Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы становления и развития речи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Какие факторы способствуют становлению и развитию речи? Ответ на этот вопрос дал российский исследователь А.Р. Львов. Он отмечает, что первым проявлением ребенка является крик. Это еще не речь, а чисто биологическая, физиологическая реакция на дискомфорт (голод, жажду, боль и т.п.). Факторами же процесса развития речи ребенка выступают следующие: 1. Фактор положительных эмоций. Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, тогда как в состоянии отрицательных эмоций он кричит, плачет, как бы возвращаясь в мир биологических проявлений. 2. Фактор потребности в эмоциональном контакте с близким человеком. В развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Уже трехмесячный ребенок различает интонации голоса близкого человека. Оба фактора имеют социальные корни, это начальные виды контакта с людьми, которые окружают ребенка, формы невербального общения. 3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы. Физиологическая база речи пластична, легко адаптируется к условиям речевого развития, но эта гибкость и пластичность сохраняется только до семилетнего возраста. 4. Фактор потребности в содержательном общении. У ребенка возникает потребность непосредственного общения, разговора, обмена мнениями, внешнего самовыражения в речи (эгоцентрическая речь). Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества. 5. Факторразвития интеллекта. Начало формирования понятий как основной формы познания. Это проявляется в потребности и способности номинации и обобщения. Ребенок чувствует потребность назвать каждый предмет словом (потребность номинации). Затем название переносится на аналогичные или близкие предметы - происходит обобщение (би-би – это автомобиль, который движется, который стоит и колесо автомобиля). 6. Фактор языковой (речевой) среды, в которой протекает процесс речевого развития. Ребенок усваивает язык той национальности, среди представителей которой воспитывается. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной. 7. Фактор речевой активности. Ребенку необходимо большая, разнообразная, инициативная, постоянная практика речи. 8. Фактор изучения языковой теории. Этот фактор связан со школой. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми основными языковыми понятиями (слово, слог, предложение, звук, звуковой состав слова), у них формируется элементарное осознание языковых явлений. Это способствует развитию умения произвольно строить свою речь. 3. Периодизация речевого развития детей. Различают психологическую и лингвистическую периодизацииречевого развития. Психологическая периодизация включает социальный фон процесса речевого развития (ведущий вид деятельности, форма общения и т.п.), но не фиксирует появление в речи конкретных языковых форм (частей речи, видов предложений и т.п.). В психологической периодизации выделяются младенческий возраст (до 1 года); ранний возраст - преддошкольный (1 - 3 г.), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет); средний школьный возраст (11 - 15 лет); старший школьный возраст - юность (15 - 18 лет.); зрелость (от 18 лет и выше). Лингвистическая периодизация в меньшей степени связана с социальной жизнью, но конкретизирует вхождение в речевую деятельность все новых средств и структур языка, других знаковых систем. Первым лингвистическую периодизацию речевого развития ребенка разработал А.Н. Гвоздев. Усвоение фонетики А.Н. Гвоздев зафиксировал в 3г. 2 мес. К этому моменту усвоение звуковой системы родного языка закончено, отмечаются только мелкие отклонения от нее. А.Н. Гвоздев отметил также, что подготовка слуха к восприятию фонетических особенностей речи взрослых заканчивается в 1 г. 7 мес. Отступления от нормативного произношения звуков, которые встречаются у ребенка, вызываются только моторными причинами (несовершенством артикуляции). В освоении грамматики А.Н. Гвоздев выделил три периода. Первый период - дограмматический (1 г. 3 мес. - 1 г. 10 мес.). Это период предложений, состоящих из аморфных слов (слов-корней), используемых в неизменном виде во всех случаях. В свою очередь в дограмматический период выделяются две стадии: - Стадия употребления однословных предложений (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев); - Стадия употребления предложений из 2-3 слов (1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев). Второй период (1 г. 10 мес. - 3 г.) - усвоениеграмматической структуры высказывания. Этот период характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. К концу периода являются служебные слова, выражающие синтаксические отношения: местоимения, союзы. Третий период (3 года - 7 лет) связан с освоением морфологической системы языка, типов склонений и спряжений родного языка, постепенно исчезают случаи их смешения. К восьми годам, по данным А.Н. Гвоздева, ребенок овладевает всей сложной системой морфологического и синтаксического строя, в том числе и так называемыми исключениями из правил. Ребенок получает совершенный инструмент общения и мышления, но только в пределах разговорнобытового стиля. Далее идет количественное накопление лексики, освоение "тонкостей" грамматического оформления речи и овладение стилями языка и речи. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое речевой навык и речевое умение? 2. Назовите четыре вида речевой деятельности. 3. Какие факторы способствуют становлению и развитию речи? 4. Какие этапы проходит речь ребенка в своем развитии? Литература 1. Старжынская, Н.С. Лінгвістыка дзіцячага маўлення / Н.С. Старжынская, Дз.М.Дубініна – Мінск, 2010. С. 18 – 20. 2. Львов, М.Р. Основы теории речи /М.Р. Львов – 2000. С. 7 – 10, 186 – 207.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.229 (0.007 с.) |