Линейная графика как основное средство изображения архитектурной  формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Линейная графика как основное средство изображения архитектурной  формы



Линия является самым простым и в то же время самым распро- страненным средством изображения. Это связано с особой природой человеческого зрения, согласно которой форма любого объекта вос- принимается посредством движения глаз, прослеживающих его контур и границы поверхностей в виде их линейных очертаний.

Контур воспринимается нами не как самостоятельная линия. Бла- годаря линейным очертаниям (контуру) мы видим, во-первых, наибо- лее характерные структурные качества предметной формы, во-вторых, индивидуальные особенности ее конструктивной структуры. Линейное (контурное) изображение передает информацию о размере, масштабе, форме и ракурсе объекта.

Выразительность и предметность линейного изображения в искусст- ве обусловлены реальными качествами предметной формы, где главным является сам предмет, а не средства его изображения. Другое дело чертеж, где линейное построение эстетически воздействует и непосредственно и специфически, т. е. путем ассоциативных закономерностей зрительного восприятия. Так, к примеру, вертикальная линия вызывает ощущение устойчивости, диагональная линия – динамики, горизонтальная ли- ния – покоя и простора; криволинейная линия передает впечатление замкнутости или текучести в зависимости от ее начертания.

Степень выразительности языка линейной графики зависит от ха- рактера начертания линий (прямая и кривая, толстая и тонкая, сплош- ная и прерывистая), от тональности и цвета линий (темная и светлая, серая и цветная). Эти простые характеристики линий превращаются в закономерности при различных их сочетаниях.

Наиболее выразительные закономерности – линейный контраст и нюанс. Они играют очень важную роль в архитектурной графике, где графическая композиция создается начертанием линий, их тональнос- тью, цветом и ритмом как при построении плоскостных, так и объем- но-пространственных изображений архитектурной  формы.

Плоская поверхность чистого листа воспринимается нами как не- что неорганизованное. Линия является первичным организующим элементом. Две координаты – вертикаль и горизонталь – определяют характеристики плоскости и являются начальными элементами  плос-


костного изображения. Симметричное или асимметричное расположе- ние линий определяет статичное или динамичное начало изображения любой формы в архитектурной графике.

Информативность изображения зависит от степени воздействия линий на зрителя. Плоскость листа может получить выразительную глубину или иные художественные качества изображения, достигае- мые варьированием контраста и нюанса линий по их толщине. Более толстый контур зрительно выдвигает фигуру на первый план, а более тонкий – наоборот. Особенное значение имеют линейные контрасты при выполнении чертежей в ортогональных проекциях, где мы имеем дело с двухмерным, плоскостным изображением.

Наглядность ортогональных чертежей зависит главным образом от умелого использования линейной техники при изображении деталей чертежа. Например, для выявления на генплане какого-либо участка территории таких элементов планировки, как здания и сооружения, дороги и дорожки, элементы озеленения и благоустройства. Или при выявлении в проекте особенностей какого-либо здания или сооруже- ния, в чертежах его фасадов, планов и разрезов – структурных или ком- позиционных элементов и конструктивных или декоративных деталей, других частей.

Линейный контраст и нюанс важны и при изображении пространс- твенных форм, построенных по трем координатам в линейной перс- пективе или аксонометрии. Глубинность восприятия объемно-про- странственной формы достигается самой структурой построения, где толщина линии не имеет особого значения. Кроме особых случаев, когда есть необходимость выделить какую-либо часть архитектурного изображения, к примеру силуэтность застройки, условно отделить один объект от другого или отграничить его от окружающей среды. Глубин- ность изображения достигается также путем наложения одной фигуры на другую или постепенным уменьшением подобных  фигур.

Линии не только определяют границы формы, но и заполняют ее, создавая ощущение материальности: освещенности, массы, фактуры, а в зависимости от того или иного строительного материала выража- ют свойства архитектурной формы: тяжесть или легкость, светлоту или темноту, крупный или маленький масштаб блоков, грубую или мелкую фактуру отделки поверхности.


Инструменты и приспособления, применяемые в линейной графи- ке, можно разделить на три группы. Первая группа включает карандаши, угольные палочки, перья и кисти; вторая – рейсфедеры, графосы, фло- мастеры, рапидографы; третья – летрасеты, трафареты и шаблоны.

Вывод. Линия лежит в основе построения любого изображения, в том числе тонального и цветного. Линейная графика – основная тех- ника исполнения рисунка, эскиза, чертежа и технической схемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.004 с.)