Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение авиации при тушении лесных пожаровСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как у нас в стране, так и за ее пределами широко распространено использование летательных аппаратов для доставки к месту пожара огнетушащей жидкости, создания заградительных полос и непосредственного тушения кромки пожара или очагов горения с борта летательного аппарата. Из наиболее часто используемых летательных аппаратов можно отметить самолеты и вертолеты, оснащенные помещенными внутри фюзеляжа или на внешней подвеске специальными емкостями. Использование самолетов для тушения лесных пожаров и создания заградительных полос было начато летом 1932 г. Однако, несмотря на различие модификаций и многолетние исследования, вплоть до 1964 г. эффективных средств для тушения лесных пожаров с борта летательного аппарата создано не было. Сконструированные аэроопрыскиватели не позволяли создать эффективную заградительную полосу, достаточную для остановки пожара, а более 50% огнетушащей жидкости, выливаемой с борта самолета, задерживалась кронами и испарялась. Сбрасываемые с самолета авиахимбомбы позволяли лишь заглушить лесной пожар площадью до 0,01 га, а для ликвидации требовалось привлечение наземных сил и средств. В 1964 г. под руководством В.П.Молчанова (1967) были успешно проведены испытания лесопожарного варианта самолета Ан-2П. Использование самолета позволяло создать смоченную полосу длиной до 60-80 м при ширине 16-18 м. Вода доставлялась к месту пожара в двух реданных отсеках поплавков самолета емкостью 630 л каждый, а забор воды производился при скольжении самолета по поверхности водоема. К сожалению, из-за малой мощности двигателя самолет Ан-2П широкого применения при борьбе с лесными пожарами не нашел. В зарубежных странах поиск способов тушения лесных пожаров с воздуха шел примерно тем же путем. В настоящее время наибольшую известность получил канадский самолет-амфибия типа CL-215T. Этот вид самолета используется при тушении лесных пожаров в Испании, Франции, Греции, Югославии, Италии, Таиланде, Венесуэле и других странах, Применение самолета CL-215T в Канадской провинции Квебек позволило существенно снизить убытки от лесных пожаров, сократив пройденную огнем площадь в 2 раза. Естественно, что для тушения лесных пожаров огнетушащими жидкостями могут применяться и другие типы самолетов. Так, по данным Е.С.Арцыбашева (1980), в США и Канаде водосливными устройствами было оборудовано свыше 15 типов самолетов грузоподъемностью от 640 до 27000 кг. Э.П.Давыденко и Е.Ю.Шуктомов (1996) отмечают, что в США имеется 51 тяжелый авиатанкер с емкостью баков до 12 т и большое число легких самолетов с емкостями от 0,5 до 1,5 т. В Канаде свыше 70 самолетов-амфибий CL-215T и более 100 легких авиатанкеров. На вооружении авиаохраны Российской Федерации в настоящее время имеются достаточно высокопроизводительные лесопожарные самолеты-танкеры Бе-200. Ан-2П имеет в фюзеляже бак для огнетушащей жидкости емкостью 1200 л и может обеспечивать ее слив на пожар в течение 3 с с высоты 25 м. Заправка самолета огнетушащей жидкостью осуществляется на аэродроме. Ан-26П имеет 2 подвесных бака емкостью 2000 л каждый, что позволяет обрабатывать площадь пожара с высоты 40 м над пологом леса в течение 3 с. Заправка самолета огнетушащей жидкостью производится в аэропорту со специального аэродромного модуля или пожарных машин. Ан-32П имеет 4 подвесных бака по 2000 л. Слив огнетушащей жидкости на пожар производится с высоты 50 м либо сначала с двух передних баков, а затем через 1,5 с с двух задних, либо одновременно со всех баков. Заправка баков осуществляется, как и у самолетов двух предыдущих типов, в аэропорту от специального аэродромного модуля и пожарных машин. Бе-200 - гидросамолет с баком на 12 т внутри фюзеляжа. Забор воды в бак осуществляется при глиссировании за 12-14 секунд, а слив - с высоты 50 м над пологом леса. При расположении очага возгорания до 10 км от места забора воды, Бе-200 на одной заправке может сбросить до 300 т воды. К числу самолетов-танкеров можно отнести Ил-76П, созданный на базе транспортного самолета Ил-76. В отличие от Ан-26П лесопожарное оборудование самолета Ил-76П съемное, т.