Роль архитектурной графики в реальном и учебном проектировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль архитектурной графики в реальном и учебном проектировании



Архитектурная графика как в рабочем проектировании, так и в обу- чении является рабочим средством, которое меняется в зависимости от стадии проектной работы. Чтобы понять специфическую роль архи- тектурой графики на разных стадиях проектной работы или обучения, следует рассмотреть содержание проектного процесса, цели и задачи каждого из его этапов.

Этапы реального проектирования хотя и имеют нечеткие и смазан- ные границы, тем не менее, по мнению теоретиков архитектуры, при определенных обобщениях можно увидеть, что весь процесс проекти- рования осуществляется в определенной логической последователь- ности, то есть поэтапно.

Первый этап процесса проектирования – это ориентировка, когда ведется подготовительная работа, предшествующая собственно проек- тированию. Происходит знакомство с проектным заданием, подбирается необходимая для дальнейшей работы литература, нормативы и каталоги, топосъемки и предпроектные материалы. Исполняются простейшие гра- фические схемы и фотофиксация участка застройки и его окружения.

Второй этап – поиск. Расширяются, дополняются и конкрети- зируются представления автора о будущем объекте. Это происходит в результате поиска основных контуров образа объекта в эскиз-идее, развития проектной идеи в фор-эскизе, разработки эскизов проектных чертежей. В отечественной практике на этапе поиска помимо комп- лекта эскизных чертежей ведется технико-экономическая разработка (ТЭР), обосновывающая проектную идею. На втором этапе наиболее целесообразны наброски, эскизы, поисковые макеты в сочетании с де- монстрационной чертежной графикой.

Третий этап – исполнение проекта. Формируется окончательный об- раз объекта, конкретизируются детали его функциональной и конструк- тивной структуры. На этом этапе происходит самая трудоемкая, углублен- ная разработка проектной темы. Возможна работа над эскизами отдельных


узлов или фрагментов объекта. В отечественной практике на третьем этапе разрабатывается комплект чертежей, называемый «Проект».

Четвертый этап – завершение проекта. Идет интенсивная работа над комплектом рабочих чертежей (или так называемым РЧ). Иногда исполняется «Технический проект», соединяющий в себе по смыслу проектирования и составу чертежей этапы «Проект» и РЧ. Четвертый этап состоит в углубленной работе над рабочими чертежами, по кото- рым происходит строительная реализация проектной идеи.

Этапы учебного проектирования связаны с его эффективной орга- низацией. Если архитектор-практик может по своему усмотрению рас- пределять время, необходимое для каждого этапа проектной работы, то в обучении такая вольность недопустима. Процесс обучения предпола- гает четкое разделение на этапы с фиксацией начала и конца каждого из них в установленные сроки.

Целью учебного проектирования является не реальное воплоще- ние проекта в натуре, а само содержание процесса обучения. Конеч- ным продуктом учебного задания является не только качество учебного проекта, но и те знания и навыки, которые учащийся получает в про- цессе его исполнения.

Схема поэтапной организации учебного проектирования схожа со схемой такой же работы на практике, за исключением содержания пос- ледней части работы. В обучении отсутствует этап выполнения рабочей документации и авторский надзор за производством строительных работ. Последним этапом учебного проектирования является проверка, кото- рая в зависимости от условий может быть или послепроектным анализом собственного проекта или проверочной контрольной клаузурой.

В различных архитектурных школах специальную подготовку по освоению графической культуры рисования, эскизирования и черче- ния можно условно классифицировать на три типа.

Первый тип подготовки связан с обучением учащихся на базе ком- пьютерных технологий, когда рукотворные материалы являются под- готовительными для дальнейшей работы в компьютерной графике. При этом приемами и навыками ручной графики учащиеся овладевают самостоятельно.

Второй тип подготовки основан на использовании исключительно ручной черно-белой графики с заливкой, с применением летрасета,


трафаретов и шаблонов. В этом случае преподается специальный курс чертежной архитектурной графики, которая используется в реальном проектировании.

Третий тип подготовки направлен на овладение разнообразной па- литрой графических средств и приемов, с помощью которой возмож- но свободное творческое выражение художественно-образных качеств объекта проектирования. Это требует нестереотипного исполнения эс- кизных, проектных и демонстрационных чертежей, рисунков и моде- лей, а значит – специальных курсов архитектурной графики, не совсем совпадающих с аналогичными задачами реального проектирования.

В учебных заведениях последнего типа педагогическая концеп- ция строится на том, что в процессе обучения следует осваивать на- выки архитектурной графики в определенной последовательности. В начальный период обучения, на 1-м и 2-м курсах, осваиваются при- емы и способы изображения архитектурного объекта в линиях, тоне и цвете с применением простейших инструментов. Одновременно про- исходит начальное знакомство с методикой применения компьютера. На 3-м и 4-м курсах, в период основной профессиональной подготов- ки, осваивается графика, позволяющая отображать авторский замысел и проектную идею с использованием различных графических средств. Помимо материалов, инструментов и технических приспособлений, широко применяемых в реальном проектировании, используются на- выки компьютерного моделирования. В период специальной профес- сиональной подготовки, на 5-м и 6-м курсах, осваиваются графические приемы проектирования, аналогичные тем, что применяются на прак- тике. Техника исполнения курсовых и дипломных проектов в этот пе- риод должна быть максимально приближена к реальным проектам.

Однако одного владения культурой ремесла архитектурной гра- фики недостаточно. С одной стороны, кроме освоения приемов ар- хитектурной графики, учащемуся нужно совершенствовать общую изобразительную культуру в процессе исполнения заданий по курсу рисунка и цветоведения, скульптуры и композиции. С другой сторо- ны, необходимо целенаправленно осваивать весь комплекс графичес- ких приемов и навыков как составной части процесса архитектурно- го проектирования. Глубокое понимание органической взаимосвязи каждого из этапов проектирования с гаммой возможных в этом случае


графических приемов дает по-настоящему качественный результат проектной работы в целом.

Вывод. Для каждого этапа учебного и реального проектирования характерна своя роль и форма исполнительской графики. Палитра изобразительных средств реального проектирования имеет свои осо- бенности. Это связано со стремлением архитектора к оперированию такими графическими средствами и приемами, которые позволяют ему с наибольшим эффектом и наименьшей затратой сил и времени решать проектную задачу. В последнее время широко применяется машинная графика, благодаря которой построение и тиражирование проектной графики чрезвычайно эффективно и экономично. Сегодня процессы, происходящие в области архитектурной графики на практике, воздейс- твуют на аналогичные процессы в учебном  проектировании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.005 с.)