Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурная фантазия, ее роль в проектном творчестве

Поиск

Жанр архитектурной фантазии возник как разновидность таких видов архитектурной графики, как архитектурный эскиз и рисунок. Эстетизация этих видов графики, поиск различных приемов их изоб- разительного выражения послужили причиной выделения этого жанра как самостоятельного раздела архитектурного творчества.

Одними из первых представителей жанра архитектурной фантазии являются два мастера – Йохан Бернхард Фишер, австрийский архитек- тор XVII–XVIII веков, и Джованни Батиста Пиранези – итальянский архитектор XVIII века.

Й. Фишер создал ряд уникальных гравюр с изображением исчез- нувших древних сооружений, описания которых дошли до нас лишь в письменных источниках. В них автор воссоздает сложнейшие архитек- турные композиции с изображением множества фигур людей, конных экипажей, кораблей, элементов ландшафта и архитектурных деталей. Благодаря столь реалистическому фону фантастические сооружения, созданные воображением Фишера, начинают жить, в его гравюрах они приобретают вторую жизнь.

Фантазии Д. Пиранези посвящены памятникам античного Рима. Гений Пиранези добился почти музыкального звучания архитектурной композиции. В ней основными средствами выразительности являются масштабность архитектурной формы, ее массивность, геометрические очертания, ритмика членений, насыщенная деталями. Отличительная особенность графической техники этих произведений – острота изоб- разительных ракурсов, сочная светотень, выразительный штрих. Стиль


Пиранези оказал огромное влияние на культуру европейской архитек- турной графики, вдохновляя творчество ряда всемирно известных мас- теров архитектуры XVIII–XIX веков.

Однако стиль архитектурных фантазий начала ХХ века изменился в силу появления новых направлений архитектурной мысли. Наиболее значительными работами в этой области являются творческие фанта- зии трех мастеров 20–30-х годов – Станислава Ноаковского, Эриха Мендельсона и Якова  Чернихова.

Произведения польского архитектора и педагога С. Ноаковского служат примером построения архитектурных фантазий на материале ассоциативных впечатлений от западноевропейской, русской и поль- ской архитектуры. Работая по памяти, мягким карандашом или кис- тью, он не старался воплотить какой-то конкретный архитектурный объект, а всегда создавал новую архитектурную композицию. Фанта- зии Ноаковского, выполненные живыми кистевыми штрихами и слег- ка иллюминированные цветом, передают настроение освещенности, времени года и состояние погоды, ощущение материала и цвета архи- тектурных сооружений. Кажущаяся небрежность линий и штрихов не мешала мастеру точно передавать границы формы, ее тектонический строй и пластику деталей.

Архитектурные эскизы-фантазии немецкого архитектора Э. Мен- дельсона, собранные на одном листе, экспрессивны, как и все твор- чество мастера. Они являются своеобразным выражением процесса поиска композиционных форм, в основу которых положен синтез ис- кусственных и естественных тектонических структур, которые автор как бы графически осмысливает.

Эти зарисовки были для Мендельсона инструментом творческого по- иска, его творческой лабораторией. Множество набросков, выполненных контурной линией и несколькими штрихами, давали обширную почву для размышлений, проясняли новые пути в области формообразования. Лаконизм и простота графических композиций объясняются практичес- кими целями автора – с помощью рисунка освободить подсознание, дать волю воображению, где фантастическое органично переплетается с дейс- твительным. Архитектурные фантазии Мендельсона отличаются тем, что в них первоначальные неясные и расплывчатые проектные замыслы ста- новятся прообразами будущих реальных сооружений.


Совершенно другой подход к архитектурной фантазии присущ со- ветскому архитектору Я. Чернихову. Он исповедовал жанр архитектур- ной фантазии как самостоятельную область архитектурной деятельности и считал, что архитектура как вид искусства оказывает на человека огром- ное культурно-эстетическое воздействие и формирует мировоззрение и социальные взгляды. Его графические композиции – серьезные ана- литические работы – проектные прогнозы, отражающие точку зрения автора на перспективы развития архитектурного формообразования.

