Иллюстративный жанр архитектурной графики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иллюстративный жанр архитектурной графики



В изображениях архитектурных объектов, в отличие от иллюстра- ций литературных произведений, есть свои особенности. Здесь жела- тельно присутствие точного отсчета, дающего ясное представление о


типе и масштабе объекта, его соотношениях с человеком и окружаю- щей средой.

К примеру, изображение архитектурного объекта в художествен- ной детской иллюстрации обычно дает его обобщенный и часто гро- тескный образ. Тем не менее даже в этих условных воспроизведениях происходит отображение образной и тектонической структуры формы объекта, ее соотношения с человеком и деталями окружения. Архи- тектурный образ должен быть узнаваемым и привлекательным. Как и в реальных архитектурных композициях, архитектурные фантазии для детей в виде фантастических замков и городков, сказочной природы и сложных многофигурных композиций насыщены образно-эмоцио- нальным настроением, овеществлены в том или ином материале и насе- лены сказочными персонажами. В таких фантазиях композиционный стержень является основой для раскрытия литературного сюжета.

В иллюстрировании художественной и научно-популярной ли- тературы есть своя специфика. Примером высококлассных книжных иллюстраций с изображениями архитектуры являются рисунки амери- канского живописца, графика и писателя Рокуэла Кента. Он получил архитектурное образование, поэтому изображения природы, архитек- туры и деталей предметов, выполненные им как заставки к своим лите- ратурным произведениям, обладают редкой точностью и достовернос- тью архитектурного чертежа.

Композиции иллюстраций, выполненные пером, взвешенны и вы- веренны, здания и сооружения точно сориентированы в пространстве, а изображения деталей кораблей, лодок, оружия, одежды и предметов быта говорят о глубоком знании и понимании воспроизводимого. Сама графическая техника Р. Кента, выразительная и лаконичная линия с использованием штриховки и заливки, обладает поразительной убе- дительностью и красотой. Эта же культура проявляется в его способ- ности пространственно мыслить, анализировать и сопоставлять, в уме- нии виртуозно рисовать и чертить.

Иллюстрирование специальной литературы подчинено задачам того или иного издания: словаря или энциклопедии, архитектурной монографии или теоретического труда, учебника или альбома черте- жей и увражей. Чаще всего рисунки выполняются самими авторами и их можно обобщенно разделить на две группы: иллюстрации, отоб-


ражающие эмоционально-образные качества архитектурного объекта, и иллюстрации, отображающие функционально-тектонические качес- тва архитектурного объекта.

В иллюстрациях, относящихся к первой группе, автор направляет свое внимание на максимальную выразительность изображения, кон- туры которого в линиях, штрихах или тоне выражают основные при- знаки образа архитектурного сооружения. Обычно каждый профес- сиональный график-иллюстратор сначала делает макет конкретного издания. В нем заставки, полосные иллюстрации сделаны с учетом оп- ределенного модуля, имеют свое конкретное место и назначение как элемент общей композиционной структуры  издания.

В работе над эмоционально-образным качеством иллюстраций во внимание принимается не их место и пропорциональная зависимость в полиграфическом макете, а соответствие пропорций иллюстрации композиции изображаемого объекта. Так, изображение горизонтальной архитектурной композиции вытянуто по горизонтали, а вертикальной – по вертикали. Главные правила, принимаемые во внимание, – свобод- ное расположение изображения на плоскости листа и единая техника исполнения. Единый код изобразительных средств и приемов создает возможность для свободного композиционного сочетания эскизов, чер- тежей, рисунков, иллюстрирующих книги того или иного автора.

При оформлении архитектурных изданий в эмоционально-образ- ном ключе прослеживается один и тот же условный принцип иллюс- трирования. Он заключается в том, что авторы выражают в графике схематичный и максимально очищенный от лишних деталей архитек- турный образ того или иного сооружения. Каждая иллюстрация должна вызвать у зрителя строго определенную эмоцию, которая соответствует теме и смыслу авторского текста.

Иллюстрации, относящиеся ко второй группе и отображающие функционально-тектонические качества архитектурных объектов, со- здаются по аналогии с архитектурным чертежом. Здесь выражается ав- торский метод препарирования объекта, показ схемы его фасада, плана, разреза, генерального плана или их фрагментов в концентрированно компактной и лаконичной изобразительной форме. Речь идет не о про- стом механическом уменьшении изображения объекта, а целенаправ- ленном представлении информации по поводу его функциональных,


конструктивных или тектонических качеств. При этом существенное значение имеет как содержательная сторона схемы-чертежа, так и ла- конизм его графического исполнения.

