Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер связной речи детей?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Монологическая речь - более сложная сторона связной речи. Развитие монологической речи непосредственно связано с формированием связного высказывания или, как говорят лингвисты, умением создавать текст. Как отмечает И.Р. Гальперин, "Текст - это произведение речетворческого процесса, который обладает завершенностью, состоит из названия (заголовка), ряда отдельных единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединяется различными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеет определенную целенаправленность и установку". К основным признакам текста относятся тематико-смысловая цельность и структурное единство. Тематико-смысловая цельность текста означает, что в тексте ведется речь о каком-либо едином предмете или явлении, что он посвящен единственной теме и все предложения, его составляющие, объединены вокруг этой темы. Тематическое единство находит свое выражение в названии, а обозначение темы текста чаще всего содержится в его начальном, или последнем предложении. Одним из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка или "основная мысль". Основная мысль – главное, о чем рассказывает автор в своем произведении. Дальнейший набор языковых средств связан с развитием мысли, ее аргументированием и разработкой. Важным признаком текста является его коммуникативная направленность - соответствие мотивам, целям и условиям общения. Коммуникативный синтаксис помогает понять развитие мысли в тексте. Каждое следующее предложение содержит новое сообщение, новые сведения о предмете речи. Отбор лексики при построении связного высказывания находится в зависимости от условий речевой ситуации, от коммуникативного намерения говорящего. Лексическое наполнение связных высказываний в значительной степени определяется их коммуникативной структурой. Важным способом организации высказывания является его актуальное членение, которое включает предмет сообщения и содержание сообщения, иными словами его коммуникативной ядро. Коммуникативная структура высказывания создается его актуальным членением. В результате коммуникативного намерения говорящих появляется высказывание, представляющее собой реализацию в речи предложения как единицы языка в аспекте ее коммуникативной структуры. Средствами актуального членения являются интонация, порядок слов в предложении и специальная лексика. Основным средством выражения актуального членения в устной речи является интонация. Побуждением к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач. Основными компонентами структуры коммуникативных задач, по мнению И.А. Зимней, Т.С. Путиловской, являются цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. При этом психологическое содержание коммуникативной задачи аналогичны предметному содержанию той речевой деятельности, через которую она реализуется субъектом в процессе общения. В процессе рецептивных видов речевой деятельности субъект понимает задачу, которая поставлена партнером по общению, и вербально или невербальные реагирует на нее. В процессе продуктивных видов речевой деятельности субъект решает ту или иную задачу для партнера по общению. Коммуникативное намерение (поделиться чем-то, узнать о чем-либо, сообщить что-либо и т.д.) определяет общий замысел говорящего. Замысел - наиболее значимый компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др. В высказываниях выделяются группы предложений с конкретными значениями. Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относятся описание, повествование и рассуждение. В зависимости от типа текста его структура имеет свои особенности. Для дошкольников обычно свойственны первые два типа текста: описание и повествование. В описаниях и повествованиях младших дошкольников чаще всего четко выделяется основная часть, но последовательность событий, логика нередко нарушаются. Текст часто завершается словами вот, все. Например, хвостик у петушка. Гребешок. Лапки. Все. В среднем дошкольном возрасте описания детей состоят, как правило, из двух частей. Чаще всего отсутствует начало. Например: Утка белая. Она крякает: кря-кря. У утки красные лапки. Утка любит плавать. В рассказах нет начала или конца. Основная часть посвящена действиям главного героя. Например, Катя из садика пришла. Просит маму она: "Поехали к бабушке!" - "Мы потом поедем». Все". Дети могут составить описание, не назвав сам объект: У него маленький хвостик. Пушистый. Ушки длинные. В описаниях и повествованиях детей преобладают простые предложения, нередко с однородными членами. Необходимое слово может заменяться действием (указанием на предмет). Много пауз, повторов, слов здесь, там, такой, туда. Например, "Эта собачка резиновая. У нее здесь белое, а