Содержательный модуль «биохимия и патобиохимия крови» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль «биохимия и патобиохимия крови»



Актуальность темы

Кровь является жидкой тканью организма человека, его внутренней средой, которая обеспечивает интеграцию обмена веществ различных органов и тканей.

       Состав плазмы крови является зеркалом метаболизма, поскольку изменения концентрации метаболитов в клетках, даже если они происходят в отдельных органах, отражаются на концентрации этих метаболитов в крови. Состав плазмы крови изменяется также при нарушении проницаемости клеточных мембран. По этой причине, а также потому, что пробы крови для анализа получать просто, анализ крови широко применяется для диагностики заболеваний и контроля за эффективностью лечения.

        Наиболее частые нарушения функций крови связаны с нарушением эритропоэза или ускорением распада эритроцитов (анемии, желтухи), с заболеваниями печени (поскольку почти все белки плазмы крови образуются в печени), а также с повреждениями кровеносных сосудов (атеросклероз, тромбозы, васкулиты).

                   Общей целью содержательного модуля «Биохимия и патобиохимия крови» является:        уметь интерпретировать информацию о биохимическом составе крови, состоянии свертывающей, антисвертывающей, фибринолитической систем крови, об особенностях синтеза и распада гемоглобина, что необходимо для понимания механизмов, лежащих в основе патогенеза ряда заболеваний.

Конкретные цели:                                     Цели исходного уровня:

                                                                    Уметь:

                                                            1. Анализировать информацию о биохимическом составе крови в норме и патологии                                                      1. Анализировать функции и клеточный состав крови (кафедра гистологии)
2. Анализировать информацию о состоянии свертывающей, антисвертывающей и фибринолитической систем крови в норме и патологии  
3. Интерпретировать особенности синтеза и распада гемоглобина с целью диагностики ряда заболеваний  

 


Тема 3.11. Исследование химического состава и кислотно-щелочного состояния крови. Определение остаточного азота крови

 

Актуальность темы

       Химический состав плазмы крови является своего рода зеркалом метаболизма, поскольку изменения концентрации метаболитов в клетках, даже если они происходят в отдельных органах, отражаются на концентрации этих метаболитов в крови.

       В практике здравоохранения широко используют биохимические методы определения важнейших составных компонентов цельной крови, в том числе небелковых азотистых компонентов крови («остаточный азот»). У здорового человека колебания в содержании остаточного азота незначительны. При ряде патологических состояний уровень небелкового азота в крови повышается, возникает состояние, получившее название азотемии.

       Знание основных компонентов небелкового азота крови, возможных причин азотемии поможет будущим врачам в постановке диагноза и выборе лечения больных.

           Теперь ознакомьтесь с целями занятия, продумайте их, осознайте необходимость их изучения.

       Общая цель

       Уметь интерпретировать результаты количественного определения остаточного азота крови в норме и при патологических состояниях.

       Конкретные цели:                                   Цели исходного уровня:

                                                                    Уметь:

1. Анализировать химический состав крови в норме и при патологических состояниях 1.Интерпретировать разложение мочевины бромноватистой щелочью (каф.медицин ской и фармацевтической химии).
2. Интерпретировать показатели кислотно-щелочного равновесия крови. 2.Анализировать результаты  общего анализа крови (каф.физиологии).  
3.Анализировать результаты определения в безбелковом фильтрате крови остаточного азота. 3.Анализировать структуру мочевины, мочевой кислоты,аминокислот, креатинина, креатина, аммиака, нуклеотидов, билирубина (каф.медицин ской и фармацевтической химии).  
4.Объяснить изменение величины остаточного азота крови при различных патологических состояниях.  

 

     Для проверки исходного уровня Вам предлагается выполнить ряд заданий.

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня.

Задание 1. К раствору мочевины добавить по каплям раствор бромноватистой щелочи. Наблюдается обильное выделение пузырьков бесцветного газа без запаха. Что это за газ?

А. О2

         В. NН3

С. Н2 S

Д. СН3

Е.   N2

Задание 3. Мочевую кислоту нагрели вместе с азотной кислотой с последующим добавлением аммиака. Появилось интенсивное фиолетовое окрашивание. Для обнаружения каких соединений используется эта реакция?

 А. Содержащих пиримидиновое ядро

 В. Содержащих пуриновое ядро

 С. Содержащих аминогруппу 

 Д. Содержащих пиридин  

 Е. Содержащих имидазол

Задание 4. Онкотическое давление крови больного доставленного в больницу составило 5,9 атм. Следствием изменения каких биохимических констант крови является указанный показатель?

