Развитие онтолингвистики во второй половине хх В. . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие онтолингвистики во второй половине хх В. .



20-е гг. ХХ в. отмечаются успехами в изучении специфики детской речи и другими исследователями.

В 1926 г. появилась работа М.А. Рыбникова "Язык ребенка", в которой автор анализирует и обобщает различные факты детской речи. В частности, М.А. Рыбников показал, что последовательность усвоения частей речи у детей разных культур одинакова: сначала являются существительные, затем глаголы и несколько позже - прилагательные и наречия. Материалы М.А. Рыбникова и А.Н. Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований, внесли качественные дополнения в описание усвоения ребенком родного языка.

Большой ценный материал по детской речи представлен в книге известного лингвиста и детского писателя К.И. Чуковского, первое издание которой вышло в 1928 г. под названием "Маленькие дети. Детский язык ". В книге приводился богатый набор детского словотворчества, примеры толкования слов детьми, ряд глубоких и серьезных лингвистических идей. Помещены детские стихи, анализируя которые К.И. Чуковский пришел к выводу, что нормальный ребенок четырех лет поднимается до уровня поэта. Книга К.И. Чуковского выдержала более 20 изданий, содержание каждого из которых уточнялось и дополнялось. В дальнейшем она получила широко известное сегодня название "От двух до пяти".

Таким образом, в конце ХІХ и первой трети ХХ в. наряду с накоплением эмпирических данных о ходе освоения ребенком родного языка в виде дневниковых записей появляются теоретические работы, в которых систематизируются и обобщаются собранные материалы.

В 1953 г. в результате исследовательского семинара, организованного американскими учеными, возникла психолингвистика, в состав которой входит и возрастная психолингвистика, или наука о становлении языковой способности в онтогенезе. Психолингвистические методы изучения детской речи рассмотрены в предыдущем разделе.

Хотя онтолингвистика зарождалась и делала свои первые шаги в России (в 20-е гг. прошлого века), однако затем она получила большее развитие на Западе. Соответствующая учебная дисциплина (language acquisition, сhild language) преподается в университетах и колледжах в Европе и США.

Стоит отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижения наших отечественных ученых (прежде всего - Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева), работы которых давно переведены на английский язык.

В Советском Союзе работы А.Н. Гвоздева, изданные только в 50-60 гг., не сразу получили широкое распространение. Книга К. И. Чуковского "От двух до пяти" долгое время воспринималась преимущественно как собрание забавных и умилительных анекдотов.

В 60-70 гг. возобновился интерес к онтогенезу речи. В это время началось серьезное исследование данных проблем и на Западе (Р. Браун, Д. Слобин и др.). При изучении речевого онтогенеза западные ученые в значительной степени ориентировались на исследования, уже имеющиеся в России. В последующие несколько десятилетий западные исследователи смогли опередить своих советских коллег – частично благодаря техническим достижениям, позволяющие создавать новые программы автоматического анализа продуцируемых детьми текстов, частично благодаря более гибкой системе обмена научной информацией (журналы, конференции, семинары, летние школы и т.д.). Однако сильной стороной отечественных исследований в области онтолингвистики была и остается серьезная теоретическая база.

На протяжении последних 25-30 лет ХХ в. процессы становления речи у детей исследовались весьма интенсивно как за рубежом (бельгийский исследователь А. Грегуар, американский Д. Слобин и др.), так и в советских и постсоветских республиках (С. Н. Цейтлин и ее сотрудники, А.А. Леонтьев, Н. И. Лепская, Т. А. Ахутина и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.004 с.)