е., имея такое оборудование, можно любой самолет типа Ил-76 в течение нескольких часов превратить в пожарный. В состав оборудования входят два цилиндрических резервуара общим объемом 30 м3, закрепленных на одной раме, Слив огнетушащей жидкости может осуществляться залпом (одновременно из обоих резервуаров) или последовательно в зависимости от сложившейся на пожаре обстановке. Длина прокладываемой смоченной полосы с дозировкой по центральной части 1 л/м2 и более составляет 420 м при общей ширине 80-100 м. Использование самолетов-танкеров наряду с положительными моментами (в частности, возможность доставки значительной массы воды к месту пожара в труднодоступные районы) имеет и ряд существенных недостатков. Так, самолеты типа Ан-2, Ан-26П и Ан-32П могут заправляться огнетушащей жидкостью только на аэродромах, что требует значительного времени на посадку, взлет и перелеты самолета, особенно если пожар возник на большом расстоянии от аэродрома. Средние затраты на ликвидацию одного лесного пожара с применением авиатанкера в 3 раза превышают таковые при использовании традиционных средств тушения. На Иркутской авиабазе данное соотношение составляет 4:1 (Давыденко, Шуктомов, 1996). При тушении лесных пожаров водой, сливаемой из самолета, даже при минимальной скорости полета и максимальной скорости слива значительная часть воды распыляется и испаряется, не достигая поверхности горючих материалов. Кроме того, часть воды будет удержана кронами деревьев, а следовательно, не использована в случае тушения низового пожара. Вышеизложенные причины нередко приводят к тому, что фактический удельный расход воды, участвующий в процессе тушения пожара, оказывается значительно ниже необходимого для его ликвидации. Иными словами, в результате слива воды из самолета-танкера пожар не ликвидируется, а только значительно снижает интенсивность, и, если период между очередными «водяными атаками» превышает 10-15 мин, интенсивность пожара восстанавливается до первоначальной. Значительно большая эффективность достигается при использовании огнетушащих химических веществ. В частности, использование вязких растворов (загустителей) при тушении верховых пожаров или создании заградительных полос позволяет значительно сократить испарение огнетушащей жидкости в воздухе. Аналогичный эффект достигается и при использовании суспензий. Для лучшего смачивания горючих материалов как при наземном тушении, так и использовании авиационных средств тушения, целесообразно использование растворов из группы поверхностно-активных веществ (смачивателей). Самолеты-танкеры целесообразно использовать для создания широких заградительных полос на пути движения пожара, а также для проведения непосредственного тушения с воздуха удаленных лесных пожаров с целью остановки или снижения их интенсивности. Окончательная ликвидация пожаров должна выполняться парашютно-пожарными и десантно-пожарными командами. В 40-50-х годах в Канаде и США были проведены первые опыты по тушению лесных пожаров с вертолетов, в результате которых была доказана высокая эффективность использования вертолетов и разработан ряд пожарных емкостей, позволяющих доставлять огнетушащую жидкость к месту пожара. В частности, были разработаны подвесные емкости - «Канадские бочки» (Мелехов, Душа-Гудым, Сергеева, 1982). Забор воды из водоемов в эти емкости (объемом 250-3000 л) производится зачерпыванием или через клапаны в днище емкости, а слив - опрокидыванием «бочки» или через клапан в днище. В РФ первые опыты по тушению пожаров с вертолета Ми-4 были проведены в 1957 г., а с вертолета Ми-6 в 1967 г. К наиболее распространенным прицепным емкостям, используемым для тушения лесных пожаров с воздуха или доставки огнетушащей жидкости к месту пожара вертолетами, можно отнести П-1,00 и ВСУ. Резервуар П-1,00 предназначен для доставки воды к месту пожара вертолетами типа Ми-8 на внешней подвеске с длиной троса 40 м. Резервуар оснащен сверху металлической крышкой с заливной горловиной и скобой для прикрепления к подвеске вертолета, с боков имеет ручки для переноса в порожнем состоянии, а снизу штуцер, на который надевается сливной прорезиненный шланг длиной 1,5 м с соединительной головкой на конце. При массе 30 кг резервуар вмещает 1000 л жидкости. П-1,00 заполняется водой мотопомпами или насосами через горловину или сливной шланг. После заполнения сливной шланг поднимают и крепят в верхней части резервуара. Использование воды из резервуара производится с помощью малогабаритных мотопомп или автоматически для заполнения ранцевых огнетушителей. Водосливное устройство ВСУ транспортируется к месту пожара на внешней подвеске вертолета Ми-8Т и позволяет обрабатывать огнетушащей