Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иллюстративный жанр архитектурной графики
В изображениях архитектурных объектов, в отличие от иллюстра- ций литературных произведений, есть свои особенности. Здесь жела- тельно присутствие точного отсчета, дающего ясное представление о типе и масштабе объекта, его соотношениях с человеком и окружаю- щей средой. К примеру, изображение архитектурного объекта в художествен- ной детской иллюстрации обычно дает его обобщенный и часто гро- тескный образ. Тем не менее даже в этих условных воспроизведениях происходит отображение образной и тектонической структуры формы объекта, ее соотношения с человеком и деталями окружения. Архи- тектурный образ должен быть узнаваемым и привлекательным. Как и в реальных архитектурных композициях, архитектурные фантазии для детей в виде фантастических замков и городков, сказочной природы и сложных многофигурных композиций насыщены образно-эмоцио- нальным настроением, овеществлены в том или ином материале и насе- лены сказочными персонажами. В таких фантазиях композиционный стержень является основой для раскрытия литературного сюжета. В иллюстрировании художественной и научно-популярной ли- тературы есть своя специфика. Примером высококлассных книжных иллюстраций с изображениями архитектуры являются рисунки амери- канского живописца, графика и писателя Рокуэла Кента. Он получил архитектурное образование, поэтому изображения природы, архитек- туры и деталей предметов, выполненные им как заставки к своим лите- ратурным произведениям, обладают редкой точностью и достовернос- тью архитектурного чертежа. Композиции иллюстраций, выполненные пером, взвешенны и вы- веренны, здания и сооружения точно сориентированы в пространстве, а изображения деталей кораблей, лодок, оружия, одежды и предметов быта говорят о глубоком знании и понимании воспроизводимого. Сама графическая техника Р. Кента, выразительная и лаконичная линия с использованием штриховки и заливки, обладает поразительной убе- дительностью и красотой. Эта же культура проявляется в его способ- ности пространственно мыслить, анализировать и сопоставлять, в уме- нии виртуозно рисовать и чертить. Иллюстрирование специальной литературы подчинено задачам того или иного издания: словаря или энциклопедии, архитектурной монографии или теоретического труда, учебника или альбома черте- жей и увражей. Чаще всего рисунки выполняются самими авторами и их можно обобщенно разделить на две группы: иллюстрации, отоб-
ражающие эмоционально-образные качества архитектурного объекта, и иллюстрации, отображающие функционально-тектонические качес- тва архитектурного объекта. В иллюстрациях, относящихся к первой группе, автор направляет свое внимание на максимальную выразительность изображения, кон- туры которого в линиях, штрихах или тоне выражают основные при- знаки образа архитектурного сооружения. Обычно каждый профес- сиональный график-иллюстратор сначала делает макет конкретного издания. В нем заставки, полосные иллюстрации сделаны с учетом оп- ределенного модуля, имеют свое конкретное место и назначение как элемент общей композиционной структуры издания. В работе над эмоционально-образным качеством иллюстраций во внимание принимается не их место и пропорциональная зависимость в полиграфическом макете, а соответствие пропорций иллюстрации композиции изображаемого объекта. Так, изображение горизонтальной архитектурной композиции вытянуто по горизонтали, а вертикальной – по вертикали. Главные правила, принимаемые во внимание, – свобод- ное расположение изображения на плоскости листа и единая техника исполнения. Единый код изобразительных средств и приемов создает возможность для свободного композиционного сочетания эскизов, чер- тежей, рисунков, иллюстрирующих книги того или иного автора. При оформлении архитектурных изданий в эмоционально-образ- ном ключе прослеживается один и тот же условный принцип иллюс- трирования. Он заключается в том, что авторы выражают в графике схематичный и максимально очищенный от лишних деталей архитек- турный образ того или иного сооружения. Каждая иллюстрация должна вызвать у зрителя строго определенную эмоцию, которая соответствует теме и смыслу авторского текста. Иллюстрации, относящиеся ко второй группе и отображающие функционально-тектонические качества архитектурных объектов, со- здаются по аналогии с архитектурным чертежом. Здесь выражается ав- торский метод препарирования объекта, показ схемы его фасада, плана, разреза, генерального плана или их фрагментов в концентрированно компактной и лаконичной изобразительной форме. Речь идет не о про- стом механическом уменьшении изображения объекта, а целенаправ- ленном представлении информации по поводу его функциональных,
конструктивных или тектонических качеств. При этом существенное значение имеет как содержательная сторона схемы-чертежа, так и ла- конизм его графического исполнения. От размера иллюстрации зависит степень ее детализации, убеди- тельность избранной автором графической техники. Линия и тон в ил- люстрации должны читаться максимально контрастно по отношению к поверхности бумаги. Чем меньше размер иллюстрации, тем проще она должна быть выполнена. В изданиях увражей или альбомов чертежей, которые по сравнению с книгой или журналом имеют более крупные габариты, архитектурная иллюстрация приближается (или аналогична по форме и содержанию) к информативности архитектурного чертежа. Большое значение в архитектурной иллюстрации имеет точное ука- зание размеров изображаемого объекта. Для этих целей часто использу- ют изображение линейного масштаба или указание цифровых значений объекта. Нередко для достижения эффекта соразмерности архитектур- ного объекта