Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектурный чертеж как основной вид выражения проектного замыслаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Архитектурный чертеж является основным видом архитектурной графики. Чертежами называют любое изображение, выполненное в со- ответствии с правилами начертательной геометрии и с применением чертежных инструментов. По признаку использования методов начертательной геометрии все архитектурные чертежи подразделяются на три вида: 1) чертежи в ортогональной проекции (генплан, план, разрез, фасад, фрагменты и детали); 2) чертежи в перспективной проекции (перспективы интерьеров или эк- стерьеров зданий и сооружений, панорамы средовых комплексов); 3) чертежи в аксонометрической проекции (аксонометрии того же со- держания). Каждый вид проекции имеет свое назначение в структуре проек- тных материалов и получает специфическое отражение в архитектур- ной графике. Планы и разрезы, как правило, выполняются в линейной графике, а фасады и перспективы – в линейной и тональной графи- ке, иногда с использованием светотени и цвета. Выбор графического приема в целом зависит от стадии проектирования, от вида и масштаба чертежей. Следует выбирать такие графические приемы, которые бы наилучшим образом соответствовали раскрытию характера и содержа- ния архитектурного объекта. Ортогональный чертеж, который более известен как «метод парал- лельного проецирования» Гаспара Монжа, есть изображение предмета или сооружения, отдельные виды которых параллельно спроецирова- ны на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображения на плоскости, на котором основана вся система современного проектного черчения. С конца XVIII века архитектурные ортогональные чертежи по свое- му содержанию подразделяются на следующие разновидности: чертеж фасада, плана, разреза, генерального плана, архитектурной детали, разверток ограждающих поверхностей интерьеров. Чертеж плана – условное ортогональное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрачной секущей плоскостью при взгля- де на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200, 1:100, 1:50, 1:25. На плане показаны не только сечения несущих конструкций, стен и перегородок, но и сечения по окнам и дверям, вентиляционным каналам и шахтам. Границы рас- сечения обводятся толстыми линиями или заливаются, видимые, но не рассекаемые в плане элементы конструкций и оборудования, лестницы и мебель, сантехнические приборы и мощение полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями. Для более четкого выявления рисунка планировки могут применяться изображения теней от стен и пе- регородок, деталей земли, деревьев, камней, горизонталей и т. д. Чертеж разреза – фронтальное ортогональное изображение про- екций сечения здания, проведенного через наиболее характерные помещения и спроецированного на плоскость листа. Чертежи архи- тектурных разрезов зданий изображаются в масштабах 1:100, 1:50, 1:25; деталей зданий – 1:20, 1:10, 1:5. Сечение может проходить через зрительный или спортивный зал, через входную группу или лестнич- ную клетку, жилые комнаты или производственные помещения. При необходимости, помимо секущихся плоскостей, показываются конс- труктивные элементы: фермы, плиты перекрытия, сечения по бетон- ным плитам, фундаментам, рамам, балкам, аркам и т. д. Графические приемы сходны с чертежом плана. Часто применяется одновременное изображение разреза и фасада, разреза и интерьера. Пластика интерье- ра или фасада может быть показана в технике легкой тушевой отмывки. Другой вариант, когда за пределами разреза здания показываются дета- ли природного или городского окружения. Чертеж генерального плана (генплан) – условное ортогональное изображение здания, сооружения или их комплекса при взгляде свер- ху вниз. Как правило, изображение генплана сориентировано по сто- ронам света и выполняется в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:250. На генплане показывают сечения зданий либо по цоколю, либо по первому этажу (планы) или проекции сооружений с обозначени- ем очертания его кровли. Помимо зданий и сооружений, на генплане показываются: рельеф, транспортные и пешеходные коммуникации, автостоянки, элементы озеленения и благоустройства. Для выявления застройки и деталей ландшафта возможно применение тональной или цветной графики, когда с помощью штриховки, заливки или отмывки выявляются тени и форма зданий, пластика земли и т. д. Чертеж архитектурной детали – условное ортогональное изобра- жение проекций частей зданий или сооружений как элементов архи- тектурной пластики их фасадов и интерьеров. Архитектурная деталь изображается в масштабах 1:25, 1:10, 1:5, 1:2, 1:1. Правила изображения деталей аналогичные с приемами графики фасадов, планов, разрезов. При вычерчивании деталей характерным является изображение фак- туры и текстуры материала (камня, дерева, металла, бетона и т. д.), из которого они изготовлены. Сложная пластическая форма поверхности детали изображается с выявлением светотеневых контрастов, с постро- ением и графической тушевкой теней. Чертеж разверток ограждающих поверхностей интерьеров – услов- ное изображение ортогональных проекций поверхностей стен внутрен- них пространств. Масштаб чертежей колеблется в пределах от 1:100 до 1:50, 1:25, 1:10. На развертках показываются все видимые детали конс- трукций (дверные и оконные проемы, лестницы, рельеф ограждающих поверхностей), а также изображения деталей мебели и оборудования, которые обводятся тонкими