Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструкция к проведению практического занятия по теме «Исследование нормальных и патологических компонентов мочи»
Работа 1. Количественное определение белка в моче по методу Брандберга – Робертса – Стольникова Принцип метода основан на реакции Геллера с концентрированной азотной кислотой. Установлено, что в растворах, содержащих 0,033 % белка, т.е. 0,033 г/л, через 2 или 3 минуты образуется характерное белое кольцо после наслаивания мочи на азотную кислоту. Материальное обеспечение: моча, 50% раствор азотной кислоты, пипетки, штативы, пробирки. Ход работы.
Работа 2. Обнаружение кетоновых тел (ацетона) с помощью пробы Люголя Принцип метода. Ацетон и ацетоуксусная кислота в щелочной среде образуют с нитропруссидом натрия соединение оранжево-красной окраски, которое после подкисления уксусной кислотой приобретает вишневый цвет. Материальное обеспечение: моча, 10% раствор гидроксида натрия, 10% раствор нитропруссида натрия, концентрированная уксусная кислота. Ход работы. 1. Налейте в пробирку 2 мл мочи. 2. Добавьте 3 – 4 капли 10% раствора нитропруссида натрия и 2 – 3 капли раствора 10% гидроксида натрия. Появляется оранжево-красное окрашивание. 3. Далее добавляйте в пробирку по каплям концентрированную уксусную кислоту. Окрашивание станет вишневым. Если ацетон в моче отсутствует, то при подкислении уксусной кислотой оранжево-красное окрашивание переходит в желтое (реакция на креатинин в моче).
Работа 3. Обнаружение ацетоуксусной кислоты в моче по реакции Герхарда Принцип метода: ацетоацетат образует с треххлористым железом соединение, окрашенное в вишневый цвет. Материальное обеспечение: моча, 5% раствор хлорного железа (ІІІ), пробирки, пипетки, штативы. Ход работы. 1. Налейте в пробирку 5 мл мочи. 2. Далее по каплям добавляйте в пробирку 5% раствор хлорного железа, выпадает осадок фосфатов железа.,. При наличии ацетоацетата от дальнейшего добавления хлорного железа появляется вишнево-красное окрашивание (реакция на енолы), постепенно бледнеющее при стоянии вследствие самопроизвольного декарбоксилирования ацетоуксусной кислоты.
Работа 4. Обнаружение сахара в моче Проба Троммера. Принцип метода основан на способности альдегидоспиртов восстанавливать металлы. Материальное обеспечение: моча, 30% раствор едкого натра, 7% раствор сульфата меди, водяная баня, термометр, пробирки, пипетки, штативы. Ход работы К 1 мл мочи добавьте 5 капель 30% раствора едкого натра и несколько капель 7% раствора сульфата меди до появления неисчезающего помутнения раствора, вызванного наличием гидроокиси меди. При нагревании до кипения выпадает красный осадок закиси меди Си2О. Проба Фелинга. Реакция Фелинга является модификацией реакции Троммера, но в ней вместо гидроокиси меди используются сульфат меди и щелочной раствор сегнетовой соли. Химизм реакции Фелинга тот же, что и реакции Троммера. Материальное обеспечение: моча, 7% раствор сульфата меди, щелочной раствор сегнетовой соли, пробирки, пипетки, штативы, водяная баня, термометр. Ход работы 1. Приготовление реактива Фелинга: к 10 каплям 7% раствора сульфата меди добавьте 10 капель щелочного раствора сегнетовой соли. 2. К полученному реактиву Фелинга добавьте 20 капель исследуемой мочи, жидкость перемешайте и нагревайте до начала кипения. В присутствии глюкозы выпадает желтый осадок гидрата закиси меди или красный осадок закиси меди. Проба Ниландера. Принцип метода: эта реакция основана на способности сахара восстанавливать гидроксид висмута до металла. Соли висмута особенно удобны для обнаружения сахара в моче, так как, в отличие от меди, висмут не восстанавливается мочевой кислотой.
