного верхового огня.

Таким образом, использование встречного огня неоправданно как с точки зрения безопасности выполнения работ, так и эффективности тушения верховых пожаров. Для борьбы с верховыми пожарами значительно эффективнее использовать отжиг, создавая перед фронтом пожара полосы шириной 200 м и более.

Зажигательные аппараты

Первым зажигательным аппаратом для пуска отжига была паяльная лампа, использованная в 1937-1940 гг. П.П.Серебренниковым и В.В.Матренинским. Лампа выгодно отличалась от факелов из бересты, пучков смолистых веток и других подручных средств поджигания, но имела много недостатков. Последнее обстоятельство обусловило разработку в 1939 г. специального прибора пламемета конструкции ЦНИИЛХ, а затем в 1950 г. проволочного отжигателя Стародумова. Однако из-за несовершенства конструкций вышеуказанные аппараты не могли решить полностью проблему быстрого, надежного и безопасного пуска управляемого огня.

В 1957 г. в ЛенНИИЛХе был сконструирован и изготовлен зажигательный аппарат марки ЗА-1, который был в дальнейшем модернизирован и выпущен под маркой ЗА-1М. В настоящее время для пуска отжига используются зажигательные аппараты ЗА-1М, ЗА-ФК, ЗА-ФКТ и A3.

Зажигательный аппарат ЗА-1 М: тип - ранцевый, пневматический; управление ручное; емкость топливного раствора - 8 л, рабочее давление- 0,25 МПа; горючее -керосин; масса эксплуатационная - 13,6 кг; производительность при поджигании напочвенного покрова - 32,5 м2/ч;продолжительность работы на одной заправке - 4 ч,

Зажигательный аппарат ЗА-ФК: тип - фитильно-капельный; управление ручное, одиночное; емкость топливного раствора - 4 л; масса эксплуатационная - 6,0 кг; тип горючего - топливная смесь из 50-60% автомобильного бензина и 40-50% дизельного масла или автола; продолжительность работы на одной заправке - 2-5 ч. При использовании ЗА-ФК рабочий может одновременно выполнять две операции: ранцевым опрыскивателем смачивать временную опорную полосу, а волочащаяся сзади него фитильно-капельная головка поджигает напочвенный покров.

Зажигательный аппарат ЗА-ФКТ: тип - фитильно-капельный; управление ручное, одиночное; емкость топливного раствора - 4,4 л; тип горючего - топливная смесь из 50-60% автомобильного бензина и 40-50% дизельного масла или автола; масса эксплуатационная - 5,7 кг, продолжительность работы на одной заправке - 2-4 ч; производительность при поджигании напочвенного покрова - 3 км/ч.

Зажигательный аппарат AЗ: тип ранцевый, фитильно-капельного действия; управление ручное; горючее - бензин автомобильный; емкость резервуара - 4 л; общая масса с горючим - 4,5 кг; продолжительность работы при одной заправке - 40 мин; производительность - 3 км/ч.

Сигнальные факелы (свечи). В практике нередко при отсутствии зажигательных аппаратов при проведении отжига используются железнодорожные сигнальные факелы (свечи). Факел состоит из картонного пенала, наполненного плотно спрессованным горючим порошком желтого цвета. Для разжигания порошка на верхнем конце факела имеется специальный серный запал, который воспламеняется с помощью прикрывающей его съемной терки. Количество горючего порошка обеспечивает непрерывное горение факелов в течение 10-12 мин и факел пламени длиной 13 см при диаметре 4-5 см. Сигнальные факелы не гаснут на ветру, позволяют получить высокую температуру, а следовательно, могут использоваться для поджигания горючих материалов с большой скоростью.

При проведении отжига возможно использование для зажигания также подручных средств: факелов из бересты или смоченной горючим ветоши и т.п.

К работе с зажигательными аппаратами допускаются только лица, изучившие инструкции по использованию аппаратов и прошедшие специальный инструктаж. Заправку аппаратов производят горючей смесью в соответствии с правилами обращения с легко воспламеняющимися нефтепродуктами. Категорически запрещается использовать другие виды топлива, кроме указанных в инструкции, пользоваться зажигательным аппаратом при обнаружении в нем течи горючего и хранить аппарат с горючим. При работе в лесу аппараты переносят на ремне через плечо и застегивают пряжкой «крючок», позволяющей при необходимости быстро сбросить аппарат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.017 с.)