линиями. В отдельных случаях развертки стен исполняются в технике тушевой отмывки, покраски гуашью или темперой. Графика разверток менее условна, чем изображение проек- тных архитектурных чертежей, что объясняется своеобразием дизай- нерских задач в отделке интерьера. Покраска может имитировать не только цвет, но и фактуру отделочного материала, текстуру деревянных изделий, рисунок отделочных тканей. Все стадии работы над ортогональными чертежами протекают в оп- ределенной последовательности. На первой стадии происходит каран- дашная разметка листа в осях, осуществляется построение линейного масштаба, построение и уточнение габаритов плана, фасада или разре- за здания. На второй – выполняется работа по детальному вычерчива- нию проекций в карандаше с взаимным проецированием деталей фаса- да и плана. На третьей – производится обводка карандашного чертежа, заливка сечений в планах, построение теней, выявление светотеневой пластики фасадов. Наконец, четвертая стадия посвящена окончатель- ной доработке чертежей в линейной, тональной или цветной графике с выявлением фактуры материала, полутеней и силуэта объекта. Вы- полняется рисунок антуража, шрифтовые и цифровые надписи, вы- черчивается штамп чертежа. На каждом этапе происходит углубление и уточнение проектного решения и его графического выражения. Перспективный чертеж – это условное изображение предмета, вычерченное в перспективе. Она, в отличие от ортогональных проек- ций, позволяет с наибольшей наглядностью изобразить архитектурное сооружение и окружающую его среду. Основные принципы построе- ния перспективы, заложенные мастерами эпохи Возрождения, прочно вошли в современную проектную практику. Перспективное изображе- ние является неотъемлемым элементом архитектурного проекта и вхо- дит в состав его демонстрационных материалов. Перспективой называется центральная проекция объекта на плос- кость, отвечающая определенным условиям. Этими условиями огра- ничивается взаимное положение центра проекции и объекта с целью наибольшего приближения его изображения к виду объекта в натуре. Основная задача перспективы – показать, как будет выглядеть проек- тируемый объект в конкретных условиях. Существует несколько способов построения перспективных изоб- ражений, выбор которых зависит от вида объекта и его объемно-про- странственной структуры. Основными способами построения перс- пективы являются: 1) способ архитекторов, основанный на использовании точек схода перспектив параллельных прямых объекта; 2) способ прямоугольных координат и перспективной сетки, основан- ный на изображении в перспективе координатной системы; 3) радиальный способ и способ совмещения высот, или способ следа луча, основан на определении точек пересечения проецирующих лу- чей с картинной плоскостью. В практике построения перспективных изображений способ ар- хитекторов получил наибольшее применение, поскольку отличается большой графической точностью и простотой выполнения. В процес- се построения перспективы, чаще угловой, могут быть использованы как две точки схода прямых, так и одна точка схода и картинные следы прямых. При таком способе легче подобрать оптимальное положение картины (ПК), выбрать такую точку зрения (ТЗ) и расстояние от зри- теля до объекта (Р), которые наиболее полно отражали бы характерные точки и выгодные ракурсы обозрения объекта. Фронтальная перспектива с одной точкой схода характеризуется тем, что картина располагается параллельно одной из плоскостей фа- сада здания или сооружения. При построении фронтальных перспек- тив зданий горизонтальный угол зрения должен находиться в пределах 30 – 60 градусов. Этот способ находит свое применение главным обра- зом при построении фронтальных перспектив улиц, внутренних дво- ров, фасадов с выступающими вперед частями, а также для раскрытия композиционных особенностей интерьера. Угловая перспектива с одной или двумя точками схода применяется в случае построения перспективного чертежа, когда картина располагает- ся под некоторым углом к плоскости фасада изображаемого здания или сооружения. При построении перспективы данным способом одна точка схода обычно оказывается на значительном расстоянии от поля чертежа, поэтому выполнять чертеж целесообразно такого размера, когда обе точки схода размещаются на листе, что уменьшает возможность ошибок. Координатный способ построения перспективы используется глав- ным образом при изображении несложных объектов неправильной формы. Его сущность заключается в построении перспективы объекта, отнесенной к прямоугольной системе координат с помощью изображе- ния в перспективе координатной системы. Способ перспективной сетки является разновидностью координат- ного способа. Он основан на применении перспективных масштабов и используется при построении планировочных перспектив с высоким горизонтом (так называемая перспектива «с птичьего полета») при про- ектировании градостроительных объектов и архитектурных ансамблей. При построении панорамных перспектив, отображающих большие пространства градостроительных комплексов, горизонтальные углы могут достигать 80–90 градусов. Построение и композиция панорам- ных перспектив требуют выявления объемно-пространственной струк- туры архитектурного комплекса, изображения зелени и других элемен- тов благоустройства. Каждый из перспективных чертежей показывает наиболее выиг- рышную точку зрения на объект, раскрывает в выразительных перс- пективных ракурсах его форму, пластический рисунок и композицию. Графика исполнения таких чертежей