Материальное обеспечение: моча, реактив Ниландера, пипетки, штативы, пробирки, водяная баня, термометр. Ход работы 1. В пробирку налейте 2 мл мочи и добавьте 1 мл реактива Ниландера. 2. Прокипятите полученный раcтвор около двух минут. Пронаблюдайте появление сначала коричневого, а затем черного окрашивания, вызванного образованием осадка кристаллического висмута.
ВЫВОДЫ:
Подпись преподавателя:
. Приложение 1 Граф логической структуры
Приложение 2 Задания для самостоятельной работы Почки – это парный орган, необходимый для поддержания постоянства внутренней среды организма и выведения конечных продуктов метаболизма. Задание № 1 Какую из приведенных ниже функций не выполняют почки в организме человека? А. Выведение конечных продуктов обмена веществ Б. Регуляция водно-солевого обмена В. Поддержание осмотического давления Г. Регуляция артериального давления крови Д. Гидролиз мочевины до воды и оксида углерода Какие еще функции, кроме вышеперечисленных, выполняют почки?
Остановка функционирования почек несовместима с жизнью: если это происходит, то человек умирает на 4 – 6 день. Почки содержат около 84% воды от общей массы, что свидетельствует о высокой интенсивности протекания метаболических процессов. Кроме того, почки используют до 10% от общего количества кислорода, необходимого организму. Главным источником энергетического материала для почек являются углеводы. В корковом веществе почек преобладает аэробный тип обмена веществ, в мозговом – анаэробный. В почках происходит также интенсивный обмен белков и аминокислот, что сопровождается образованием аммиака.
Задание № 2 Какой метаболический процесс является главным источником аммиака в почках? А. Дезаминирование аминокислот Б. Трансаминирование аминокислот В. Гниение белков Г. Расщепление мочевины Д. Расщепление глутамина Напишите уравнение реакции, которая, на Ваш взгляд, является правильным ответом на предыдущий вопрос и укажите название фермента. Какова дальнейшая судьба образующегося в почках аммиака?
Задание № 3 Какой фермент является органоспецифическим для почек? А. Лактатдегидрогеназа Б. Сукцинатдегидрогеназа В. Аспартатаминотрансфераза
Г. Трансамидиназа (глицин-амидинотрансфераза) Д. Креатинфосфокиназа Для синтеза какого вещества необходим этот фермент? Напишите уравнения реакций синтеза этого вещества, которые происходят в почках и печени. Укажите названия ферментов. Какое соединение Вы получили? А. Индикан Б. Креатин В. Мочевину Г. Билирубин Д. Ренин При фосфорилировании этого вещества образуется макроэргическое соединение «Х». Приведите его формулу и укажите макроэргическую связь. Как оно называется? Какой фермент участвует в реакции фосфорилирования? Вещество «Х» необходимо для быстрого образования АТФ, которая сможет обеспечить энергией интенсивно работающие мышцы в течение первых 2 – 5 секунд физической нагрузки. При дефосфорилировании вещества «Х» образуется креатинин, который и выводится с мочой. Главным источником креатинина является мышечная ткань. Определение концентрации креатинина в моче используют для оценки функционального состояния почек. Гиперкреатининурия имеет место при при приеме значительного количества мясной пищи, при травмах мышц, усиленной мышечной работе, синдроме сдавления тканей, а также при заболеваниях печени, пневмонии, лихорадочных состояниях. Гипокреатининурия наблюдается в старческом возрасте, при миопатии, миозите, миоглобинурии, прогрессивной мышечной дистрофии, хроническом нефрите, почечной недостаточности, дегенерации почек. Очень важная функция в почках принадлежит изоформам аланинаминопептидазы (ААП). Для почек характерна «ААП 3» изоформа. При участии этого фермента происходит гидролиз ди- и трипептидов, при этом происходит отщепление N-концевой аминокислоты. Появление в крови и моче изофермента «ААП 3» свидетельствует о поражении ткани почек. В основе образования мочи лежат три процесса: фильтрация, реабсорбция и секреция. Для того чтобы количественно охарактеризовать закономерности выведения различных веществ с мочой, служит понятие клиренса, или очищения. Клиренс – это выраженное в миллилитрах количество плазмы крови, которое при прохождении через почки очищается от какого-либо вещества в течение минуты. Величину клиренса легко рассчитать, измерив концентрацию данного вещества в плазме крови и моче по формуле: C = (UV)/Р, где С – клиренс (мл/мин); U – концентрация вещества в моче; V – минутный диурез (мл/мин); Р - концентрация исследуемого вещества в плазме крови.
