Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление отнолингвистики как науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Заметный вклад в становление детской речи как науки внес известный педагог и врач Е.А. Аркин, который в своей монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи. Опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, он объясняет психофизиологический механизм речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в речевом развитии. Психологическое направление в изучении детской речи связано с именами Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина и др. Так Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, изучал эгоцентрическую речь ребенка, периодизацию речевого развития дошкольников, стимулы речевого поведения детей. Но психологов мало интересует языковой аспект речевого развития, в то время как лингвиста привлекают те направления исследований, которые дают ответы на вопросы: • Как происходит овладение конкретными речевыми умениями - произносительными, лексическими, словообразовательными, грамматическими, какие здесь положительные или отрицательные тенденции? • Какими чертами характеризуется речевой навык у детей на различных возрастных ступенях? • Как увидеть процесс формирования речи, ее строя в перспективе? Основателем отечественной онтолингвистики - ее лингвистического направления, по праву считается русский языковед А.Н. Гвоздев (1892 –1959), внесший крупнейший вклад в решение перечисленных выше задач. В 1921-1929 гг. А.Н. Гвоздев проводил систематическую целенаправленную работу по записи речевых проявлений своего сына (от года жизни до 9 лет). В процессе сбора материала А.Н. Гвоздев опирался на единые требования к методу систематического наблюдения за развитием речи, записи велись последовательно с использованием фонетического письма (см. рис 1). Обработка собранного материала проводилась А.Н. Гвоздевым по трем направлениям: фонетика, синтаксис с морфологией, словарь. А. Н. Гвоздев показал с точностью до одной недели появление той или иной грамматической категории, фонетических единиц, морфемных моделей слов в речи ребенка. Он подчеркивал огромное значение аналогий в речи ребенка; то, что он широко использует самостоятельное конструирование форм на основе чувства языка, практически и неосознанно усвоенных его закономерностей. Показал большую роль понимания грамматических значений в освоении ребенком различных морфологических и синтаксических явлений. (Так, раньше других категорий усваивается число существительных - 1 г. 10 мес., поскольку разница между одним и несколькими предметами очень наглядна.) Чрезвычайно важным представляется вывод А.Н. Гвоздева об опережающем освоении синтаксиса: овладение основными синтаксическими единицами происходит гораздо раньше усвоения морфологической системы. Ученый утверждал, что дети в первую очередь усваивают все типичное, системное, - то, что не имеет исключений, отклонений от общей закономерности языка. Для освоения особых случаев, "тонкостей" языка потребуются еще годы. Итоги работы А.Н. Гвоздева были объединены в посмертном издании "Вопросы изучения детской речи" (1961), неопубликованные материалы позднее собраны в книге "От первого года до первого класса (1981). Речевой онтогенез представлен в них с исключительной точностью, объективностью и полнотой, поэтому исследователи всего мира обращаются к названным изданиям до настоящего времени. Широкое научное значение исследований А.Н. Гвоздева обусловлено.тем, что развитие детской речи рассматривалось им, прежде всего, в лингвистическом, (а не психологическом) плане, в котором детская речь до тех пор не изучалось.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.80.143.34 (0.012 с.) |