А. Холестерола

В. Альбуминов

С. Аммиака

Д. Общих липидов

Е. Мочевины

Физиологические концентрации химических соединений крови приведены в таблице1

                                                                                                    Таблица1

Некоторые биохимические константы крови

Плотность крови (цельной)                     1,05-1,06

рН                                                                7,34-7,44

Осмотическое давление                           7,6-8,1 атм

Онкотическое давление                           0,03-0,04 атм

Глюкоза плазмы (сыворотки)                  3,3-6,0 ммоль/л

Общие липиды                                          4,5- 5,5г/л  

Триацилглицеролы                                   1,2-2,8 ммоль/л

Холестерол                                                 3,9-7,2 ммоль/л

Общий белок плазмы                                60-85 г/л

Альбумины                                                35-50 г/л

Глобулины                                                 20-35 г/л

Фибриноген                                               2 -4 г/л

Остаточный азот плазмы (сыворотки)    14,3-25 ммоль/л

Мочевина плазмы (сыворотки)               2,5-8,3 ммоль/л

Аммиак крови                                            6—65 мкмоль/л

 

 

       Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

       1. - Е;      2. - В;      3. - В

Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:

1.Тюкавкина Н.А.,Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. М.: “Медицина”, 1991. – С. 208-209, 212-213, 313-330, 439-441.

2.Рево А.Я.,Зеленкова В.В. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. М.:”Медицина”, 1980. –С. 96-99.

3. Лекции по биоорганической химии.

       Содержание обучения.

       Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения,чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

 

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

 

1.Физико-химические свойства крови.

3.Химический состав крови:

Белки плазмы крови. Основные белковые фракции: альбумины, глобулины, фибриноген (содержание, функции); альбумино-глобулиновый коэфициент и его диагностическое значение. Диагностическое значение некотрых белков плазмы крови (белки “острой фазы” воспалительных процессов): С -реактивный белок, α 2-макроглобулин, α 1- протеиназный ингибитор, фибронектин, криоглобулин, гаптоглобин.

Ферменты плазмы крови (секреторные, индикаторные, экскреторные), диагностическое значение определения активности ферментов плазмы крови.

Плазменные липопротеины. Дислипопротеинемии.

Небелковый азот (азотемии), электролиты плазмы крови.

4. Буферные системы крови: бикарбонатная, гемоглобиновая, белковая, фосфатная (компоненты, механизм действия) Понятие о кислотно-щелочном равновесии. Нарушения кислотно –щелочного равновесия: алкалоз и ацидоз метаболический и дыхательный.

5. Биохимический состав крови и его значение в характеристике состояния здоровья человека.

 

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:

Обязательная литература.

1.Губський Ю.Г. Біологічна хімія. - Київ-Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. - С.. 418-419, 425-431.

2..Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко. -Донецк, 2000. -

СС.252-280 (№ 36, 41, 43, 45, 51, 52, 53, 56, 58, 60).

3..Лекции по биохимии.4.

4.Граф логической структуры (Приложение 1).

5.Инструкция к практическому занятию.

Дополнительная литература   

1Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: “Медицина”,1998.-С.567-585.

4.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: “Медицина”,1990.-С.438-457.

5.Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.:”Высшая школа”, 1989.-С.427-428, 437-439.

6.Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.:”Высшая школа”, 1999. –С. 427-428, 437-439.

 

 

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить следующие целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.

       Целевые обучающие задачи.

Задача 1. Врач-биохимик для определения остаточного азота крови использовал ее фильтрат. Каким образом была обработана кровь для получения соответствующего фильтрата?

А. Удалена мочевина

       В. Проведено осаждение белков

       С. Удалены липиды

Д. Добавлена глюкоза

Е. Удален аммиак

Задача 2. У больного с острой почечной недостаточностью выявлено повышение остаточного азота крови. За счет какого компонента небелкового азота крови произошло повышение этого показателя?

А. Креатина

В. Мочевины

С. Глутатиона

Д. Мочевой кислоты          

Е. Аммиака

Задача 3. Содержание остаточного азота крови у пациента составляет 20 ммоль/л. Какой основной компонент небелкового азота крови у нашего пациента?

А. Аминокислоты

В. Мочевая кислота

С. Мочевина

Д. Креатин   

Е. Аммиак

Задача 4. У больного с печеночной недостаточностью выявлено снижение показателя остаточного азота крови. За счет какого компонента небелкового азота крови произошло снижение его показателя?

А. Мочевины           

В. Аммиака  

С. Аминокислот      

Д. Билирубина

       Е. Мочевой кислоты

Задача 5. У больного с ожогами конечностей наступила продукционная азотемия. Какова возможная причина ее появления?

А. Недостаточное выделение с мочой азотсодержащих продуктов в связи с заболе-

       ванием почек.

В. Недостаточное выделение с мочой азотсодержащих продуктов в связи с наличием препятствия оттоку мочи.

С. Усиленный распад тканевых белков.

Д. Недостаточное выделение с мочой азотсодержащих продуктов в результате снижения АД.

Е. Нарушение синтеза мочевины в связи с заболеванием печени.

 

Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

       Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач.

1. - В, 5-С.

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

   На занятии проводится тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Проверяется выполнение домашнего задания. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

       После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и корректирует преподаватель. Проводится итоговый тестовый контроль по теме, подводятся итоги работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.03 с.)