Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обращение духовенства Русской Православной Церкви 1995 года по поводу католической экспансииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II
Ваше Святейшество!
Активная экспансия римо-католичества, и, в частности, униатства, на территориях Украины, Белоруссии и особенно Сербии, выражающаяся как в захвате православных храмов, так и в кровавой бойне, геноциде православного населения и тысячах беженцев, свидетельствует о неизменности давних стремлений Ватикана к расширению своего влияния на Восток.
В России католическое проникновение осуществляется более прикровенно. Ватикан назначает своих епископов в те районы, где отсутствует католическое население. Один из российских католических епископов недавно откровенно заявил, что Россия – не православная страна, и поэтому обвинения католиков в прозелитизме несправедливы.
На Новосибирскую кафедру Ватиканом назначен епископ-иезуит. Заметим, что Устав этого ордена запрещает его членам занимать иные епископские кафедры, кроме миссионерских.
Пропаганда латинства у нас ведется при поддержке католических издательств («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» и др.) и средств массовой информации (журналы «Символ», «Истина и жизнь», «Новая Европа», радио «Благовест», «Радио Ватикан»).
В этих условиях нас особенно настораживает открытое сотрудничество некоторых клириков и мирян нашей Церкви с теми католическими структурами, которые занимаются прозелитизмом на территории России.
Так, с июня 1995 года начала вещать новая радиостанция «Христианский церковно-общественный канал», которую возглавляет сотрудник Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата прот. И. Свиридов.
«Христианский церковно-общественный канал» состоит из двух основных блоков: радиостанции «София» и католической радиостанции «Благовест» (директор – гл. редактор прокатолической русскоязычной газеты «Русская мысль» И. Иловайская-Альберти), вещающей на всю территорию России, также (через филиппинское и литовское радио) с территории Филиппин и Литвы.
Составители передач этого радиоканала постоянно заявляют, что радиопрограммы составляются православными и католиками с целью лучшего ознакомления с вероучением и жизнью обеих Церквей-«сестер», однако в целом передачи «Христианского церковно-общественного канала» носят откровенно католический характер: сообщаются последние новости из Ватикана, рассказывается о католических праздниках и святых, делаются обзоры папских энциклик, многие события общественной и политической жизни комментируются с католической точки зрения.
Как это ни печально, немалую лепту в дело католической пропаганды вносит называющаяся «православной» радиостанция «София», которую возглавляет о. И. Свиридов, зав. сектором Отдела по катехизации Московской Патриархии[1].
В работе «Христианского церковно-общественного канала» помимо прот. И. Свиридова участвуют о.о. А. Борисов – президент Российского Библейского Общества, Иннокентий (Павлов) – секретарь Российского Библейского Общества, Игнатий (Крекшин) – секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, Г. Чистяков, В. Лапшин, А. Гостев.
В передачах этой радиостанции из уст клириков Русской Православной Церкви часто звучит защита догматических лжеучений католицизма, апология латинских святых, католическое (униатское) толкование многих церковных канонов и просто сомнительные высказывания, не имеющие ничего общего с вероучением Святой Православной Церкви; подвергаются ревизии и искажению, называются сомнительными и даже ошибочными святоотеческое богословие и творения святых отцов, их согласная отрицательная оценка латинства объявляется безграмотной и невежественной; неоднократно заявлялось о недостоверности жизнеописаний святых, почитаемых Церковью; предлагался переход нашей Церкви на католический григорианский календарь.
Например, священник московского храма свв. Космы и Дамиана В. Лапшин заявил в прямом эфире: «Что касается католиков, то я честно скажу, что для меня католики – такие же православные, как и те, кто называет себя православными, то есть я их не хочу тут даже отделять».
Другой клирик этого же храма Г. Чистяков доказывал радиослушателям, что подвиг великого исповедника Православия святителя Марка Эфесского, отстаивавшего на Флорентийском соборе чистоту и истинность православного вероучения против латинства, объясняется не чем иным, как... борьбой за сохранение гибнущей Византийской империи, находившейся в стадии разрушения. Хотя общеизвестно как раз обратное: имперские власти настаивали на унии именно в надежде получить помощь Запада против турок. Таким образом, в глазах о. Г. Чистякова догматические расхождения между латинством и Православием не имеют никакого значения, поскольку порождены историческими условиями прежних эпох (что очень напоминает «объяснения» марксистских историков, объяснявших подвиги многих православных подвижников сменой общественных формаций и классовыми противоречиями эпохи). В другой радиопередаче о. Георгий Чистяков публично признался, что «не знает, самая ли истинная православная вера или нет», и призвал относиться к ожидаемому современными иудаистами «Машиаху» как к Самому Иисусу Христу (!).