со средой в изображение помещают фигуру человека или какого-либо технического объекта. Значительную роль также играет гра- фика антуража и стаффажа, размер и характер начертания цифр и букв. В заключение необходимо обратить внимание на то, что большая часть информации об исторических и современных архитектурных объектах воспринимается в процессе освоения иллюстративного мате- риала в специальной и популярной литературе. К тому же в профес- сиональной деятельности каждого архитектора встречаются ситуации, когда необходимо проиллюстрировать свой проект для публикации в каком-либо издании. В связи с этим архитектору необходимо не толь- ко уметь воспринимать и считывать иллюстративную информацию, но и обладать знаниями и навыками в ее создании на высоком професси- ональном уровне для своих собственных нужд. Вывод. В иллюстративном изображении архитектурного объекта обычно отражаются не все его качества, а лишь те, которые интересу- ют автора и должны восприниматься читателем книги, журнала или учебника. Как правило, такую информацию зритель получает благо- даря особо акцентированным деталям, которые сообщают ему либо о характере декора, либо о конструктивных особенностях объекта, либо о пространственной композиции интерьера или экстерьера, либо о пластическом рисунке и отделочном материале архитектурной фор- мы. При этом иллюстрация должна графически отражать такую ин- формацию, которая позволяет зрителю легко воспринимать основные элементы архитектурного образа. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы главные особенности творческой деятельности архитектора и ее отражение в графике? 2. В чем заключается уникальность графики Ле Корбюзье? 3. Назовите основные характерные признаки натурных рисунков, вы- полненных архитекторами. 4. Какую роль выполняет архитектурная клаузура в учебном проекти- ровании?
5. Опишите специфические черты плакатной архитектурной графики. 6. Назовите первых представителей жанра архитектурной фантазии. 7. Определите характерные черты архитектурных фантазий первой по- ловины ХХ века. 8. Роль архитектурной фантазии в творчестве представителей концеп- туальной архитектуры. 9. Назовите главные особенности иллюстративного жанра в архитек- турной графике.
Практические занятия Архитектурный плакат Цель упражнения – поиск гармонической взаимосвязи между на- чертанием шрифта и архитектурной темой. Основные задачи: - выбор выразительной темы для архитектурного плаката; - разработка шрифта, отражающего архитектурную тему; - формирование композиционной целостности шрифта и темы; - цветовая гармония элементов композиции. Графические средства: ручная техника цветной гуаши (допускается компьютерная верстка). Формат А4. Количество – 1 шт. Критерии оценки: тематическое соответствие, композиционная це- лостность изображения и шрифта, выразительность плаката. Самостоятельная работа студента заключается в подборе темы плаката и поиске ее графического выражения. Архитектурный рисунок с натуры Цель упражнения – графическое отражение средствами архитектур- ного рисунка объектов существующей архитектурной среды различно- го уровня: градостроительного, зданий и сооружений, ландшафтного, уровня интерьера. Основные задачи: - лаконичное отображение с натуры структурных, пластических и сти- листических особенностей архитектуры средствами линейной архи- тектурной графики; - выявление пространственных характеристик архитектурных объек- тов с натуры средствами тональной архитектурной графики; - достижение колористической композиции в архитектурной среде с помощью цветной архитектурной графики. Графические средства: ручная графика в технике линейной графи- ки – черная тушь, перо, гелевая ручка, фломастер; тональной графи- ки – отмывка акварелью или тушью, черно-белая гуашь, уголь; цвет- ной графики – акварель, цветная гуашь, фломастеры, пастель. Формат А4. Количество – 12 шт. (3´4). Из них: линейная, тональная и цветная графика градостроительного объекта, то же архитектурного здания или сооружения, объекта ландшафтной архитектуры и интерьера (3 вида графики и 4 уровня объектов). Критерии оценки: соответствие графических средств виду и уровню архитектурного объекта, полнота выразительности каждого из графи- ческих средств, уровень технического качества графического языка.
Самостоятельнаяработастудента состоит в изучении изобразитель- ных средств линейной, тональной и цветной графики и подборе графи- ческих средств перевода набросков с натуры в архитектурные рисунки. Архитектурный эскиз Цель упражнения – умение создавать архитектурные фантазии по заданной тематике. Основные задачи: - формирование и графическое выражение фантазии на тему истори- ческих архитектурных объектов различного уровня; - создание самостоятельной архитектурной фантазии различных объ- ектов современной архитектуры; - развитие способности создавать графические фантазии на тему ар- хитектуры будущего. Графические средства: любая ручная техника по выбору автора – линейная, тональная, цветная или их комбинации. Формат А4. Количество – 12 шт. (3´4). Из них: три вида архитектурных объек- тов – исторического, современного, футуристического и четыре уров- ня архитектурных объектов – градостроительного, здания или соору- жения, ландшафтного и уровня интерьера. Критерии оценки: соответствие графического языка виду фантазии архитектурного объекта, полнота палитры графических средств, уро- вень технического качества графического языка. Самостоятельная работа студента состоит в изучении изобрази- тельных средств, применяемых в архитектурных фантазиях, и подборе графических средств перевода своих эскизов в архитектурные фантазии.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.11 (0.019 с.) |