Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектурная фантазия, ее роль в проектном творчествеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Жанр архитектурной фантазии возник как разновидность таких видов архитектурной графики, как архитектурный эскиз и рисунок. Эстетизация этих видов графики, поиск различных приемов их изоб- разительного выражения послужили причиной выделения этого жанра как самостоятельного раздела архитектурного творчества. Одними из первых представителей жанра архитектурной фантазии являются два мастера – Йохан Бернхард Фишер, австрийский архитек- тор XVII–XVIII веков, и Джованни Батиста Пиранези – итальянский архитектор XVIII века. Й. Фишер создал ряд уникальных гравюр с изображением исчез- нувших древних сооружений, описания которых дошли до нас лишь в письменных источниках. В них автор воссоздает сложнейшие архитек- турные композиции с изображением множества фигур людей, конных экипажей, кораблей, элементов ландшафта и архитектурных деталей. Благодаря столь реалистическому фону фантастические сооружения, созданные воображением Фишера, начинают жить, в его гравюрах они приобретают вторую жизнь. Фантазии Д. Пиранези посвящены памятникам античного Рима. Гений Пиранези добился почти музыкального звучания архитектурной композиции. В ней основными средствами выразительности являются масштабность архитектурной формы, ее массивность, геометрические очертания, ритмика членений, насыщенная деталями. Отличительная особенность графической техники этих произведений – острота изоб- разительных ракурсов, сочная светотень, выразительный штрих. Стиль Пиранези оказал огромное влияние на культуру европейской архитек- турной графики, вдохновляя творчество ряда всемирно известных мас- теров архитектуры XVIII–XIX веков. Однако стиль архитектурных фантазий начала ХХ века изменился в силу появления новых направлений архитектурной мысли. Наиболее значительными работами в этой области являются творческие фанта- зии трех мастеров 20–30-х годов – Станислава Ноаковского, Эриха Мендельсона и Якова Чернихова. Произведения польского архитектора и педагога С. Ноаковского служат примером построения архитектурных фантазий на материале ассоциативных впечатлений от западноевропейской, русской и поль- ской архитектуры. Работая по памяти, мягким карандашом или кис- тью, он не старался воплотить какой-то конкретный архитектурный объект, а всегда создавал новую архитектурную композицию. Фанта- зии Ноаковского, выполненные живыми кистевыми штрихами и слег- ка иллюминированные цветом, передают настроение освещенности, времени года и состояние погоды, ощущение материала и цвета архи- тектурных сооружений. Кажущаяся небрежность линий и штрихов не мешала мастеру точно передавать границы формы, ее тектонический строй и пластику деталей. Архитектурные эскизы-фантазии немецкого архитектора Э. Мен- дельсона, собранные на одном листе, экспрессивны, как и все твор- чество мастера. Они являются своеобразным выражением процесса поиска композиционных форм, в основу которых положен синтез ис- кусственных и естественных тектонических структур, которые автор как бы графически осмысливает. Эти зарисовки были для Мендельсона инструментом творческого по- иска, его творческой лабораторией. Множество набросков, выполненных контурной линией и несколькими штрихами, давали обширную почву для размышлений, проясняли новые пути в области формообразования. Лаконизм и простота графических композиций объясняются практичес- кими целями автора – с помощью рисунка освободить подсознание, дать волю воображению, где фантастическое органично переплетается с дейс- твительным. Архитектурные фантазии Мендельсона отличаются тем, что в них первоначальные неясные и расплывчатые проектные замыслы ста- новятся прообразами будущих реальных сооружений. Совершенно другой подход к архитектурной фантазии присущ со- ветскому архитектору Я. Чернихову. Он исповедовал жанр архитектур- ной фантазии как самостоятельную область архитектурной деятельности и считал, что архитектура как вид искусства оказывает на человека огром- ное культурно-эстетическое воздействие и формирует мировоззрение и социальные взгляды. Его графические композиции – серьезные ана- литические работы – проектные прогнозы, отражающие точку зрения автора на перспективы развития архитектурного формообразования. Созданные Я. Черниховым и его учениками образцы сооружений индустриальной, общественной или жилищной архитектуры имеют свое лицо и свой образный язык, предопределяющий специфику ви- зуального языка архитектурной формы будущего. Графические приемы или, как их называет автор, «виды архитектурного оформления», иг- рают большую роль в восприятии и служат инструментом выявления формальной красоты архитектурной композиции, катализатором фор- мирования авторской идеи. Черно-белая графика способствует чистоте восприятия и заставляет схватывать основное в архитектурном замысле. Цвет для Я. Чернихова – средство организации композиции, инструмент выражения пластики формы сооружения, его конструктивной структуры и функции. Опреде- ляющее значение имеет «величина цвета», т. е. физический размер пок- рытой цветом поверхности, ее количественное соотношение с другими цветовыми поверхностями, ее место и роль в графической композиции. Ажурные конструкции имеют более яркие цвета, чем массивные формы, требующие применения локальных, приглушенных цветов. Немалое значение в фантазиях Я. Чернихова придается методу изоб- ражения перспективы с птичьего полета. Такой ракурс позволяет охва- тить одним взглядом весь комплекс сооружений, оценить геометрические очертания плана, соподчиненность деталей. Острота избранных точек зрения, резкость ракурсов еще сильнее акцентируют сюжет архитектурной фантазии, заставляют ощущать романтику звучания архитектурной фор- мы. Отсутствие лишних деталей, фигур людей и особенностей ландшафта обеспечивает чистоту восприятия архитектурной темы. Автор делает ар- хитектуру единственным предметом изображения, помещает ее в услов- ную среду, очищенную от каких-либо других деталей, используя в графике лишь членения этажей, проемы в стенах и элементы конструкций. Фантастический жанр современной концептуальной архитек- туры 70–80-х годов ХХ века – это уникальное явление, возникшее в результате успешного участия советских студентов в международных конкурсах, было воспринято неоднозначно. «Бумажная архитектура», «журнальная или увражная графика» – вот некоторые из эпитетов, ко- торыми наделялось нестереотипное творчество молодых архитекторов. Его главная особенность заключалась в своеобразии языка, выража- ющего проектную идею. В одних случаях он парадоксален, а в других воспринимается как абсурд, пасквиль, гротеск или одиозная ситуация. В жанре «концептуального проектирования» при всей разности приемов есть нечто общее, объединяющее творчество столь разных по своим философским позициям авторов. Это тот синтетический графи- ческий язык, который соединяет в себе и черты современного машин- ного чертежа, и пафос перспективных изображений Пиранези и Фише- ра, и приемы аксонометрических фантазий Чернихова и Мельникова, и романтику книжных гравюр Фаворского, Лебедева, Тырса, и гротеск театральных декораций Вильямса, Шифрина, Мессерера. Он не свя- зан никакими нормами и правилами, не обременен предрассудками и предубеждениями. Графический язык концептуальной архитектуры выражает философскую позицию авторов, взгляд на окружающий нас мир, как прекрасный, населенный свободными живыми существами, как «космос» нашего идеального бытия. Трезвая и беспристрастная оценка концептуальных проектов поз- воляет признать факт рождения нового творческого направления кон- цептуальной архитектуры как жанра архитектурной фантазии. Вывод. Жанр архитектурной фантазии представляет собой одну из интереснейших сторон творчества зодчих. В ней особенно ярко прояв- ляется специфика неповторимого видения окружающего мира глазами архитектора. Работа в таком жанре под силу лишь творческой личнос- ти, соединяющей в себе обостренную фантазию композитора, техни- ческое мастерство графика и образное мышление художника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.012 с.) |