Сотрудничество с католическими миссионерскими структурами клириков и мирян нашей Церкви не ограничивается одним участием в католическом радиоканале. Некоторые из них состоят также членами редколлегий и редсоветов ряда католических периодических изданий: прот. И. Свиридов – прокатолической русскоязычной газеты «Русская мысль», о. Г. Чистяков – московского католического вестника «Истина и жизнь». До недавнего времени в состав редколлегии иезуитского католического журнала «Символ» входил В. Никитин, являющийся главным редактором печатного органа Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии «Путь православия»[2].
По сообщению «Радио Ватикан», в конце августа 1995 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных сношений МП, назначил сотрудника этого отдела о. Георгия Зяблинцева представителем Русской Православной Церкви в комиссию Католической церкви по беатификации (первая стадия канонизации) доктора Фридриха Гааза. У кого-то может возникнуть недоуменный вопрос: а какое отношение православные имеют к этому сугубо внутреннему делу католиков? Ведь подобного вопиющего факта – участия в инославном мероприятии канонического характера – еще не было с тех пор, как в 1054 году латинство отпало от Христовой Церкви.
Имели место случаи пропаганды католических воззрений в духовных школах Русской Православной Церкви. Так, в Православном университете св. Иоанна Богослова, ректором которого является игумен Иоанн (Экономцев), а также в Саратовской духовной семинарии до недавнего времени преподавали (а возможно, и поныне преподают) католические священнослужители.
В вышеупомянутом храме свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке уже не один год осуществляется широкая распродажа католической литературы, в том числе вероучительного и миссионерского характера.
Создается впечатление, что Ватикан пытается создать внутри Русской Православной Церкви прослойку духовенства, лояльную к католическому вероучению и служащую делу заключения унии. Особенно прискорбным является тот факт, что не последнюю роль в этом деле играет сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации прот. Иоанн Свиридов.
Считаем необходимым также отметить, что все упомянутые нами выше лица являются сторонниками неообновленчества. Церковные реформы, предлагаемые современными обновленцами, поразительно напоминают реформы, осуществленные в католической церкви II Ватиканским собором, которые привели католицизм в состояние глубочайшего кризиса. Таким образом, деятельность католичествующего неообновленчества представляет страшную угрозу самому существованию Православной Церкви.
Смиренно просим Вас, Ваше Святейшество, принять меры против дальнейшего проникновения латинства в ограду Святой Церкви.
Испрашиваем Ваших Первосвятительских молитв, смиренные послушники Вашего Святейшества
архим. Платон (Игумнов), секретарь Ученого Совета Московской Духовной академии;
архим. Венедикт (Князев), проректор Ученого Совета Московской Духовной академии;
архим. Алипий (Кастальский), Свято-Троицкая Сергиева лавра;
игумен Феофилакт (Безукладников), настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве;
игумен Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря в Москве;
игумен Сергий (Объедков), настоятель храма свт. Николая в Голутвине;
игумен Всеволод (Варющенко), преподаватель МДА;
игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николая на Берсеневке;
прот. Димитрий Акинфиев, настоятель храма свт. Николая в Хамовниках;
прот. Прокопий Харитошкин, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках;
прот. Василий Воронцов, преподаватель МДА;
прот. Николай Кречетов, настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке;
прот. Леонид Ролдугин, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове;
прот. Валентин Асмус, храм свт. Николая в Кузнецах, преподаватель МДА;
прот. Аркадий Шатов, настоятель храма блгв. Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице;
прот. Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, преподаватель МДА;
прот. Николай Ситников, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне;
прот. Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве;
прот. Георгий Мезенцев, настоятель храма Св. Троицы в Листах;
прот. Николай Смирнов, настоятель храма мч. Иоанна Воина на Якиманке;
прот. Николай Петров, настоятель храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках;
прот. Владимир Чувикин, настоятель храма свт. Николая б. Николо-Перервинского монастыря;
прот. Димитрий Смирнов, настоятель храма свт. Митрофания Воронежского;
прот. Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель МДА;
прот. Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления б. Богоявленского монастыря на Никольской, преподаватель МДА;
прот. Александр Куликов, настоятель храма свт. Николая в Кленниках;
прот. Стефан Пристая, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове;
прот. Алексий Чулей, настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница»;
прот. Феодор Рожик, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе;
иерей Михаил Осколков, настоятель храма свв. Афанасия и Кирилла Александрийских в Сивцевом Вражке;
иерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых б. Алексеевского монастыря, преподаватель МДА;
иерей Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии «Радонеж»;
иерей Георгий Фомин, настоятель храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем Поле;
иерей Олег Стеняев, храм иконы Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке;
иерей Димитрий Иванов, настоятель храма свт. Димитрия Ростовского в Очакове;
иерей Александр Трепыхалин, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами и др.
