Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие онтолингвистики во второй половине хх В. .Содержание книги
Поиск на нашем сайте
20-е гг. ХХ в. отмечаются успехами в изучении специфики детской речи и другими исследователями. В 1926 г. появилась работа М.А. Рыбникова "Язык ребенка", в которой автор анализирует и обобщает различные факты детской речи. В частности, М.А. Рыбников показал, что последовательность усвоения частей речи у детей разных культур одинакова: сначала являются существительные, затем глаголы и несколько позже - прилагательные и наречия. Материалы М.А. Рыбникова и А.Н. Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований, внесли качественные дополнения в описание усвоения ребенком родного языка. Большой ценный материал по детской речи представлен в книге известного лингвиста и детского писателя К.И. Чуковского, первое издание которой вышло в 1928 г. под названием "Маленькие дети. Детский язык ". В книге приводился богатый набор детского словотворчества, примеры толкования слов детьми, ряд глубоких и серьезных лингвистических идей. Помещены детские стихи, анализируя которые К.И. Чуковский пришел к выводу, что нормальный ребенок четырех лет поднимается до уровня поэта. Книга К.И. Чуковского выдержала более 20 изданий, содержание каждого из которых уточнялось и дополнялось. В дальнейшем она получила широко известное сегодня название "От двух до пяти". Таким образом, в конце ХІХ и первой трети ХХ в. наряду с накоплением эмпирических данных о ходе освоения ребенком родного языка в виде дневниковых записей появляются теоретические работы, в которых систематизируются и обобщаются собранные материалы. В 1953 г. в результате исследовательского семинара, организованного американскими учеными, возникла психолингвистика, в состав которой входит и возрастная психолингвистика, или наука о становлении языковой способности в онтогенезе. Психолингвистические методы изучения детской речи рассмотрены в предыдущем разделе. Хотя онтолингвистика зарождалась и делала свои первые шаги в России (в 20-е гг. прошлого века), однако затем она получила большее развитие на Западе. Соответствующая учебная дисциплина (language acquisition, сhild language) преподается в университетах и колледжах в Европе и США. Стоит отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижения наших отечественных ученых (прежде всего - Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева), работы которых давно переведены на английский язык. В Советском Союзе работы А.Н. Гвоздева, изданные только в 50-60 гг., не сразу получили широкое распространение. Книга К. И. Чуковского "От двух до пяти" долгое время воспринималась преимущественно как собрание забавных и умилительных анекдотов. В 60-70 гг. возобновился интерес к онтогенезу речи. В это время началось серьезное исследование данных проблем и на Западе (Р. Браун, Д. Слобин и др.). При изучении речевого онтогенеза западные ученые в значительной степени ориентировались на исследования, уже имеющиеся в России. В последующие несколько десятилетий западные исследователи смогли опередить своих советских коллег – частично благодаря техническим достижениям, позволяющие создавать новые программы автоматического анализа продуцируемых детьми текстов, частично благодаря более гибкой системе обмена научной информацией (журналы, конференции, семинары, летние школы и т.д.). Однако сильной стороной отечественных исследований в области онтолингвистики была и остается серьезная теоретическая база. На протяжении последних 25-30 лет ХХ в. процессы становления речи у детей исследовались весьма интенсивно как за рубежом (бельгийский исследователь А. Грегуар, американский Д. Слобин и др.), так и в советских и постсоветских республиках (С. Н. Цейтлин и ее сотрудники, А.А. Леонтьев, Н. И. Лепская, Т. А. Ахутина и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.132.35 (0.005 с.) |