не имеет жестких границ и меня- ется в зависимости от назначения чертежа в структуре проектных мате- риалов. Так, при уточнении проектных решений достаточно исполне- ния в линейной графике. Для демонстрационных целей язык графики усложняется, чертеж выполняется с использованием тона или цвета. В целом графика перспективы не может существовать обособленно от манеры исполнения всего комплекта чертежей. Аксонометрический чертеж применяется в тех случаях, когда не- обходимо проверить правильность проектного решения. Для этого це- лесообразно изобразить архитектурный объект либо с верхней точки зрения, либо снизу. Метод аксонометрического проецирования является условным изображением формы предмета, параллельно спроецированного на изобразительную плоскость под определенным к ней углом вместе с осями прямоугольных координат, к которым этот предмет отнесен. Это средство, позволяющее добиться большой наглядности и полного пред- ставления об объемных и пространственных характеристиках объекта. В конце XIX – начале XX века аксонометрия получает широкое распространение в архитектурной графике. В архитектурном проек- тировании аксонометрические проекции находят применение при изображении сложных объемно-пространственных структур и конс- труктивных схем, отдельных зданий со сложной конфигурацией плана и планировочных композиций. В настоящее время применяются прямоугольная и косоугольная аксонометрии. По степени показателя аксонометрические проекции делятся на изометрию, если показатели искажения по всем осям рав- ны; на диметрию, если показатели равны по двум осям; и триметрию, когда все показатели искажения различны. При построении аксонометрии в соответствии с показателями ис- кажения приходится вычислять сокращенные размеры параметров объекта. Стандарт рекомендует применять пять основных видов аксо- нометрических проекций, как то: прямоугольные изометрия и димет- рия, фронтальные изометрия и диметрия, горизонтальная изометрия. Прямоугольная изометрия наиболее распространена благодаря на- глядности и простоте построения. В ней координатные оси расположены под равными углами к плоскости проекций, поэтому и аксонометричес- кие оси тоже под равными углами в 120 градусов одна к другой, ось z вер- тикальна. Показатели искажения по всем осям равны 0,82 и в приведен- ной изометрии они условно приняты равными единице. Это позволяет откладывать размеры объекта без сокращений – в истинную величину. Прямоугольная диметрия обладает большей наглядностью, но в ней построение сложнее, чем в прямоугольной изометрии. При пос- троении осей пользуются транспортиром или уклонами осей, равны- ми 1:8 (ось Х) и 7:8 (ось Y). Показатели по осям X и Z равны 0,94, а по оси Y – 0,47. Для удобства применяют приведенную диметрию, в кото- рой показатели искажения равны 1 и 0,5. Это позволяет избежать недо- статка, свойственного прямоугольной изометрии, когда диагональные в плане ребра объекта на изображении сливаются в одну линию. Косоугольные аксонометрии характеризуются двумя основными признаками: плоскость проекций располагается параллельно одной из сторон объекта, которая изображается без искажения; направление проецирования выбирается косоугольным (составляет с плоскостью проекций острый угол), что дает возможность спроецировать и две дру- гие стороны объекта, но уже с искажением. Название «фронтальная или горизонтальная аксонометрия» опре- деляет положение плоскости проекций относительно основных сторон объекта. У фронтальных изометрии и диметрии оси координат X и Z, па- раллельные плоскости проекции, отображаются в истинную величину без искажения. Ось Y расположена под углом наклона 45 градусов от горизонтали. Показатель искажения во фронтальной изометрии равен единице, а фронтальной диметрии – вдвое меньше (0,5). У горизонтальной изометрии плоскость проекций располагают горизонтально, параллельно координатной плоскости X О Y, и прини- мают все показатели искажения равными единице. Она применяется в случаях, когда необходимо сохранить конфигурацию объекта в плане и его размерные соотношения без искажения. Как в косоугольных, так и прямоугольных аксонометрических про- екциях допускается менять местами положение осей X и Y. Специфика графики аксонометрии заключается в том, что в ней сравнительно легко воспринимается пространственная, конструктив- ная и пластическая структура объекта. При этом методы построения аксонометрии в сопоставлении с перспективой более простые и менее трудоемкие, а условность ее изображения без труда воспринимается рядом с ортогональными проекциями. Основа графического исполнения аксонометрического черте- жа – его качественное построение в линиях. Он должен быть точным и выразительным, поскольку чаще всего является подосновой для дальнейшего исполнения изображения в технике тональной или цвет- ной графики. От качества и степени проработки карандашного чертежа зависит выразительность линейной тушевой обводки, полнота и точ- ность исполнения чертежа с применением тона и цвета. Вывод. Несмотря на то что чертежная графика совершенствовалась специалистами – инженерами, кораблестроителями, фортификатора- ми, к концу XVIII – началу XIX века особого уровня достигает архи- тектурный чертеж. Он становится самостоятельным и специфичным видом графики. Это объясняется особой сложностью архитектурного объекта, спецификой внутреннего и внешнего строения его формы, образного и смыслового значения пластической структуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.189 (0.013 с.) |