Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овладение произношением звуков, слов

Поиск

Овладение фонетическим составом речи начинается в конце первого года жизни ребенка. Специалисты по детской фонетике предложили считать периодом освоения звуковой основы речи срок от произношения первого слова до последнего усвоенного звука (В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова). Этот период индивидуален для каждого ребенка и может колебаться от 1года 5-6 месяцев до 4 с половиной лет.

Огромную роль в развитии звуковой стороны речи играет подражание. Путем подражания формируются условные рефлексы, к которым, по мнению А. Г. Иванова-Смоленского, относится и система речевых реакций. Кроме того, овладение звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов, о которой говорилось выше. Запечатленные в слуховой памяти ребенка акустические образы речи и служат основой для воспроизведения звуков. Дети совершенствуют свое произношение, сличая произносимые ими звуки с образцами речи окружающих.

Произношение гласных дается детям легче, чем согласных. Первым в процессе онтогенетического развития формируется противопоставление максимально открытого, широкого гласного звука [а] остальным гласным. Затем усваиваются гласные [и], [у], после этого - [о], [э]. Звук [ы] обычно заменяется звуком [и], произношение его усваивается позже.

Последовательность освоения согласных звуков у большинства детей мира одинакова. Звуки в составе первых слов появляются группами по мере освоения определенных артикуляторных позиций. Губные согласные ([м], [б], [п]) появляются раньше язычных ([д], [т] [г] [к]); мягкие язычные раньше твердых, а глухие раньше звонких. Позже всего дети усваивают произношение свистящих ([с], [с '], [з], [з'], [ц]) шипящих ([ш], [ж], [ч]), сонорных [р], [р ']) согласных звуков. При этом точность артикуляции звука зависит от его позиции в слоге и в слове.

Все это говорит о том, что ребенок усваивает не собственно звуки, а все более сложные артикуляционные комплексы.

В раннем и младшем дошкольном возрасте многие звуки дети не произносят совсем или произносят неправильно, или заменяют их другими звуками (ак вместо рак, зюк вместо жук, сапка вместо шапка). Явление замены одного звука другим называется субституцией. Без субституции невозможно овладеть звуковой системой родного языка. Чаще всего на месте звука, который ребенок еще не выговаривает, появляется звук, наиболее похожий на него по артикуляционным характеристикам (доссик вместо дождик, Баля вместо Валя). Более трудный звук может уподобляться другому, имеющемуся в этом же слове (бабака вместо собака, ковова вместо корова). Ребенок постепенно переходит от одного субститута к другому, все более приближаясь к нормативному произношению. В целом речь характеризуется общей смягченностью (лезецька - ложечка, миська - мышка).

Наблюдаются некоторые особенности воспроизводства маленькими детьми слоговой структуры слова. Это, прежде всего, явление под названием слоговая элизия - сокращение слов. Поскольку первые слова ребенка включают один, максимум два слога, "длинные" слова (трехчетырехслоговые) малыш стремится сократить к привычным ему однодвухслоговым. Сначала ребенок способен воссоздать только ударный слог (бан вместо "барабан"). Далее малыш начинает ориентироваться на первый слог, перенося на него ударение (ба вместо "барабан"). Следующий шаг - ребенок воспроизводит первый и ударный слог в совокупности (бабан). И, наконец, ребенок усваивает ритмическую структуру слова полностью.

Второй особенностью воспроизведения слоговой структуры слова является метатезис - перестановка звуков или слогов в слове. Дети часто называют собаку басякой, молоток - мотолком, червяка - чевряком. Вместо гольфы говорят гофли, вместо клякса - кляска.

 Не все дети одинаково овладевают звуковой системой речи. Одни стремятся, прежде всего, воссоздать ритмико-мелодичную структуру слова и не заботятся о качестве составляющих его звуков: цися - книжка, цянянянь - телефон. Это дети "слогового" типа. Другие дети - "звуковой" тип - стремятся достичь точности артикуляции звуков, поэтому осваивают слово по частям в течение нескольких месяцев: па - пата - потя - папатя - папата - лопата. Н. И. Красногорский объяснял это тем, что при образовании слов огромное значение имеет сила раздражителя: ребенок в первую очередь воспринимает ударный слог в слышимом слове и затем присоединяет к этому слогу второй по силе раздражитель и после этого – относительно слабый слог.

На четвертом-пятом году жизни количество звуков, которые произносятся неправильно, значительно уменьшается, исчезает их общее смягчение, более редко встречаются нарушения в слоговой структуре слова. У детей является правильное (хотя и нестойкое) произношение свистящих, шипящих звуков и [р], [р ']: в одном звукосочетании ребенок правильно произносит эти звуки, во втором - неправильно. Типичной становится "обратная замена" звуков, когда вместо старого субститута произносится только что освоенный звук (Рарыса вместо Лариса, жамок - замок, шлон - слон). Это явление называется «гиперкоррекцией», объясняемое тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем и вследствие еще недостаточной дифференциации с заместителем (субститутом) последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест (М. Е. Хватцев).

