Развитие онтолингвистики в начале ххі века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие онтолингвистики в начале ххі века.



В последнее время из печати выходит много научных работ, в которых освещаются те или иные стороны усвоения языка ребенком, справочники по детской речи, звучащие хрестоматии речи русского ребенка. В 2000 г. было издано первое учебное пособие С.Н. Цейтлин «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи», которое широко используется студентами филологических и педагогических специальностей.

Сегодня выделяются как минимум три направления онтолингвистических исследований:

1) изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком;

2) исследование общих закономерностей усвоения родного языка разными детьми;

3) выявление общих закономерностей усвоения разными детьми разных языков.

Все три задачи непосредственным образом связаны, решение каждой из последующих так или иначе основывается на решении предыдущих.

В Беларуси онтолингвистика только начинает свое становление. Ряд белорусских ученых в свое время проводили исследования по детской речи под руководством известных российских ученых. Так, еще в 60-е гг. ХХ в. белорусским психологом Р.И. Вадейко было проведено исследование по раннему онтогенезу речи (в частности им были получены новые данные по развитию словаря детей раннего возраста). В 90-х гг. вопросами изучения детской речи, ее диагностики занималась брестский педагог Любина Г.А., отразившая результаты своих изысканий в книге под названием “Детская речь” (Минск, 2002). Проводятся исследования речи детей в рамках коррекционной педагогики (Шергилашили Ю.К. Формирование речи у ребенка в онтогенезе. Могилев, 2007), а также некоторых проблем развития детской речи ситуации близкородственного двуязычия (Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина).

Вопросы и задания самоконтроля:

1. Что предшествовало появлению онтолингвистики?

2. Когда начала развиваться отнолингвистика как наука?

3. Как развивалась онтолингвистика во второй половине ХХ в.?

4. Как развивается онтолингвистика в начале ХХІ века?

Литература

1. Гридина, Т.А. Язык в зеркале детской речи / Т.А. Гридина М., 2006.

2. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М., 2000.

 

Лекция 3. Факторы развития речи. Общая периодизация речевого

Развития

Виды речевой деятельности.

В 70-е гг. ХХ в. А.А. Леонтьев - основатель советской психолингвистической школы, разработал концепцию становления речевой деятельности. Он подчеркивал, что речевая деятельность всегда включена с более широкую деятельность (игру, работу, общение и т.д.) в качестве одного из необходимых компонентов. Развитие речи ребенка есть, прежде всего, развитие способов общения, что ведет к появлению у него речевого механизма, или языковой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма под влиянием речевого общения.

Таким образом, языковая способность - это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык - это речевое действие, которое достигло степени совершенства. Речевые навыки включают: семантико-грамматическое оформление высказывания (выбор слов, их падежа, рода, числа и т.д., синтаксические схемы высказывания), произношение, интонирование.

В результате становления речевых навыков развиваются речевые умения - способность использовать речевые механизмы с разной целью (комбинировать языковые единицы в различных ситуациях общения).

Различаются четыре вида речевых умений: умение говорить (излагать свои мысли в устной форме); умение аудировать (понимать услышанную речь); умение писать - излагать свои мысли в письменной форме; умение читать - понимать речь в графическом отображении.

Развивать языковую способность ребенка - значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки (оба аспекта - восприятие и создание языковых единиц).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.005 с.)