Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектурные клаузуры как способ развития творческих способностей учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начиная с XVI века в системе образования клаузурой называются индивидуальные творческие задания, которые учащиеся должны вы- полнить в строго установленное время. Обычная продолжительность клаузуры длится от двух до шести часов. Этому виду учебных упражне- ний свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности заданий, связанных с развитием творческих способностей учащихся. После 2–6-часовой самостоятельной работы студент должен пре- доставить итог своих творческих исканий в виде графической компо- зиции. Иногда клаузуры проводятся в больших аудиториях с целью проверки знаний у группы студентов. Но тогда работа выполняется под неусыпным наблюдением, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи своих товарищей. Тематика клаузур может быть самой различной. Сами варианты клаузурных упражнений и их форма могут иметь разный смысл. Об- щим является лишь одно: каждое задание исполняется автором без предварительного эскизирования, ибо тема и задачи клаузуры выда- ются учащимся перед самым началом работы, и они не могут подго- товиться к ней заранее. Специфика графики клаузуры обусловливается ограниченным вре- менем исполнения учебного задания, что требует применения простых и эффективных приемов графики. Клаузурная графика вызывает необ- ходимость пересмотра ранее приобретенных навыков и требует испол- нения творческих и проектных задач в кратчайшие сроки с отображе- нием самых существенных сторон заданной темы. В каждом учебном заведении, у каждого педагога клаузуры при- обретают неповторимый стиль исполнения, акцентируют внимание на разных по значимости аспектах творчества. Тем не менее клаузуры становятся неотъемлемой частью программ обучения академической школы и завоевывают прочное место в системе творчества. Развитие способностей к изобразительному творчеству является одной из главных целей клаузурных упражнений. Во многих дизайнер- ских и архитектурных школах мира на начальных этапах обучения уча- щимся задаются упражнения, имеющие целью усвоение роли средств изображения в графической композиции. Интересен опыт такого рода упражнений Армина Хофмана в Базельской (Швейцария) дизайнерс- кой школе. С его точки зрения, клаузура должна приносить двойную пользу – давать учащимся личный опыт композиционной работы и одновременно развивать способности к выбору самых рациональных и эффективных графических приемов. Цикл клаузур из курса А. Хофмана направлен на формирование навыков построения беспредметных графических композиций с целью отработки грамотных композиционных взаимосвязей, формирования у учащегося чувства равновесия «темного и светлого», «верха и низа», «начала и конца». А также способности восприятия таких категорий графического изображения, как законченность и уравновешенность формы, статичность и динамичность композиции. В итоге в процессе выполнения таких заданий у обучающихся фор- мируются навыки к абстрактному и пространственному мышлению, что является важным элементом воспитания творческих способностей у будущего профессионала. Опыт педагогической практики А. Хофмана показывает, что ито- гом исполнения серии клаузур на отработку творческих навыков от- влеченной композиционной графики может быть разработка плака- та. Исполнение клаузуры-плаката требует от автора умения мыслить четко и грамотно, отражать свою композиционную идею в условной и лаконичной графической форме, оперировать обобщенными обра- зами и понятиями. Если для дизайнера-графика или художника целесообразность ис- полнения темы плаката очевидна, то для архитектора она имеет свою специфику. В клаузурной теме «Плакат» архитекторы реже использу- ют изобразительные темы, связанные со сложными многофигурными композициями, выполненные в форме фотоколлажа или реалистичес- кого рисунка. Плакатная графика архитектора отличается построением выразительных шрифтовых беспредметных композиций с использова- нием ритма и метра, а также приемов условной обобщенной графики. По темам клаузурные плакаты можно разделить на два основных вида: политический и жанровый плакаты. Политический плакат, отражающий самые актуальные гражданские события в жизни страны, должен представлять их предельно просто, исключать любое разночтение, любую возможность вольного толко- вания элементов изображения и шрифта. Он должен восприниматься как лозунг, как герб, как политический символ. Особую значимость в политическом плакате имеют композиционное расположение шриф- та, четкость и ясность прочтения его смысла, напряженность статичес- кого или динамического построения отдельных букв, стилистическое единство шрифтовых гарнитур. Главной особенностью любого жанрового плаката является ориги- нальность и неожиданность трактовки заданной темы, изображение ко- торой может рождать цепь ассоциаций, вызывать множество аналогий. Его содержание, в отличие от политического плаката, при всей простоте своих графических приемов глубоко и многозначно. В иносказательной форме языком жанрового плаката можно говорить о жизненных пробле- мах, уязвимости и хрупкости всего живого, о тесной взаимосвязи окру- жающей нас урбанистической среды и живого мира природы. В разнообразной гамме тем политического и жанрового плакатов большую роль играет умение выбирать для выражения авторской мыс- ли наиболее эффективные приемы цветовой и черно-белой графики. При этом графическая техника никогда не должна быть самоцелью, но всегда подчинена творческой задаче выявления идейного и художест- венного авторского замысла. Вывод. В современном учебном процессе архитектурная клаузура служит прежде всего для развития художественного воображения, об- разного мышления, фантазии, композиционных способностей, а также для формирования навыков оригинального отражения своих творчес- ких замыслов в графике. Кроме того, клаузура (в переводе с итальянского klouso – замок), для выполнения которой в первых академиях ученика запирали на за- мок в отдельной аудитории, и сегодня является общепринятой фор- мой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Европы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.005 с.) |