(всего 109 подписей).
6 (19) декабря 1995 г.
Примечание составителей
Главный рупор католической радиопропаганды в России – «Христианский церковно-общественный канал» (радиостанция «София» и др.), размещающийся на факультете журналистики МГУ («Экуменический Центр ап. Павла»), финансируется католическим фондом «Помощь церкви в беде», и этот факт не скрывает и руководство радиоканала в лице его мецената г-жи Иловайской и главного редактора прот. Иоанна Свиридова. В результате щедрой финансовой помощи этого фонда «христианский радиоканал» имеет возможность вещать семнадцать часов в сутки! Вокруг этого радиоканала и объединяется немногочисленная группа сторонников церковного «обновления», как они себя называют, хотя речь идет не об обновлении, а, скорее, о сближении с современным католицизмом. Православные священнослужители (главным образом из храма свв. Космы и Дамиана в Столешниковом пер.) по этой католической радиостанции нередко говорят об «исторических предрассудках Православия», состоящих, по их мнению, в нежелании сближения с римо-католиками под главенством папы.
Необходимо, однако, отметить, что симпатии и тяготение к католицизму у объединившихся вокруг этого радиоканала неообновленцев носят лишь внешний характер. Католицизм для них – это лишь более «современный», секуляризованный и ослабленный вид христианства. Симпатии к современному католичеству объясняются просто их непрязнью к святоотеческому Православию как таковому, а отнюдь не пламенной любовью к папизму или к католическому богословию. Отцы-радиоканальцы готовы поддержать любого вероотступника и любое антиправославное движение – от Льва Толстого до адвентистов, иеговистов и прочих сектантов.
Исключение составляет, может быть, главный редактор «Христианского радиоканала» униатствующий протоиерей Иоанн Свиридов, отличающийся искренним филокатолицизмом и ведущий откровенную пропаганду католичества. Так, например, прот. Свиридов, будучи в Риме в 1995 г, принимал участие в службе католической Великой Пятницы, неся крест вместе с латинскими священнослужителями во время церемонии «крестного пути» у Колизея.
Ситуация с о.И.Свиридовым прямо-таки парадоксальная: формально православный клирик, принимая участие в католических богослужениях и признавая католическую догматику (защита в прямом эфире скандального латинского догмата 1870 г. о «папской непогрешимости» в области вероучения; учение о Filioque, осужденное Православной Церковью как ересь[3], в устах прот. Свиридова таковой не является, а, напротив, "помогает" ему "раскрытию тайны Пресвятой Троицы".– См.: «Русская мысль». 1996. №4116), при этом почему-то продолжает служить в православных храмах по восточному византийскому обряду, хотя не числится в штате клириков ни одного храма г. Москвы (может быть, прот. Свиридов тайно числится в штате римского Колизея?). Что же препятствует о.Иоанну Свиридову, заявившему однажды в прямом эфире, что когда его называют католиком – для него это высшая похвала, определиться со своей конфессиональной принадлежностью и открыто объявить себя католиком восточного обряда?
Абсурдность ситуации, связанной с деятельностью в Москве «Христианского церковно-общественного канала», можно лучше понять, прочитав небольшую заметку собкорра православной газеты «Татьянин день» Ш.Утка, фамилия которого характеризует жанр написанного им с зеркальной точностью сообщения:
«Как нам стало известно из достоверных источников, в Ватикане, недалеко от резиденции папы римского, появилась православная радиостанция. Пять католических священников под духовным руководством некой православной россиянки 17 часов в день резко критикуют католиков и призывают их отвергнуть предрассудки и перейти под омофор Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Финансирует радиостанцию Московская Патриархия» ("ТД". 1996. №7).
[1] С начала 1996 года о.И.Свиридов уволен из Отдела по катехизации Московской Патриархии. – Прим. сост.
[2] О том, каким В. Никитину видится путь Православия, говорится в его статье в прокатолической и антиправославной газете «Русская мысль» (14.02.92, №3916), где он сокрушается об отвержении Русской Церковью унии с Римом после Флорентийского собора 1439 г. и предлагает исправить это теперь. «Именно Римская Церковь,– говорится в статье В.Никитина,– призвана к восстановлению единства в христианском мире... С достижением этого вожделенного единства мы связываем надежды на подлинное, а не иллюзорное духовное возрождение в России» (Прим. сост.).
[3] Константинопольский Софийский Собор 879–890 гг.; согласное суждение византийских и русских святых отцов; Окружное послание восточных Патриархов 1848 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.017 с.) |