Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения онтолингвистики.

Поиск

Хотя онтолингвистика является довольно молодой наукой, она имеет глубокие корни, первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, отражавшие в своих произведениях ее особенности (С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, К. Д. Ушинский, А. П. Чехов, Якуб Колас, Максим Горький, В. Витка, А. Барто и др.). В их художественных произведениях показывалась общая картина развития ребенка (его мышления, речи, становления личности).

В то же время детская речь - давний объект научного изучения. Огромный фактический материал о развитии ребенка раннего и дошкольного возраста был собран родителями – известными иностранными учеными в результате наблюдений за собственными детьми. Уже в конце ХVIII в. – в 1787 г. - появился систематический обзор немецкого ученого Д. Тидемана, который опубликовал наблюдения за развитием речи своего сына.

В психологии изучение данных детской речи началось в связи с исследованием развития познавательных способностей ребенка. Наиболее значимыми для своего времени являются работы историка и психолога И. Тэна "Наблюдения над освоением языка ребенка" (1876 г.), В. Прейера "Душа ребенка" (1882). Не обошел этого вопроса и знаменитый автор теории происхождения человека английский ученый Ч. Дарвин, который опубликовал записи речи своего сына (1877 г.). Затем появились дневниковые записи К. и В. Штерн "Психология раннего детства до 6- летнего возраста", в которых были отражены особенности овладения языком их детьми. (В России были опубликованы в 1922 г.) В 30-40-е гг. ХХ в. Была опубликована работа В. Леопольда "Речевое развитие ребенка-билингва" - дневниковые записи речи его дочери. Такие известные зарубежные психологи, как К. Бюлер, Ж. Пиаже также внесли вклад в исследование детской речи на раннем этапе его изучения. Так, известным швейцарским психологом Ж. Пиаже разработано известное учение об эгоцентрической речи ребенка (т.е. речи для себя, не обращенным к взрослому).

В отечественной науке первые печатные работы по проблеме детской речи появились в 80-е гг. XIX в. А.С. Симонович с 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Она составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке» (1880). В этом же году вышла в свет работа И.А. Сикорского "Душа ребенка", выполненная на основе наблюдений за развитием речи собственного ребенка. Привлекли внимание исследователей две большие статьи, опубликованные в Варшаве, в "Русском филологическом вестнике". В первой статье (1883) А. Александров обращается к раннему возрасту – до трех лет. Он сопоставил звуки речи ребенка с фонетикой взрослого, представил историю развития звуков в речи ребенка, особенности употребления слов и построения фраз. Во второй статье, написанной В. Благовещенским (1886), рассмотрено речевое развитие (лексики, семантики) ребенка до семи лет. Хотя обе статьи носили описательный характер, не выявляли каких-либо закономерностей развития речи ребенка, их появление открыло новое направление в науке.

С начала ХХ в. речевая способность ребенка стала исследоваться весьма активно, в результате чего психологи, лингвисты, писатели создали множество работ, в которых описывали наблюдения за появлением и развитием речи детей, часто своих сыновей и дочерей.

Среди исследований дореволюционного периода выделяются работы А.Ф. Левоневского "Мой ребенок" (1914), В.П. Вахтерова "Основы новой педагогики" (1915). А.Ф. Левоневский одним из первых не только описал свои наблюдения, но и представил их результаты в обработанном виде. В.П. Вахтеров впервые сделал попытку проследить частоту употребления ребенком различных частей речи. Материалы его наблюдений за развитием дочери охватывают больший, по сравнению с наблюдениями других авторов, возрастной период: от момента рождения до 13 лет. Однако указанные работы не могли использоваться для теоретического обобщения хода речевого развития, поскольку наблюдения были несистематическими и выполнялись без единой схемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.32 (0.006 с.)