Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач.



1– А, 2. – А, 3. – С.

 

 

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

На занятии проводится тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Проверяется выполнение домашнего задания. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

       После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель.

 

                                                                             Приложение 1

       Граф логической структуры:

     
 

 

 


           

 

 

 

 

Тема 3.6. Исследование действия гормонов поджелудочной и желудочно-кишечного тракта. Механизм нарушения обмена веществ при сахарном диабете

       Актуальность темы

     Энергетический гомеостаз обеспечивает энергетические потребности различных тканей, используя при необходимости альтернативные виды «топлива». Он включает транспорт различных субстратов в организме, а также реализацию механизмов, осуществляющих регуляцию уровня субстратов в крови. Эти механизмы обеспечивают непрерывную поставку тканям глюкозы между приемами пищи при голодании.

      В норме содержание глюкозы в крови составляет 3,3 - 5,5 ммоль/л. Однако при ряде состояний концентрация глюкозы в крови может изменяться. Повышение содержания глюкозы в крови – гипергликемия, а также понижение глюкозы - гипогликемия являются довольно частыми симптомами различных заболеваний, прежде всего связанных с поражением эндокринной системы. Поэтому интерпретация количественного содержания глюкозы крови чрезвычайно важна при анализе патологий, сопровождающихся нарушением обмена веществ и эффективности проводимой терапии.

       Теперь ознакомьтесь с целями заняття.

       Общая цель.

       Уметь интерпретировать действие гормонов поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта на обмен веществ, а также возможные нарушения действия этих гормонов для последующего использования полученных знаний на клинических кафедрах.

  Конкретные цели:                                        Цели исходного уровня:

                                                          Уметь:

1.Уметь определять содержание глюкозы в крови и интерпретировать полученные результаты. 1.Объяснить секреторную функцию поджелудочной железы (каф. физиологии).
2.Интерпретировать регуляцию обмена веществ гормонами поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта 2.Интерпретировать строение гормонов белковой и пептидной природы (каф. медицинской и фармацевтической химии).

Для проверки исходного уровня Вам предлагается выполнить ряд заданий.

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня

Задание 1. Из гомогената поджелудочной железы животного выделели ряд соединений, обладающих гормональной активностью и провели их физико – химический анализ. Какое свойство подтверждает белковую природу исследуемых веществ?

       А. Растворимость в жирах

       В. Аминокислотный состав

       С. Низкий молекулярный вес

       D. Гидролиз до нуклеотидов

       Е. Явление мутаратации

Задание 2. Для оценки количественного содержания белков в исследуемой сыворотке крови провели цветную реакию, подтверждающую наличие характерной только для них связи. Какой?

       А. Сложноэфирной

       В. Пептидной

       С. N – гликозидной

       D. Водородной

       Е. Дисульфидной

Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

       1– В, 2 – В.

 

Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:

1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. -М.: Медицина, 1991. – С. 313 –361

2. Лекции по биоорганической химии

3. Лекции по физиологии

Содержание обучения

       Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

 

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

  1. Гормоны поджелудочной железы.

1.1.Инсулин: строение, структура и секреция, влияние на обмен углеводов, липидов

и белков. Рост стимулирующий эффект инсулина. Факторы роста и онкобелки.

Глюкагон: структура и влияние на обмен веществ.

  1. Сахарный диабет: инсулинзависимая и инсулиннезависимая формы, клинико-биохимическая характеристика.
  2. Гормоны желудочно-кишечного тракта: гастрин, холецистокинин, секретин.

 

Обязательная литература

1.Губський Ю.Г. Біологічна хімія.- Київ-Тернопіль.:Укрмедкнига, 2000. - С. 353 – 360

2.Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко.- Донецк, 2000. –

С. 223 – 251

3. Лекции по биохимии

4. Граф логической структуры (Приложение 1)

5. Инструкция к практическому занятию.

 

Дополнительная литература   

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина, 1998.-С. 267 – 271

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина, 1990.-С.186-189

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.:Высшая школа, 1989.- С.368 – 379

4. Биохимия. Кратний курс с упражнениями и задачами. Учебное пособие: М. ГЭОРАР-МЕД 2001.- С. 288-290

 

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме предлагается решить следующие целевые обучающие задачи.

 

Целевые обучающие задачи.

Задача 1. Студенты, изучая действие инсулина, определяли содержание некоторых компонентов в крови подопытного кролика до и после введения гормона. Какое изменение произошло в крови животного после введения инсулина?

       А. Гиперкетонемия

       В. Гипергликемия

       С. Количество глюкозы не изменилось

       D. Гипогликемия

       Е. Гиперазотемия

 

Задача 2. Пациент при лечении голоданием потерял 10 кг веса. Активация какого гормона привела к увеличению скорости катаболизма жиров при голодании?

     А. Инсулина

В. Соматостатина

       С. Глюкогона

       D. Альдостерона

       Е. Окситоцина

 

Задача 3. Больной предъявляет жалобы на увеличение суточного диуреза, потерю веса, усиленную жажду, повышенный аппетит. Какой биохимический показатель крови будет характерным для предполагаемого заболевания у больного?

     А. Гипергликемия

       В. Гиполипидемия

       С. Гипернатриемия

       D. Гипохолестеринемия

       Е. Гиперальбуминемия

 

Задача 4. Скорая помощь доставила больную, потерявшую сознание на улице. При биохимическом анализе крови обнаружили содержание глюкозы 2,2 ммоль/л, увеличение концентрации С-пептида. Что привело к потере сознания пациентки?

       А. Сахарный диабет

Б. Акромегалия                   

     С. Инсулома

D. Тиреотоксикоз

Е. Болезнь Иценко-Кушинга

 

Задача 5.В клинику поступил больной в состоянии гипергликемической комы. Введение инсулина не нормализовало содержание глюкозы крови. Какую причину гипергликемии можно предположить у больного?

       А. Аномалия клеточных рецепторов

       В. Гиперфункция гормонов коры надпочечников

       С. Истинная гипоинсулинемия

       D. Опухоль базофильных клеток гипофиза

       Е. Опухоль мозгового слоя надпочечников

 

Задача 6. При профосмотре у мужчины 40 лет заподозрена скрытая форма диабета. На проведение какого биохимического анализа врач должен направить пациента?

       А. На определение содержания в крови альбуминов

       В. На определение содержания белка в моче

       С. На определение содержания билирубина в крови

       D. На определение содержания в крови холестерина

       Е. На определение содержания толерантности к глюкозе

              Правильность решениq проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач.

1- D, 2 – А, 3 – А, 5 – А, 6 - Е

Краткие методические указания к проведению занятия

 На занятии проводится тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

       После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится итоговый тестовый контроль по теме, подводятся итоги работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.024 с.)