Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели использования и область применения теста
Тест «Отношение к Другому» (ОД) предназначен для диагностики нравствен но-психологической структуры отношения человека к другим людям. Он позволяет выявить общую и частные психологические структуры отношения к Другому, определить специфику их нравственной сущности. Однако надо отметить, что ОД, как и вообще тесты, выявляет только самый верхний «слой» отношения. Истинное отношение к Другому, не прикрытое ролевой маской, может выявить только экстремальная ситуация. Общее описание методики
Тест «Отношение к Другому» относится к классу интерпретативных проективных методик. Отличительной чертой данного теста является расширенное использование феномена тематической проекции, а именно у обследуемого вызывается проекция не только на невербальный стимул — картину, Но и на вербальный — диалог между персонажами. Стимульный материал
Стимульным материалом теста являются 22 контурных рисунка, на которых представлены ситуации, символизирующие собой ту или иную нравственную сущность отношений*. Действующих персонажей, как правило, двое. При этом в левой стороне рисунка изображен персонаж, с которым обследуемый себя должен идентифицировать. Справа изображен персонаж, который создает изображенную ситуацию. Над персонажами изображены квадраты, в которых вписаны их слова. Для облегчения идентификации с персонажем специально упущены черты лица и другие выразительные характеристики изображенных на картинках людей, а также созданы два варианта теста: мужской и женский (Приложение 9), отличающиеся только полом персонажей. Составляющие тест ситуации разработаны на основе пар нравственных качеств, важных во взаимоотношениях людей (табл. 10). Носителем нравственного качества выступает персонаж слева.
1 Представленные в тексте рисунки мужского варианта теста уменьшены в два раза.
Таблица 10 Описание нравственной сущности отношений к Другому, представленных в стимульном материале теста ОД
Воля Активная, утверждаемая вовне вера. Принцип самодовлеющей силы.
|
17 | Вера Пассивная, потенциальная, утверждаемая внутри воля. Непреклонная убежденность в необходимости и глубокой ценности исполняемой миссии. | |||||||||||
2 |
Двойственность Нахождение одновременно в двух несовместимых состояниях: 1) нравственной одухотворенности; 2) нравственной опустошенности. | 3 | Гармония Единение высших духовных ценностей в их полноценно постигаемых формах с низшими материальными качествами. | |||||||||||
4 |
Власть социальная Сила, используемая для сохранения существующего статуса-кво, выражается в виде авторитарного давления. | 13 | Власть духовная Связь Учителя и Ученика, основывающаяся на силе духа. | |||||||||||
7 |
Эгоизм Утверждение человека в себе самом. Поглощение познанием своего «Я». | 14 | Альтруизм Освобождение от навязчивой потребности жить только своим «Я». | |||||||||||
9 |
Гордыня Стремление быть самодовлеющей ценностью. «Странник, повернувшийся к миру спиной и свершающий собственный путь через пустыню». | 21 | Смирение Отрицание своей волевой природы. Великая задача доведена человеком до завершения, и он гармонично вливается в покой и мир ритма жизни. | |||||||||||
10 | Косность Неспособность в быстро меняющейся ситуации понять предлагаемые возможности. | 20 | Творчество Способность видеть то, что выпало из гармонии, и привести это а гармонию. | |||||||||||
12 | Месть Действие в отплату за причиненное зло. Неспособность простить вследствие слепоты ко всему, что не подходит к закрытой системе собственных концепций. | 6 | Прощение Конец борьбы между страстями и совестью в пользу совести вследствие сознания ограниченности отношений между людьми, так как гармония существует только внутри. | |||||||||||
15 | Унижение Духовное насилие, которое искажает истину. Стремление к достижению своего максимального развития, не считаясь с другими. | 11 | Поддержка Сила моральная, сообщаемая верой в себя самого и невинностью. Знание, что препятствия есть только призрак. | |||||||||||
16 | Отчаяние Состояние ужаса и беспомощности вследствие неспособности ставить перед собой и осуществлять далекие цели. | 5 | Мужество Присутствие духа в опасности. Испытание человека свободой действий в иллюзорно безвыходной ситуации. | |||||||||||
18
| Тревога Душевный хаос. Пора переоценки всего. | 8 | Спокойствие Уравновешивающая реакция, восстанавливающая порядок; равновесие между правом и долгом. | |||||||||||
22 | Равнодушие Отсутствие отношений вследствие душевной ограниченности. | 19 | Любовь Величайшее изменение всего существа человека, приводящее к освобождению всех энергий для творческого процесса построения отношений. | |||||||||||
Приведенное разделение ситуаций не является абсолютным, так как они все так или иначе взаимосвязаны друг с другом. Поэтому испытуемый иногда может давать другую интерпретацию ситуаций.