Почки человека вырабатывают в минуту фильтрат из 120 мл плазмы, поэтому если величина клиренса какого-либо вещества меньше этой величины, значит, оно ре- абсорбируется. Увеличение величины клиренса свидетельствует о секреции этого вещества в просвет нефрона. Таким образом, величина клубочковой фильтрации равна клиренсу вещества, которое не реабсорбируется и не секретируется в канальцах нефрона. Таким веществом будет креатинин, который имеет максимально высокий клиренс из всех известных веществ. Исследование мочи заключается в измерении количества, определении физических свойств, химического состава, а также в изучении микроскопической картины осадка. В лаборатории исследуют утреннюю порцию мочи, суточное количество мочи.
Задание № 4 Какие из приведенных значений рН и плотности мочи здорового человека соответствуют норме? А. рН = 4,8; ρ = 1,001 Б. рН = 6,0; ρ = 1,021 В. рН = 8,5; ρ = 1,029 Г. рН = 3,5; ρ = 1,020 Д. рН = 8,0; ρ = 1,040
Задание № 5 Каким патологическим состояниям взрослого человека соответствуют приводимые ниже нарушения? Выберете правильные парные сочетания (буква – цифра). 1. Суточный диурез – 3,5 л А. Анурия
Задание № 6 Выберете правильные парные сочетания (буква – цифра)
Существует большая группа наследственных метаболических заболеваний, которые являются причиной нарушения здоровья у детей. Эти заболевания связаны с аномалиями экспрессии генов, приводящими к нарушениям синтеза белков, обычно ферментов, контролирующих ключевые этапы метаболизма. Для таких заболеваний характерно либо отсутствие продукта ферментативной реакции, либо накопление субстратов. Клинические симптомы наследственных метаболических заболеваний, как правило, неспецифичны и включают нарушения роста, развития, нарушения питания, рвоту, гипотонию и судороги. При нарушениях синтеза мочевины у детей определяются неврологические симптомы. После рождения у детей с наследственными метаболическими заболеваниями может наблюдаться бессимптомный период и очень важно дифференцировать начало такого заболевания. Для постановки диагноза используется определение специфических метаболитов, в том числе и в моче.
Задание № 7 Заполните таблицу в соответствии с образцом.
Задание № 8 Для подтверждения диагноза некоторых авитаминозовиспользуется определение концентрации в моче ряда метаболитов. Почему при дефиците тиамина в моче появляется большое количество альфа-кетокислот, в частности, пирувата? Какой метаболический процесс нарушается? Почему при дефиците витамина В12 в моче в больших количествах выявляется метилмалоновая кислота (метилмалоновая ацидурия)? Какой метаболический процесс нарушается?
Задание № 9 У пациента выявлено препятствие оттоку желчи вследствие закупорки общего желчного протока. Какие биохимические изменения будут наблюдаться в его моче?
Задание № 10 У человека, которого укусила змея, появились признаки удушья, в моче обнаружен гемоглобин (красная моча с позитивной реакцией на кровь, но эритроциты отсутствуют). В крови резко снижено количество эритроцитов. Сыворотка крови пациента розового цвета. В чем заключается токсическое действие змеиного яда? Подтвердите Вашу точку зрения, приведя уравнение соответствующей реакции.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.78 (0.049 с.) |