Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Дословесный этап развития речи

Поиск

Подготовка к овладению собственно речью.

Развитие детской речи до трех лет традиционно делится на три основных этапа:

1) доречевой этап (первый год жизни), в котором в свою очередь выделяются стадия крика, стадия гуления и стадия лепета;

2) этап первоначального освоения языка - дограмматический (второй год жизни);

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни).

Однако надо иметь в виду, что временные рамки этих этапов чрезвычайно вариативны, особенно ближе к трем годам. Вызревание тех или иных биологических предпосылок языковой способности индивидуально у каждого ребенка, поэтому в принципе существенным является не абсолютный возраст, а относительный порядок появления в детской речи тех или иных характеристик.

Исследователь детской речи В. Штерн утверждал, что началом речи обыкновенно считают тот момент, когда ребенок впервые произносит звуки, связанные с сознанием их значения и намерением сообщения. Но этот момент, отмечал он, имеет предварительную историю, которая, в сущности, начинается с первого дня жизни. Овладению ребенком самостоятельной речью предшествует так называемый дословесный (доречевой) этап, который характеризуется становлением эмоционально-личностного общения со взрослым, развитием понимания его речи и подготовкой к оформлению собственной речи. На этом этапе происходит развитие речевого и фонематического слуха ребенка и его артикуляционного аппарата, что проявляется в произнесении различных типов вокализаций (к которым относится крик, плач, гуление, лепет).

Человек рождается с предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, рядом инстинктов и безусловных рефлексов. Весь первый год жизни ребенок превращает полученные при рождении рефлекторно-двигательные реакции (крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т.п.) в знаковые (протознаковые) средства общения.

Крик - первая неосмысленная фонация ребенка, что представляет собой инстинктивную защитную реакцию на любой дискомфорт. Для ребенка это пока практически единственный способ установления контакта с матерью. Довольно быстро младенец на рефлекторном уровне устанавливает связь между собственным криком и последующим устранением дискомфорта. С этой поры крик адресуется взрослому, приобретает знаковые функции. Если взрослый никак не реагирует на крик, сообщение ребенка теряет всякий смысл, и уже с этого времени, по утверждению исследователей, могут начаться сбои в формировании речи

 смысл, и уже с этого времени, по утверждению исследователей, могут начаться сбои в формировании речи.

Вторая рефлекторная реакция младенца - улыбка, которая сначала является только физиологическим проявлением удовольствия. После трех недель жизни ребенка она уже адресуется взрослому. К трем месяцам улыбка направлена на то, чтобы вызвать обратную реакцию взрослого.

Таким образом формируется дословесная система коммуникации, которая состоит из протознаков: жестов, мимических движений, манипуляций с предметами, неречевых звуков и т.п. (Е. И. Исенина). Протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. С появлением "нормального" языка они не исчезают совсем, а уходят вглубь языкового сознания ребенка, создают базис для формирования интеллекта.

Параллельно с формированием и функционированием протоязыка происходит голосовое развитие ребенка. Ребенок усваивает речь на фоне формирования анатомических структур речевого тракта и на фоне совершенствования общей моторики. На пути голосового развития выделяется ряд стадий, для каждой из которых характерны вокализации определенного типа.

Обычно подготовительный этап делится на три периода (по Г. Л. Розенгардт-Пупко).

Первый период - этап эмоционального общения ребенка с взрослым - охватывает время от 1 до 5-6 месяцев жизни.

На втором-третьем месяцах жизни появляется так называемый комплекс оживления (Н.М. Щелованов). Ребенок реагирует на приближение взрослого радостным возбуждением – на лице появляется улыбка, глаза озаряются радостью, усиливается телесная моторика, возникают первичные вокализации. Стадия крика, которая длится примерно первые два месяца жизни, сменяется гулением и гуканьем. Крик как проявление дискомфорта трансформируется в плач.

Гуление - монотонная вокализация - гласноподобные звуки (а-аа, э-э-э, уу-у, г-гу, бу-у), на слух напоминающая воркование голубя. Эти звуки отсутствуют в речи взрослого человека. Позже, примерно с четырех месяцев, появляется гуканье (звуки "агу", «э», «и», произношение сложных комплексов звуков "тиль", "фррр","а-э-э","р-р-р"). Т.Н. Ушакова пишет, что эти проявления следует признать биологически детерминированными: такого рода вокализации практически одинаковы у детей по всему миру независимо от языкового окружения. Гуление и гукание являются врожденными, поэтому они характерны и для глухонемых от рождения детей.