Не всегда дети дифференцируют звуки, близкие в акустическом или артикуляционном отношениях: ж - з, ш - с и т.д.  

В развитии звукового строя речи у детей на пятом году жизни наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны - особая чувствительность к звукам речи, в достаточной степени развит фонематический слух; с другой стороны - недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции.

Традиционно считалось, что большинство детей старшего дошкольного возраста правильно произносят все звуки родного языка и лишь у отдельных детей есть недостатки произношения шипящих, сонорных или иногда свистящих звуков. Однако за последние годы уровень звукопроизношения старших дошкольников значительно снизился. По данным А. Г. Арушановой, около 40% шестилетних детей поступают в школу с недостатками произношения. У них отмечается не всегда правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих:[с] и [з]; [с] и [ц]; [ш] и [щ]; [ч] и [щ]; [з] и [ж]; [с] и [ш]. Некоторые дошкольники невнятно произносят слова (о таких говорят «во рту каша»). Это связано с возросшей нервной напряженностью детей, эмоциональным дискомфортом, дефицитом личностного содержательного общения. Названные факторы оказывают угнетающее влияние на речевой слух, речевое внимание, развитие артикуляционного аппарата, а также на партнерские отношения детей.

В дошкольный период дети начинают осмысливать нормы произношения, заботиться о его правильности. Норма произношения начинает выступать перед ребенком в своей социальной сути – как характерная черта словесного общения взрослых, как признак взрослости. Зачастую дети с осуждением относятся к воспроизведению взрослыми «детского» произношения – так называемому сюсюканью. В то же время они могут сами пользоваться таким произношением в игре, в шутку. В речи детей старшего дошкольного возраста нередко встречаются каламбуры, основанные на обыгрывании двух значений многозначного слова или на омонимах (Салат из салата. У Кости кости. А меня сегодня мороз по лбу ударил!)

Характерно, что услышав неправильно произношение, дети не могут выделить и назвать звук, который нужно исправить, а исправляют все слово целиком: "Не скола, а школа". Умение выделять отдельные звуки в слове появляется в результате обучения звуковому анализу слова.

В первую очередь ребенок начинает воспринимать и воспроизводить такие надлинейные характеристики речи, как громкость и высота голоса. Это объясняется тем, что малыш стремится, прежде всего, выразить свое эмоциональное отношение к тому, что происходит с ним и вокруг него.

Затем ребенок овладевает ритмической структурой слов, которая определяется для него количеством слогов и местом ударного слога. Этот процесс рассмотрен выше.

Что касается освоения интонационной выразительности речи, тот тут существуют определенные особенности. Дети раннего и младшего дошкольного возраста используют интонационные характеристики для передачи своих коммуникативных намерений, но они пользуются интонационными средствами неосознанно. Они только выражают свое отношение к действительности или к тому, что им сообщается.

С течением времени уровень интонационной выразительности речи детей снижается. В результате высказывания детей пяти-шести лет характеризуются монотонностью, отсутствием интонационной оформленности. Это объясняется тем, что они уже владеют другими разнообразными языковыми средствами для выражения своего отношения к высказываемому: лексическими (синонимами, антонимы и др.), морфологическими (суффиксами оценки: толстоватый, слонишка), синтаксическими (порядок слов). Поэтому использование интонации отходит на второй план. По этой причине воспитание осмысленной звуковой выразительности речи является одной из приоритетных задач формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Вопросы и задания самоконтроля:

1. Какую же роль играют звуки в нашей речи?

2. Что значит усвоить звуковую форму языка?

3. Когда развивается речевой слух?

4. Когда происходит развитие фонематического слуха?

5. Функционируют ли в дальнейшем "лепетные" звуки в качестве фонем?

6. Как происходит освоение фонемной системы языка?

7. Есть ли какие-то особенности в освоении слогового строения слов?

8. Как овладевают дети надлинейными звуковыми средствами?

Литература

1. Гридина, Т.А. Язык в зеркале детской речи / Т.А. Гридина М., 2006.

2. Лаврентьева, А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. М., 2003.

3. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. М., 2000.

4. Любина, Г.А. Детская речь / Г.А. Любина. Минск, 2002.

5. Ушакова, Т.М. Речь: истоки и принципы развития / Т.М. Ушакова. М., 2004.

6.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М., 2000.

7. Цейтлин, С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи / С.Н. Цейтлин // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб. 2004. - С. 275-278).

8. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский (любое издание).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.224 (0.006 с.)