Созданные Я. Черниховым и его учениками образцы сооружений индустриальной, общественной или жилищной архитектуры имеют свое лицо и свой образный язык, предопределяющий специфику ви- зуального языка архитектурной формы будущего. Графические приемы или, как их называет автор, «виды архитектурного оформления», иг- рают большую роль в восприятии и служат инструментом выявления формальной красоты архитектурной композиции, катализатором фор- мирования авторской идеи.

Черно-белая графика способствует чистоте восприятия и заставляет схватывать основное в архитектурном замысле. Цвет для Я. Чернихова – средство организации композиции, инструмент выражения пластики формы сооружения, его конструктивной структуры и функции. Опреде- ляющее значение имеет «величина цвета», т. е. физический размер пок- рытой цветом поверхности, ее количественное соотношение с другими цветовыми поверхностями, ее место и роль в графической композиции. Ажурные конструкции имеют более яркие цвета, чем массивные формы, требующие применения локальных, приглушенных цветов.

Немалое значение в фантазиях Я. Чернихова придается методу изоб- ражения перспективы с птичьего полета. Такой ракурс позволяет охва- тить одним взглядом весь комплекс сооружений, оценить геометрические очертания плана, соподчиненность деталей. Острота избранных точек зрения, резкость ракурсов еще сильнее акцентируют сюжет архитектурной фантазии, заставляют ощущать романтику звучания архитектурной фор- мы. Отсутствие лишних деталей, фигур людей и особенностей ландшафта обеспечивает чистоту восприятия архитектурной темы. Автор делает ар- хитектуру единственным предметом изображения, помещает ее в услов- ную среду, очищенную от каких-либо других деталей, используя в графике лишь членения этажей, проемы в стенах и элементы конструкций.


Фантастический жанр современной концептуальной архитек- туры 70–80-х годов ХХ века – это уникальное явление, возникшее в результате успешного участия советских студентов в международных конкурсах, было воспринято неоднозначно. «Бумажная  архитектура»,

«журнальная или увражная графика» – вот некоторые из эпитетов, ко- торыми наделялось нестереотипное творчество молодых архитекторов. Его главная особенность заключалась в своеобразии языка, выража- ющего проектную идею. В одних случаях он парадоксален, а в других воспринимается как абсурд, пасквиль, гротеск или одиозная ситуация. В жанре «концептуального проектирования» при всей разности приемов есть нечто общее, объединяющее творчество столь разных по своим философским позициям авторов. Это тот синтетический графи- ческий язык, который соединяет в себе и черты современного машин- ного чертежа, и пафос перспективных изображений Пиранези и Фише- ра, и приемы аксонометрических фантазий Чернихова и Мельникова, и романтику книжных гравюр Фаворского, Лебедева, Тырса, и гротеск театральных декораций Вильямса, Шифрина, Мессерера. Он не свя- зан никакими нормами и правилами, не обременен предрассудками и предубеждениями. Графический язык концептуальной архитектуры выражает философскую позицию авторов, взгляд на окружающий нас мир, как прекрасный, населенный свободными живыми существами,

как «космос» нашего идеального бытия.

Трезвая и беспристрастная оценка концептуальных проектов поз- воляет признать факт рождения нового творческого направления кон- цептуальной архитектуры как жанра архитектурной фантазии.

Вывод. Жанр архитектурной фантазии представляет собой одну из интереснейших сторон творчества зодчих. В ней особенно ярко прояв- ляется специфика неповторимого видения окружающего мира глазами архитектора. Работа в таком жанре под силу лишь творческой личнос- ти, соединяющей в себе обостренную фантазию композитора, техни- ческое мастерство графика и образное мышление художника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.012 с.)