В конце четвертого месяца жизни ребенок сам начинает с помощью речевых звуков вызывать взрослого на взаимодействие, перекликается с ним на расстоянии. Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха.

На пятом месяце, увидев близкого человека, ребенок выдает целый поток речевых звуков, которые обращены непосредственно к нему, призывает подойти, подолгу напевно гулит, улыбается, отличает тон, с которым к нему обращаются.

В этом возрасте дети по звучанию определяют место нахождения предмета, разыскивают взрослого, услышав его голос, подают громкие звуки, подолгу занимаются с игрушками (Н. М. Щелованов).

К пяти-шести месяцам в речи ребенка является лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков, напоминающих комбинации согласный + гласный. Обычно это многократное произнесение отдельных слогов (ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и др.). «Монологи» затихают только тогда, когда утомленный малыш засыпает. Лепетать начинают и глухие дети, но постепенно их лепет затухает и прекращается. Звуковые комплексы, появляющиеся у ребенка в возрасте около полугода, как и прежде, никак не связаны со смыслом. Не случайно народная пословица гласит: «Язык лепечет, а голова не ведает» (В. Даль. Пословицы русского народа).

Тем не менее, лепет подготавливает собой речь. Слоговые цепочки становятся все более разнообразными. Лепет приобретает черты модулированного лепета. Создается впечатление, что малыш говорит на своем собственном языке, создавая целые фразы, делая утверждения, задавая вопросы. Налицо практически все компоненты звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием речи эти компоненты будут подчиняться слову и фразе. А пока лепет – это особая форма самостоятельной деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния.

На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках. Голосовая эволюция лепетного периода (4 мес. - 1 г. 9 мес.) подчинена действию имитационного рефлекса. Важнейшая роль здесь принадлежит механизму, который называется эхолалией, - неосознанному подражанию звукам речи, которые слышит ребенок. "Чужие" звуки, несвойственные для данной речевой среды, постепенно "отсекаются". Собственные же вокализации "подгоняются" под речь окружающих людей. С течением времени в лепете младенцев все более четко представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие ребенка взрослые.

Важно, что в период лепета появляется синтагматическая организация речи. Это расчленение речевого потока на составные отрезки, что означает, что у ребенка сформировался физиологический механизм слогообразования.

Второй период подготовительного этапа (от 6 до 11 - 12 месяцев) - становление общения взрослого с ребенком на основе понимание речи взрослого, а затем - произнесение первых слов.

Оcнoвными предпосылками реакции ребенка на звукокомплекс (т.е. отдельного слова или сочетания слов) являются: выделение предмета среди других; сосредоточение внимания на предмете; наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции. Ф. И. Фрадкина описывает следующие реакции ребенка на обращенную к нему речь взрослого: а) поворачивание головы к предмету после его называния взрослым (7-8 месяцев); б) выполнение заученных движений на слова «до свидания», «ладушки» и др. (7-8 месяцев); в) выполнение элементарных поручений взрослых по словесной инструкции: «открой», «дай лялю», положи» и др. (9-10 месяцев); г) выбор предмета по словесному указанию: "Где петушок?" (10-11 месяцев); д) приостановка действия под влиянием словесного запрета: «Нельзя» (12 месяцев).

Но, как отмечает М. М. Кольцова, реакция ребенка на звукокомплекс не означает, что малыш усвоил значение этих слов, понимает их. Вначале звукокомплекс оказывается для него чем-то вроде первосигнального раздражителя. Это значит, что ребенок в 7-8 месяцев еще не воспринимает слово как знак, обозначающий предмет, признак, действие и т.д., а как некую сумму звуков, реагирует на ритмико-мелодичную структуру звукокомплекса (тембр, темп, силу звука, интонацию).

Именно поэтому дети не всегда одинаково реагируют на одни и те же слова. Для этого нужно, чтобы он находился с одной и той же ситуации, слышал слова от определенного человека, чтобы слово произносилось с определенной интонацией, сопровождалось определенным жестом. Если исключить какой-либо фактор, нужной реакции не будет. Это значит, что слово для ребенка этого возраста представляет лишь один из компонентов ситуации.

Нередко реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса, т.е. вызывает не образ предмета, а определенные действия ребенка (Ф.И. Фрадкина). Это проявляется в том, что, услышав вопрос «Где то-то?», ребенок поворачивает голову к тому месту, где обычно находится предмет, даже тогда, когда его оттуда убрали.

