Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы становления и развития речи.

Поиск

Какие факторы способствуют становлению и развитию речи? Ответ на этот вопрос дал российский исследователь А.Р. Львов. Он отмечает, что первым проявлением ребенка является крик. Это еще не речь, а чисто биологическая, физиологическая реакция на дискомфорт (голод, жажду, боль и т.п.). Факторами же процесса развития речи ребенка выступают следующие:

1. Фактор положительных эмоций. Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, тогда как в состоянии отрицательных эмоций он кричит, плачет, как бы возвращаясь в мир биологических проявлений.

2. Фактор потребности в эмоциональном контакте с близким человеком. В развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Уже трехмесячный ребенок различает интонации голоса близкого человека. Оба фактора имеют социальные корни, это начальные виды контакта с людьми, которые окружают ребенка, формы невербального общения.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы. Физиологическая база речи пластична, легко адаптируется к условиям речевого развития, но эта гибкость и пластичность сохраняется только до семилетнего возраста.

4. Фактор потребности в содержательном общении. У ребенка возникает потребность непосредственного общения, разговора, обмена мнениями, внешнего самовыражения в речи (эгоцентрическая речь). Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества.

5. Факторразвития интеллекта. Начало формирования понятий как основной формы познания. Это проявляется в потребности и способности номинации и обобщения. Ребенок чувствует потребность назвать каждый предмет словом (потребность номинации). Затем название переносится на аналогичные или близкие предметы - происходит обобщение (би-би – это автомобиль, который движется, который стоит и колесо автомобиля).

6. Фактор языковой (речевой) среды, в которой протекает процесс речевого развития. Ребенок усваивает язык той национальности, среди представителей которой воспитывается. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.

7. Фактор речевой активности. Ребенку необходимо большая, разнообразная, инициативная, постоянная практика речи.

8. Фактор изучения языковой теории. Этот фактор связан со школой. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми основными языковыми понятиями (слово, слог, предложение, звук, звуковой состав слова), у них формируется элементарное осознание языковых явлений. Это способствует развитию умения произвольно строить свою речь.

 3. Периодизация речевого развития детей.

Различают психологическую и лингвистическую периодизацииречевого развития. Психологическая периодизация включает социальный фон процесса речевого развития (ведущий вид деятельности, форма общения и т.п.), но не фиксирует появление в речи конкретных языковых форм (частей речи, видов предложений и т.п.). В психологической периодизации выделяются младенческий возраст (до 1 года); ранний возраст - преддошкольный (1 - 3 г.), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет); средний школьный возраст (11 - 15 лет); старший школьный возраст - юность (15 - 18 лет.); зрелость (от 18 лет и выше).

Лингвистическая периодизация в меньшей степени связана с социальной жизнью, но конкретизирует вхождение в речевую деятельность все новых средств и структур языка, других знаковых систем. Первым лингвистическую периодизацию речевого развития ребенка разработал А.Н. Гвоздев.

Усвоение фонетики А.Н. Гвоздев зафиксировал в 3г. 2 мес. К этому моменту усвоение звуковой системы родного языка закончено, отмечаются только мелкие отклонения от нее. А.Н. Гвоздев отметил также, что подготовка слуха к восприятию фонетических особенностей речи взрослых заканчивается в 1 г. 7 мес. Отступления от нормативного произношения звуков, которые встречаются у ребенка, вызываются только моторными причинами (несовершенством артикуляции).

В освоении грамматики А.Н. Гвоздев выделил три периода.

Первый период - дограмматический (1 г. 3 мес. - 1 г. 10 мес.). Это период предложений, состоящих из аморфных слов (слов-корней), используемых в неизменном виде во всех случаях. В свою очередь в дограмматический период выделяются две стадии:

- Стадия употребления однословных предложений (1 год 3 месяца - 1

год 8 месяцев);

- Стадия употребления предложений из 2-3 слов (1 год 8 месяцев - 1 год

10 месяцев).

Второй период (1 г. 10 мес. - 3 г.) - усвоениеграмматической структуры высказывания. Этот период характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. К концу периода являются служебные слова, выражающие синтаксические отношения: местоимения, союзы.

Третий период (3 года - 7 лет) связан с освоением морфологической системы языка, типов склонений и спряжений родного языка, постепенно исчезают случаи их смешения.

К восьми годам, по данным А.Н. Гвоздева, ребенок овладевает всей сложной системой морфологического и синтаксического строя, в том числе и так называемыми исключениями из правил. Ребенок получает совершенный инструмент общения и мышления, но только в пределах разговорнобытового стиля. Далее идет количественное накопление лексики, освоение "тонкостей" грамматического оформления речи и овладение стилями языка и речи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое речевой навык и речевое умение?

2. Назовите четыре вида речевой деятельности.

3. Какие факторы способствуют становлению и развитию речи?

4. Какие этапы проходит речь ребенка в своем развитии?

Литература

1. Старжынская, Н.С. Лінгвістыка дзіцячага маўлення / Н.С. Старжынская, Дз.М.Дубініна – Мінск, 2010. С. 18 – 20.

2. Львов, М.Р. Основы теории речи /М.Р. Львов – 2000. С. 7 – 10, 186 – 207.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.229 (0.007 с.)