жидкостью с воздуха как кромку пожара, так и отдельные очаги горения. Небольшая высота полета вертолета при работе ВСУ обеспечивает точность слива и высокую эффективность тушения. В комплект ВСУ входят: дюралюминиевая емкость цилиндрической формы объемом 2 м3 с устройством для дозировки забора воды (1,5; 1,75 и 2,0 м3), внешняя тросовая подвеска со специальным вертлюгом, система дистанционного (с борта вертолета) управления сливом жидкости с замком-«рвушкой» для аварийного сброса ВСУ. Время слива жидкости на пожар составляет 14-17 с при времени заполнения 18-20 с. Особенно эффективно использование ВСУ в труднодоступных районах в редкостойных низкобонитетных насаждениях, а также при тушении тундровых пожаров. Отмечая относительную простоту авиационного лесопожарного оборудования со свободным сливом, следует отметить очень существенный их недостаток - большие потери огнетушащей жидкости от дробления и испарения ее в воздухе, достигающие 40%, а также неравномерность смачивания покрова и подстилки, особенно под кронами деревьев. При свободном сливе формируется неоправданно широкая противопожарная полоса в ущерб ее длине. Для ликвидации этих недостатков сотрудниками С.-ПбНИИЛХа (Арцыбашев, Пуздриченко, Колесов, 1996) разработаны две модификации модульного вертолетного комплекса (МВК): МВК-2 с перспективой использования его с вертолетами Ми-8МТ, Ми-17, Ка-32, Ми-6, а МВК-8 - для тяжелого вертолета Ми-26. Модуль МВК-2 включает в себя емкость объемом 2000 л с энергоузлом для создания в ней давления, оснастку для крепления ее к внешней подвеске вертолета и хомуты для соединения емкостей в сцепку. Рабочий объем огнетушащей жидкости не должен превышать 1750 л. Слив жидкости из МВК-2 осуществляется под давлением при скорости полета вертолета 60 км/ч и высоте 40 м. Один слив позволяет создать смоченную огнетуша-щим раствором полосу длиной около 200 м, шириной 3-4 м с дозировками жидкости по центру полосы 1,5-2 л/м2. Модульный вертолетный комплекс МВК-8 имеет емкость, вместимостью 7500 л огнетушащего раствора, что позволяет создать заградительную полосу длиной 600 м, шириной 4-5 м при дозировке в центральной части полосы 1,5-2 л/м2. Возможность формирования сцепок из нескольких модулей позволяет максимально использовать грузоподъемность вертолетов, а замены порожних емкостей на заполненные в режиме висения сокращает до 2-3 мин время заправки. При использовании МВК-2 максимальная эффективность тушения достигается, если расстояние от аэродрома (заправочного пункта) до пожара не превышает 100 км, а при использовании МВК-8 - 200 км. В 1993 г. успешно прошли испытания на территории Северной авиабазы промежуточные резервуары ПР-1 для слива воды с вертолета с последующим использованием ее для тушения лесных пожаров (Давыденко, 1994). Для доставки воды и тушения лесных пожаров с воздуха применяются вертолеты Ми-6П, К-32 и Ми-8Т. Использование вертолетов позволяет не только тушить пожары с воздуха, но и одновременно доставлять к месту пожара десантно-пожарные команды (ДПК). Высадив ДПК, экипаж вертолета осуществляет доставку к месту пожара огнетушащей жидкости и обрабатывание ею кромки пожара и очагов горения. Количество рейсов, выполняемых вертолетами Ми-8Т, оборудованными ВСУ, на одной заправке топлива определяется прежде всего расстоянием до аэродрома или ближайшего водоема, где производится заправка ВСУ. Если расстояние от пожара до водоема составляет 2 км, а от водоема до аэродрома 10 км, вертолет на одной заправке топливом может выполнить 16 сливов огнетушащей жидкости, если же расстояние от места пожара до водоема достигает 30 км, а от водоема до аэродрома 80-100 км, то вертолет может сделать только одни слив. Таким образом, использование вертолетов позволяет оперативно доставить огнетушащую жидкость к месту пожара даже в труднодоступные районы и обеспечить ею наземные команды, а также тушить с воздуха лесные пожары, особенно в начальной стадии развития. Последнее особенно эффективно, если пожар удален от места базирования вертолета на расстояние не более 20-30 км или вблизи есть (2-5 км) водоем для заправки ВСУ. Эффективность тушения с воздуха, как и при использовании самолетов-танкеров, многократно увеличивается, если для тушения или создания заградительных полос используется не чистая вода, а огнетушащие химические вещества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 3214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.007 с.) |