От размера иллюстрации зависит степень ее детализации, убеди- тельность избранной автором графической техники. Линия и тон в ил- люстрации должны читаться максимально контрастно по отношению к поверхности бумаги. Чем меньше размер иллюстрации, тем проще она должна быть выполнена. В изданиях увражей или альбомов чертежей, которые по сравнению с книгой или журналом имеют более крупные габариты, архитектурная иллюстрация приближается (или аналогична по форме и содержанию) к информативности архитектурного чертежа. Большое значение в архитектурной иллюстрации имеет точное ука- зание размеров изображаемого объекта. Для этих целей часто использу- ют изображение линейного масштаба или указание цифровых значений объекта. Нередко для достижения эффекта соразмерности архитектур- ного объекта со средой в изображение помещают фигуру человека или какого-либо технического объекта. Значительную роль также играет гра-

фика антуража и стаффажа, размер и характер начертания цифр и букв.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что большая часть информации об исторических и современных архитектурных объектах воспринимается в процессе освоения иллюстративного мате- риала в специальной и популярной литературе. К тому же в профес- сиональной деятельности каждого архитектора встречаются ситуации, когда необходимо проиллюстрировать свой проект для публикации в каком-либо издании. В связи с этим архитектору необходимо не толь- ко уметь воспринимать и считывать иллюстративную информацию, но и обладать знаниями и навыками в ее создании на высоком професси- ональном уровне для своих собственных нужд.

Вывод. В иллюстративном изображении архитектурного объекта обычно отражаются не все его качества, а лишь те, которые интересу- ют автора и должны восприниматься читателем книги, журнала или учебника. Как правило, такую информацию зритель получает благо- даря особо акцентированным деталям, которые сообщают ему либо о характере декора, либо о конструктивных особенностях объекта, либо о пространственной композиции интерьера или экстерьера, либо о пластическом рисунке и отделочном материале архитектурной фор-


мы. При этом иллюстрация должна графически отражать такую ин- формацию, которая позволяет зрителю легко воспринимать основные элементы архитектурного образа.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы главные особенности творческой деятельности архитектора и ее отражение в графике?

2. В чем заключается уникальность графики Ле Корбюзье?

3. Назовите основные характерные признаки натурных рисунков, вы- полненных архитекторами.

4. Какую роль выполняет архитектурная клаузура в учебном проекти- ровании?

5. Опишите специфические черты плакатной архитектурной  графики.

6. Назовите первых представителей жанра архитектурной фантазии.

7. Определите характерные черты архитектурных фантазий первой по- ловины ХХ века.

8. Роль архитектурной фантазии в творчестве представителей концеп- туальной архитектуры.

9. Назовите главные особенности иллюстративного жанра в архитек- турной графике.

 

  Практические занятия

Архитектурный плакат

Цель упражнения – поиск гармонической взаимосвязи между на- чертанием шрифта и архитектурной темой.

Основные задачи:

- выбор выразительной темы для архитектурного плаката;

- разработка шрифта, отражающего архитектурную тему;

- формирование композиционной целостности шрифта и  темы;

- цветовая гармония элементов композиции.

Графические средства: ручная техника цветной гуаши (допускается компьютерная верстка).

Формат А4. Количество – 1 шт.

Критерии оценки: тематическое соответствие, композиционная це- лостность изображения и шрифта, выразительность плаката.


Самостоятельная работа студента заключается в подборе темы плаката и поиске ее графического выражения.

Архитектурный рисунок с натуры

Цель упражнения – графическое отражение средствами архитектур- ного рисунка объектов существующей архитектурной среды различно- го уровня: градостроительного, зданий и сооружений, ландшафтного, уровня интерьера.

Основные задачи:

- лаконичное отображение с натуры структурных, пластических и сти- листических особенностей архитектуры средствами линейной архи- тектурной графики;

- выявление пространственных характеристик архитектурных объек-

тов с натуры средствами тональной архитектурной графики;

- достижение колористической композиции в архитектурной среде с помощью цветной архитектурной  графики.

Графические средства: ручная графика в технике линейной графи- ки – черная тушь, перо, гелевая ручка, фломастер; тональной графи- ки – отмывка акварелью или тушью, черно-белая гуашь, уголь; цвет- ной графики – акварель, цветная гуашь, фломастеры, пастель.

Формат А4.

Количество – 12 шт. (3´4). Из них: линейная, тональная и цветная графика градостроительного объекта, то же архитектурного здания или сооружения, объекта ландшафтной архитектуры и интерьера (3 вида графики и 4 уровня объектов).

Критерии оценки: соответствие графических средств виду и уровню архитектурного объекта, полнота выразительности каждого из графи- ческих средств, уровень технического качества графического  языка.

Самостоятельнаяработастудента состоит в изучении изобразитель- ных средств линейной, тональной и цветной графики и подборе графи- ческих средств перевода набросков с натуры в архитектурные рисунки.

Архитектурный эскиз

Цель упражнения – умение создавать архитектурные фантазии по заданной тематике.

Основные задачи:

- формирование и графическое выражение фантазии на тему истори- ческих архитектурных объектов различного уровня;


- создание самостоятельной архитектурной фантазии различных объ- ектов современной архитектуры;

- развитие способности создавать графические фантазии на тему ар-

хитектуры будущего.

Графические средства: любая ручная техника по выбору автора – линейная, тональная, цветная или их комбинации.

Формат А4.

Количество – 12 шт. (3´4). Из них: три вида архитектурных объек- тов – исторического, современного, футуристического и четыре уров- ня архитектурных объектов – градостроительного, здания или соору- жения, ландшафтного и уровня интерьера.

Критерии оценки: соответствие графического языка виду фантазии архитектурного объекта, полнота палитры графических средств, уро- вень технического качества графического языка.

Самостоятельная работа студента состоит в изучении изобрази- тельных средств, применяемых в архитектурных фантазиях, и подборе графических средств перевода своих эскизов в архитектурные фантазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.11 (0.019 с.)