Архитектурные клаузуры как способ развития творческих способностей учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурные клаузуры как способ развития творческих способностей учащихся



Начиная с XVI века в системе образования клаузурой называются индивидуальные творческие задания, которые учащиеся должны вы- полнить в строго установленное время. Обычная продолжительность клаузуры длится от двух до шести часов. Этому виду учебных упражне- ний свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности заданий, связанных с развитием творческих способностей  учащихся.

После 2–6-часовой самостоятельной работы студент должен пре- доставить итог своих творческих исканий в виде графической компо- зиции. Иногда клаузуры проводятся в больших аудиториях с целью проверки знаний у группы студентов. Но тогда работа выполняется под неусыпным наблюдением, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи своих товарищей.

Тематика клаузур может быть самой различной. Сами варианты клаузурных упражнений и их форма могут иметь разный смысл. Об- щим является лишь одно: каждое задание исполняется автором без предварительного эскизирования, ибо тема и задачи клаузуры выда- ются учащимся перед самым началом работы, и они не могут подго- товиться к ней заранее.


Специфика графики клаузуры обусловливается ограниченным вре- менем исполнения учебного задания, что требует применения простых и эффективных приемов графики. Клаузурная графика вызывает необ- ходимость пересмотра ранее приобретенных навыков и требует испол- нения творческих и проектных задач в кратчайшие сроки с отображе- нием самых существенных сторон заданной  темы.

В каждом учебном заведении, у каждого педагога клаузуры при- обретают неповторимый стиль исполнения, акцентируют внимание на разных по значимости аспектах творчества. Тем не менее клаузуры становятся неотъемлемой частью программ обучения академической школы и завоевывают прочное место в системе творчества.

Развитие способностей к изобразительному творчеству является одной из главных целей клаузурных упражнений. Во многих дизайнер- ских и архитектурных школах мира на начальных этапах обучения уча- щимся задаются упражнения, имеющие целью усвоение роли средств изображения в графической композиции. Интересен опыт такого рода упражнений Армина Хофмана в Базельской (Швейцария) дизайнерс- кой школе. С его точки зрения, клаузура должна приносить двойную пользу – давать учащимся личный опыт композиционной работы и одновременно развивать способности к выбору самых рациональных и эффективных графических приемов.

Цикл клаузур из курса А. Хофмана направлен на формирование навыков построения беспредметных графических композиций с целью отработки грамотных композиционных взаимосвязей, формирования у учащегося чувства равновесия «темного и светлого», «верха и низа»,

«начала и конца». А также способности восприятия таких категорий графического изображения, как законченность и уравновешенность формы, статичность и динамичность  композиции.

В итоге в процессе выполнения таких заданий у обучающихся фор- мируются навыки к абстрактному и пространственному мышлению, что является важным элементом воспитания творческих способностей у будущего профессионала.

Опыт педагогической практики А. Хофмана показывает, что ито- гом исполнения серии клаузур на отработку творческих навыков от- влеченной композиционной графики может быть разработка плака- та. Исполнение клаузуры-плаката требует от автора умения мыслить


четко и грамотно, отражать свою композиционную идею в условной и лаконичной графической форме, оперировать обобщенными обра- зами и понятиями.

Если для дизайнера-графика или художника целесообразность ис- полнения темы плаката очевидна, то для архитектора она имеет свою специфику. В клаузурной теме «Плакат» архитекторы реже использу- ют изобразительные темы, связанные со сложными многофигурными композициями, выполненные в форме фотоколлажа или реалистичес- кого рисунка. Плакатная графика архитектора отличается построением выразительных шрифтовых беспредметных композиций с использова- нием ритма и метра, а также приемов условной обобщенной графики.

По темам клаузурные плакаты можно разделить на два основных вида: политический и жанровый плакаты.

Политический плакат, отражающий самые актуальные гражданские события в жизни страны, должен представлять их предельно просто, исключать любое разночтение, любую возможность вольного толко- вания элементов изображения и шрифта. Он должен восприниматься как лозунг, как герб, как политический символ. Особую значимость в политическом плакате имеют композиционное расположение шриф- та, четкость и ясность прочтения его смысла, напряженность статичес- кого или динамического построения отдельных букв, стилистическое единство шрифтовых гарнитур.

Главной особенностью любого жанрового плаката является ориги- нальность и неожиданность трактовки заданной темы, изображение ко- торой может рождать цепь ассоциаций, вызывать множество аналогий. Его содержание, в отличие от политического плаката, при всей простоте своих графических приемов глубоко и многозначно. В иносказательной форме языком жанрового плаката можно говорить о жизненных пробле- мах, уязвимости и хрупкости всего живого, о тесной взаимосвязи окру- жающей нас урбанистической среды и живого мира природы.

В разнообразной гамме тем политического и жанрового плакатов большую роль играет умение выбирать для выражения авторской мыс- ли наиболее эффективные приемы цветовой и черно-белой графики. При этом графическая техника никогда не должна быть самоцелью, но всегда подчинена творческой задаче выявления идейного и художест- венного авторского замысла.


Вывод. В современном учебном процессе архитектурная клаузура служит прежде всего для развития художественного воображения, об- разного мышления, фантазии, композиционных способностей, а также для формирования навыков оригинального отражения своих творчес- ких замыслов в графике.

Кроме того, клаузура (в переводе с итальянского klousoзамок), для выполнения которой в первых академиях ученика запирали на за- мок в отдельной аудитории, и сегодня является общепринятой фор- мой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Европы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.005 с.)