Лекция 6. Овладение звуковой стороной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Овладение звуковой стороной речи



Звуковые средства языка.

Минимальной произносительной единицей является слог. Слог не имеет самостоятельного значения, но имеет определенные произносительные признаки. Его можно выделить в звуковом потоке на основе произношения. Слоги образуются из звуков, которые спаяны между собой самым тесным образом, поскольку в слоге последняя фаза предыдущего звука накладывается на первую фазу следующего за ним звука. Поэтому разделить их при восприятии слога или слова до специального обучения звуковому анализу слова ребенку довольно трудно.

Звуки - это минимальные, не членимые в звуковом потоке языковые единицы, составляющие звуковую материю языка. Сами по себе звуки, как и слоги, никаких значений не выражают. Если произнести, например, по отдельности звуки [у], [к], [ж], никто их не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести вместе и в другой последовательности, становится понятным слово "жук".

Звуковые средства языка принято рассматривать в трех аспектах: функциональном, акустическом и артикуляционном.

Звуковые средства имеют две функции. Первая - перцептивная, или функция создания и восприятия значимых языковых единиц. Адекватное восприятие речи обеспечивается речевым слухом (включающим ритмический, интонационный и фонематический слух). Вторая функция звуков - сигнификативная (различения значимых языковых единиц). Если в слове заменить, добавить или убрать хоть один звук, получится или новое слово, или бессмыслица: дом - сом; дом - дам - дым, угол - уголь, рот-крот).

Акустический аспект изучения звуковых средств языка рассматривает их физическую природу: высоту, громкость, тембр голоса.

Звуки образуются в результате работы (артикуляции) органов речи. В слоге артикуляция одного звука оказывает влияние на артикуляцию второго. На ранних этапах онтогенеза это явление проявляется особенно ярко из-за несовершенства строения речевого аппарата ребенка.

В каждом языке выделяется группа основных базовых звуков - фонем, с помощью которых различаются между собой слова и их формы. Звуки, реально произносимые человеком, но не меняющие значения или формы слова, называются оттенками фонем. Так, человек может слегка растягивать гласные при произнесении слова, картавить при произнесении звука "р", но эти артикуляционные недостатки не влияют на значение слова.

Все звуковые средства языка подразделяются на две большие группы: линейные звуковые средства, которые в речи разворачиваются во времени (звук, слог, слово и т.д.), и надлинейные (высота, сила голоса, ритм, темп речи, паузы и т. д.). Надлинейные звуковые средства как бы накладываются на линейные, обеспечивая их функционирование в зависимости от условий ситуации общения.

Чтобы усвоить звуковые средства языка, необходимо, во-первых, научиться воспринимать линейные и надлинейные фонетические единицы в соответствии с нормами языка, во-вторых, продуцировать все указанные единицы также в соответствии с языковыми нормами. Таким образом, процесс усвоения ребенком звуковой системы речи включает: развитие речевого слуха; овладение правильным произношением звуков и слов.

Развитие речевого слуха.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха опережает произносительные возможности ребенка. Между возникновением способности ребенка воспринимать какую-либо речевую единицу и способностью ее самостоятельно продуцировать может быть временной интервал в несколько месяцев и даже лет. Достаточно вспомнить веселый рассказ драгунского "Шишки", в котором описывается, как трое детей насмехаются друг над другом из-за неправильного произношения этого слова. Каждый из них прекрасно слышит ошибку в произношении сверстников, но и сам произносит неправильно (сыски, хыхки, фыфки).

Предпосылки для развития фонематического слуха формируются у ребенка в дословесный период. Очень рано у детей развивается способность различать по голосу близких людей, на слух воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи. На пятом месяце жизни младенец распознает тон голоса, на восьмом - общий характер интонации (вопросительную, ласковую, требовательную). В 6 - 12 месяцев дети особенно восприимчивы к ритму звучащей речи (М.Х. Швачкин, К.И. Чуковский и др.). В эксперименте, проведенном Н.Х. Швачкиным, детям 6 месяцев показали, как надо хлопать в ладоши под слова "стук-стук". Затем экспериментатор заменял "стук-стук" на другие сочетания звуков (у-у, о-о). Дети продолжали хлопать, что свидетельствует о том, что звуковой состав для них не имел значения, они ориентировались исключительно на ритм. Если произносилось отдельное слово "стук", дети не реагировали на него.

Как видно, в ранний период речевого развития основную семантическую нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова.

 Решающее значение для освоения звуков родного языка имеет развитие сенсорной основы речи - фонематического слуха. При освоении звуковой стороны речи, писал Д. Б. Эльконин, фонематический слух выступает дважды. Первый раз на его основе задается образец произношения звука, второй раз - результат действия. Ребенок должен четко различать звук, заданный взрослым, от звука, который действительно им самим произносится. Это является основной предпосылкой начала продуцирования речи.

Способность воспринимать звуковой состав речи возникает в конце первого - начале второго года жизни. В описанном выше эксперименте годовалым детям достаточно было услышать одно слово "стук", и они хлопали в ладоши. Они ориентировались именно на звуковую оболочку слова. Важно отметить, что ребенок не обращает внимания на разные варианты произношения фонем, он очень быстро осваивает существенные признаки звуков своего родного языка.

По данным М.Х. Швачкина, ребенок уже в конце первого года жизни отличает гласные и согласные звуки, разные группы согласных (сонорные, твердые, мягкие и др.). На первых этапах ребенок различает далекие фонемы [д] и [к], [a] и [ы] и не дифференцирует близкие [д] и [т], [г] и [х], [с] и [с], [б] и [п]. Это проявляется в том, что малыши правильно понимают различные по звуковому составу слова: «окно», «ляля», но путают близкие по звучанию: «суп», «зуб».

Фонематический слух развивается достаточно быстро. Исследование М. Х. Швачкина показало, что уже у детей одного года семи месяцев фонематический слух оказывается сформированным. Тем не менее, он еще недостаточно развит. Как показали исследования, для процесса усвоения звуковой стороны языка необходима связь между моторными ощущениями – они вызываются сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, произносимых человеком. Именно это взаимодействие речедвигательного и слухового анализаторов у маленьких детей развито недостаточно. Заметим, что для развития речи, кроме названного взаимодействия, необходима связь и со зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего. Поэтому так важно, чтобы ребенок, начиная с первого года жизни, видел артикуляцию взрослого человека, разговаривающего с ним.

В дошкольном возрасте у детей формируются достаточно точные звуковые образы слов и отдельных звуков. Звуковая сторона речи является предметом пристального внимания ребенка. Очень рано он начинает делать со словом чисто формальные операции. К. И. Чуковский приводит примеры "стихов", которые дети составляют, ориентируясь только на звуковую и ритмическую стороны речи ("Кунда, мунда, карамунда, дунда, бунда, парамун.").

Как отмечалось в предыдущей главе, слово в течение довольно длительного времени трактуется ребенком как одно из свойств или частей предмета. Звучание слова, по мнению ребенка, должно так или иначе отражать его содержательные характеристики. Поэтому в речи маленьких детей и наблюдается большое количество звукоподражательных и звукоизобразительных слов, которые появляются как имитация звуков внешнего окружающего мира и служат при этом названиями предметов и явлений. Л. С. Выготский показал, что дети постепенно отступают от звукоизобразительных слов в пользу слов, принятых в языке. Тогда и возникают двойные наименования типа мяу – киса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.004 с.)