Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во всем мире увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере. В США, Канаде и Германии число женщин, возглавляющих фирмы, растет быстрее, чем мужчин, но они концентрируются в сферах с более низким уровнем дохода (оборота). В Европейском регионе женщин сравнительно мало в категориях предпринимателей, собственниц фирм (с собственными банковскими счетами) и собственниц, нанимающих других работников. Хотя сейчас они активнее, чем раньше, организуют свой бизнес, подавляющее большинство работают без наемных работников. Интересно отметить, что в некоторых странах Западной Европы в частном секторе женщин-менеджеров больше, чем в государственном. Вместе с тем, по данным Международного центра торговли, количество женщин-менеджеров и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли. Ситуация в России. В результате исследования, проведенного Т.И. Заславской, в российском бизнес-слое, который составляет 11,5% от экономически активного населения, было выделено шесть групп: 1. Предприниматели (11%) — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие и не совмещающие эту деятельность с работой но найму. 2. Самозанятые (11%) — лица, занятые микропредпринимательством на базе индивидуально-трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (преимущественно специалисты и квалифицированные рабочие). 3. Бизнесмены-менеджеры (7%) — наемные директора 4. Полупредприниматели (47%) — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства. Для многих предпринимателей сохранение должности (рабочего места) в «большой» экономике играет защитно-вспомогательную роль. Для одних она является социальным прикрытием, для других — способом накопления трудового стажа, для третьих — страховкой на случаи банкротства, для четвертых — источником дефицитных ресурсов, деловых связей, льгот. Такое срастание частного бизнеса с работой по найму является особенностью стран с экономикой переходного периода. 5. Менеджеры-совладельцы (7%) — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых ими предприятий. 6. «Классические» менеджеры (18%) — хозяйственные руководители, управляющие государственными (реже— частными) предприятиями на основе найма, т. е. «за зарплату». Их доходы зависят в первую очередь от качества собственного труда. Их роль квазипредпринимателей в современной ситуации носит вынужденный характер. Положение российских женщин на рынке труда обусловлено сложившимся общим положением женщин в нашей стране к концу XX столетия. Его можно охарактеризовать следующим образом: ■ более низкая по сравнению с мужчинами квалификация; ■ более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда; а ограниченный набор профессий; ■ специфическое отраслевое распределение; ■ горизонтальная профессиональная мобильность, т. е. без повышения в должности и квалификации; ■ тяжелые и вредные условия труда; ■ более высокий уровень безработицы среди женщин (по разным данным? от 61% до 75%); ■ отчуждение женщин от участия в высших политических и управленческих структурах; ■ воспроизводство традиционного общественного сознания и массовой психологии, настроенных против профессионально и социально активной роли женщин. Часть исследователей считает, что снижение уровня занятости женщин в России — процесс неизбежный, он определяется переходом к более эффективной рыночной экономике. Тем не менее этого явления можно было бы избежать, если бы социальная политика имела иное направление. Немногочисленные исследования, проведенные в нашей стране, все же помогают, хотя и фрагментарно, представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России. Только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй (Д.Я. Балибалова). Распределение данных по объединенному мониторингу показало, что владельцев и совладельцев частного предприятия, дела и организации среди женщин — 2,9%, мужчин — 5,6%. Среди работающих индивидуально, имеющих собственную фирму, женщин — 1,7%, мужчин — 3,8%. К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления отнесли себя 2% женщин, мужчин — в 2 раза больше. Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин. По данным ИСИ РАН за 2002 г., более энергично ведут себя женщины зрелого возраста — их было 83% в изученной совокупности предпринимательниц. Женская молодежь предпочитает занятость в предпринимательском секторе, на наемных должностях преобладают женщины с высшим образованием (0,9% — со средним, 34,9% — со специальным и 64,2% — с высшим образованием), т. е. группа, наиболее угрожаемая по безработице. По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса явились крупные города, особенно столицы, хотя с 1999 г. увеличилось движение в провинции. Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр. Однако, но мнению многих экспертов, предпринимательство женщин носит пока элитарный характер {А. Котляр, Г. Сияласте, Л. Ржаницына). Большинство женщин предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. Ситуация в США. Двигаясь наверх по служебной лестнице, приближаясь к тем сферам, где делаются большие деньги и принимаются решения, женщины натыкались на «стеклянный потолок». В списке 200 самых высокооплачиваемых руководителей экономики и производства США не было ни одной женщины. На следующем уровне — уровне «исполнительной верхушки» — женщин в 2000 г. было столь же мало, как и 10 лет назад: 2,7%. В среднем менеджменте женщины (в основном 35-летние) занимают более половины всех мест. Изменился и состав обучающихся в университетах и колледжах. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса состоялся в 60-х годах прошлого века. Женщин среди выпускников насчитывались единицы. Если раньше количество студенток, специализирующихся в бизнесе и менеджменте, составляло менее 10%, теперь — более 50%. В 1989 г. каждая пятая студентка получила диплом специалиста по организации и экономике производства. Например, в 1960 г. в Американской школе международного менеджмента обучалось менее 2% женщин, через 20 лет — 33%. Согласно опубликованным в феврале 1999 г. исследованиям о профсоюзах США, 30% руководителей на местах были женщины, 18% — в национальных комитетах и только две занимали должности председателя Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (всего в этой организации 80 председателей). Что касается предпринимательства, то 4,1 млн фирм США полностью или частично принадлежат женщинам. Но лишь 32 тыс. из этих фирм достигли годового оборота более чем в 1 млн долл. Примерно одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы (М. Дедерихс, 1995). Разрыв в заработной плате мужчин и женщин практически во всех странах составляет от 25 до 40%, на долю женщин приходится десятая часть мирового дохода и одна сотая часть от всей мировой собственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.007 с.) |