тут рыжее. Бантик здесь красный. Там лапки белые". Объем детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних - из 28 слов и 7 предложений. Типичным недостатком детских рассказов является большое количество пауз, частое использование повторений какого-нибудь члена предложения, а также союзов, местоимений обстоятельств, времени и места. Вместо связного текста образуется несколько предложений, которые объединены единой темой. Рассказы старших дошкольников более совершенны. Однако даже старшие дошкольники не всегда разграничивают начало и продолжение рассказа, или продолжение и конец. Они не могут самостоятельно определить отсутствие той или иной части, ее границы, испытывают трудности в организации завязки (начала), раскрытия основной части высказывания и оформления развязки (конца), что сказывается на построении детьми самостоятельного высказывания. (А. С. Ушакова). В рассказах детей нет достаточно полной и точной характеристики героев, редко встречаются описания природы, прямая речь. Дошкольники чаще используют такие средства выразительности как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются очень редко. У старших дошкольников можно наблюдать возникновение элементарной формы логически правильного рассуждения. Однако рассуждения дошкольников в большинстве случаев носят решающий характер, когда взрослый требует доказательства путем постановки вопроса: Почему? Либо указания: Докажи! Рассуждения детей обычно короткие: 1-2 аргумента. В рассуждениях детей может быть пропущен тезис, или аргумент или заключение. У детей возникают препятствия в установлении связей между структурно-смысловыми частями рассуждения. Для детских рассуждений характерен простой перечень аргументов. Уровень развития речи зависит от характера общения, содержания речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Кроме того, форма речевого высказывания обусловлена пониманием собеседника. Даже младшие дошкольники уже адаптируют свою речь к слушателю. Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, с кем ребенок вступает в общение: со взрослыми или сверстниками. Доказано (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще используют сложные предложения, чем в общении со взрослыми, почти в 3 раза чаще - прилагательные, передающие их этические, эмоциональное отношение к людям, предметам, явлениям, в 2,3 раза чаще дети используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстники являются партнерами по общению. Между собой дети как бы апробируют все то, что было освоено ими в общении со взрослыми. Именно в общении со сверстниками речь ребенка становится связной и лексически разнообразной. Исследователи (Е. И. Тихеева, А П. Усова, О. И. Соловьева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.) отмечают, что связной контекстной речью дошкольники овладевают только в процессе систематического обучения под руководством педагога. Тексты, которые составляют дети разных возрастных групп, свидетельствуют о том, что они часто не ощущают границы между объективной реальностью и языковой действительностью. Об этом свидетельствуют многочисленные включения в тексты различных моментов, которые не относятся к данной речевой ситуации и отражают знания детей об окружающем мире, событиях из собственного опыта, наблюдения, касающиеся предметов окружающей среды. Например, это кошка. А это ее котята. У нас тоже есть котенок. Он беленький. Кошка лежит. Детские тексты характеризуются такой особенностью как синтаксическое нанизывание: отдельные предложения идут друг за другом и связываются между собой одинаково как с формальной, так и с содержательной точки зрения: побежал... увидел мячик... стал его подбрасывать, играть и т.д. Стоит отметить, что у детей возникают трудности при овладении прилагательными. В результате при составлении описательных рассказов они стараются сначала назвать действия предметов, а потом их качества. Таким образом, при составлении связного высказывания дети проводят семантический анализ ситуации. Они определяют наиболее значимые с их точки зрения элементы. В свою очередь именно эти элементы становятся ремантической доминантой создаваемых текстов. Вопросы и задания самоконтроля: 1. Какими признаками характеризуется текст? 2.Как влияют коммуникативные условия на организацию высказывания? 3. Каковы основные компоненты коммуникативных задач? 4. Как называют фрагменты текста определенного типового значения? 5. От чего зависит характер связной речи детей? Литература 1.Лаврентьева, А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. М., 2003. 2. Цейтлин, С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи / С.Н. Цейтлин // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб. 2004. - С. 275-278).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.72.114 (0.007 с.) |