И только с 10-11 месяцев жизни ребенок начинает реагировать на содержание слова. При этом слово для ребенка еще не приобрело обобщенного значения, ребенок связывает его с конкретным (только одним) предметом.

Во втором полугодии жизни ребенок перенимает и звуки собственного лепета (автоэхолалия), позже лепет обогащается новыми звуками на основе подражания речи взрослого. Подражание (эхолалия) выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. 10-11-месячный ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова, усваивая новую артикуляцию. Некоторые из непроизвольно усвоенных слогов типа "ма-ма", "ба-ба", "па-па" условнорефлекторно соединяются в детском сознании с образами родителей. Этому способствуют сами взрослые: они повторяют эти слоги, лаской, кормлением подкрепляют у ребенка слабые еще связи.

Третий период подготовительного этапа (10-12 месяцев - второй год жизни) - начало развития самостоятельной речи ребенка.

Дети много лепечут, перенимают новые звуки, звукосочетания, нетрудные слова. Многократное повторение слогов и слов – очень захватывающее занятие для малыша. При этом ребенок не может обойтись без аудитории (как и на всех дальнейших этапах развития речи).

В этот период в речи ребенка появляются первые нормативные словаобозначения для близких взрослых (мама, папа, тетя, няня, баба), названия еды и питья или посуды для них (мако, соса), отдельных действий (дай, диди), появляются слова «да», «нет».

Кроме слов лепетного происхождения, в словарь малыша входят звукоподражательные элементы (ономатопеи), которые иногда называют "нянькиным языком": "ав-ав", "би-би", "ням-ням" и т.п. Эти слова отражают фундаментальное свойство первых наименований - стремление приблизить звуковую форму к предмету или явлению, которое они обозначают.

Среди слов этого типа часто встречаются омофоны. Вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка происходит совпадение в его продуктивной речи звуковых оболочек двух или более слов. Например, звукосочетанием папа ребенок обозначает следующие объекты: папа, тапки, шапка, палка, черепаха. При восприятии речи взрослого указанные слова ребенком обычно различаются.

В состав начального детского лексикона нередко входят также так называемые застывшие фразы, формулы – выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает и воспроизводит как единое целое (Ка-ку! – как вкусно; Тотам? – кто там; Вотдесь – вот здесь).

Автономная детская речь.

Между периодом лепета и первыми нормативными словами (и параллельно с ними) в речи ребенка наблюдаются так называемые протослова, или слова автономной речи.

Автономная речь построена по собственным законам, которые отличаются от законов построения настоящей речи. Слова автономной речи – это устойчивые вокализации, употребляющиеся в постоянных ситуациях, каждый ребенок изобретает их сам. Так, Аня (2 г. 2 мес.) увидела овальные горки на торте и сказала: «Хлюськи, хлюськи!». Позднее она стала называть этим словом хвостики на голове: «Мама, делай мне хлюськи!» Разновидностью протослов являются звуковые жесты – соединение устойчивых вокализаций с определенным жестом (ы-ы + руки в стороны – ничего нет; у-у + приседание – спасибо).

Иногда высказывается мнение, что на формирование автономной речи влияет "нянькин язык". Взрослые сообщают ребенку, например, что поезд это чух-чух, а собака - ав-ав и твердят ему это до тех пор, пока ребенок не создаст свои версии этих слов. В отечественной онтолингвистике преобладает мнение, что автономная речь - это язык самого ребенка, который сам устанавливает все значения.

Протослова всегда индивидуальны по звуковой форме и значению. Называть их словами можно только потому, что их понимают и поддерживают члены семьи, в которой воспитывается ребенок, в результате чего протослова приобретают статус словесных знаков и смысловую устойчивость.

В целом в словаре однолетнего ребенка обычно насчитывается от 3-5 до 10 -12, иногда до 20 слов, обозначающих названия лиц и предметов. Важно, что они используются в осмысленной ситуации, хотя значение их может быть очень неустойчивым. Главное – слова приобретают предметную отнесенность, что создает основу для освоения ребенком их значений.

Вопросы и задания самоконтроля:

1.Как происходит подготовка к овладению собственно речью?

2. Что такое автономная детская речь?

Литература

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистичских терминов / О.С. Ахманова. М., 1969.

2. Вітка, В. Дзеці і мова / В. Вітка // Дзе жывуць словы. Мінск, 1995. С. 5 – 18.

3. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е.И. Исенина. Саратов, 1986.

4. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. М., 1979.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.234 (0.013 с.)