Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История возникновения онтолингвистики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя онтолингвистика является довольно молодой наукой, она имеет глубокие корни, первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, отражавшие в своих произведениях ее особенности (С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, К. Д. Ушинский, А. П. Чехов, Якуб Колас, Максим Горький, В. Витка, А. Барто и др.). В их художественных произведениях показывалась общая картина развития ребенка (его мышления, речи, становления личности). В то же время детская речь - давний объект научного изучения. Огромный фактический материал о развитии ребенка раннего и дошкольного возраста был собран родителями – известными иностранными учеными в результате наблюдений за собственными детьми. Уже в конце ХVIII в. – в 1787 г. - появился систематический обзор немецкого ученого Д. Тидемана, который опубликовал наблюдения за развитием речи своего сына. В психологии изучение данных детской речи началось в связи с исследованием развития познавательных способностей ребенка. Наиболее значимыми для своего времени являются работы историка и психолога И. Тэна "Наблюдения над освоением языка ребенка" (1876 г.), В. Прейера "Душа ребенка" (1882). Не обошел этого вопроса и знаменитый автор теории происхождения человека английский ученый Ч. Дарвин, который опубликовал записи речи своего сына (1877 г.). Затем появились дневниковые записи К. и В. Штерн "Психология раннего детства до 6- летнего возраста", в которых были отражены особенности овладения языком их детьми. (В России были опубликованы в 1922 г.) В 30-40-е гг. ХХ в. Была опубликована работа В. Леопольда "Речевое развитие ребенка-билингва" - дневниковые записи речи его дочери. Такие известные зарубежные психологи, как К. Бюлер, Ж. Пиаже также внесли вклад в исследование детской речи на раннем этапе его изучения. Так, известным швейцарским психологом Ж. Пиаже разработано известное учение об эгоцентрической речи ребенка (т.е. речи для себя, не обращенным к взрослому). В отечественной науке первые печатные работы по проблеме детской речи появились в 80-е гг. XIX в. А.С. Симонович с 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Она составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке» (1880). В этом же году вышла в свет работа И.А. Сикорского "Душа ребенка", выполненная на основе наблюдений за развитием речи собственного ребенка. Привлекли внимание исследователей две большие статьи, опубликованные в Варшаве, в "Русском филологическом вестнике". В первой статье (1883) А. Александров обращается к раннему возрасту – до трех лет. Он сопоставил звуки речи ребенка с фонетикой взрослого, представил историю развития звуков в речи ребенка, особенности употребления слов и построения фраз. Во второй статье, написанной В. Благовещенским (1886), рассмотрено речевое развитие (лексики, семантики) ребенка до семи лет. Хотя обе статьи носили описательный характер, не выявляли каких-либо закономерностей развития речи ребенка, их появление открыло новое направление в науке. С начала ХХ в. речевая способность ребенка стала исследоваться весьма активно, в результате чего психологи, лингвисты, писатели создали множество работ, в которых описывали наблюдения за появлением и развитием речи детей, часто своих сыновей и дочерей. Среди исследований дореволюционного периода выделяются работы А.Ф. Левоневского "Мой ребенок" (1914), В.П. Вахтерова "Основы новой педагогики" (1915). А.Ф. Левоневский одним из первых не только описал свои наблюдения, но и представил их результаты в обработанном виде. В.П. Вахтеров впервые сделал попытку проследить частоту употребления ребенком различных частей речи. Материалы его наблюдений за развитием дочери охватывают больший, по сравнению с наблюдениями других авторов, возрастной период: от момента рождения до 13 лет. Однако указанные работы не могли использоваться для теоретического обобщения хода речевого развития, поскольку наблюдения были несистематическими и выполнялись без единой схемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.006 с.) |