Процедура тестирования
Исследование начинается с того, что испытуемый получает набор тестовых картинок. При предъявлении первой картинки ему выдается следующая
Инструкция:
I. В наборе имеется 22 картинки, на каждой из которых изображены один или два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате справа. После знакомства с каждой картинкой Вам нужно ответить на ряд вопросов. Пишите на отдельном листе бумаги, выданной экспериментатором, первый ответ, пришедший Вам в голову, под номером, соответствующим картинке:
1. Что бы Вы сказали, оказавшись на месте человека, изображенного
на картинке слева?
2. Охарактеризуйте человека, изображенного слева (несколькими
словами).
3. Кем бы мог быть для Вас человек, изображенный на картинке слева:
I — самым близким человеком; 2 — другом; 3 — знакомым; 4 — врагом; 5 — незнакомцем.
II. После работы со всеми картинками расставьте их в такой последовательности: от карточек, на которых человек, изображенный слева, Вам наиболее приятен, до карточек, на которых он Вам наиболее неприятен.
В дополнение к основному тексту инструкции следует добавить, что в данном случае нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов, что любой ответ будет принят. Разъяснение ситуаций экспериментатором не допускается!
Ответы испытуемый фиксирует на бланке ответа. В случае отказа от ответа (например, на картинку № 12) испытуемому предлагается перейти к следующей картинке, а после ответа на все ситуации ему повторно предлагают ответить на пропущенную картинку. В случае повторного отказа эксперимент целесообразно прекратить.
Процедура тестирования занимает в среднем 40 минут. Краткость, односложность, стереотипность ответов могут свидетельствовать о небрежном отношении испытуемого к проводимому исследованию или же, напротив, могут служить показателем повышенной напряженности испытуемого.
Тест ОД может быть использован как для индивидуального обследования, так и в группе. Однако первый вариант предпочтительнее, поскольку позволяет получить более надежные результаты.
Обработка результатов
Характеристика оценочных категорий и факторов.
После того как испытуемый ответил на содержащиеся в тесте ситуации, полученные данные подвергаются специальной обработке. Первый ее этап предполагает оценку каждого ответа испытуемого по следующим пунктам:
1) психологическая структура отношения;
2) нравственная сущность отношения.
Психологическая структура отношения определяется на основе модели отношения, разработанной В. Н. Мясищевым, и соответственно включает в себя четыре компонента:
|
I. Потребность в Другом (П). По определению В. Н. Мясищева, это
«конативная тенденция овладения другим человеком». Он различает две
основные потребности: потребность в общении (По) и потребность в соместной деятельности (Пд).
II. Интерес к Другому (И). По определению сотрудника В.Н. Мясищева В.Г. Иванова, интерес - это «активное эмоционально-познавательное отношение к другому человеку». Мы различаем два вида интереса к
Другому: интерес к личностной сфере, т. е. к переживаниям, чувствам и
неповторимому своеобразию (Ил), и интерес к интеллектуальной сфере,
т. е. знаниям, умениям, опыту (Ии).
III. Эмоциональное отношение (Э), или эмоции, испытываемые одним человеком по отношению к другому. По описанию В.Н. Мясищева, у человека оно «проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии». В рамках данной тестовой методики достаточно деление эмоций по знаку без учета модальности на две группы: положительные (Эп) и отрицательные (Эо) эмоции.
IV. Оценочное отношение (О). В. Н. Мясищев определяет его как «...процесс сопоставления действий и поступков с образцами». Несколько расширяя вышеприведенное определение, мы выделяем два вида оценочных отношений: оценка поступков (Он) и оценка качеств (Ок) другого человека.
V. Нравственная сущность отношения определяется уровнем идентификации с персонажем, изображенным на картинке. Всего, соответственно числу ситуаций, 22 типа нравственной сущности отношений (см. табл. 10).
Общие правила оценивания
Оценивание ответов является самым трудоемким этапом обработки. В общем виде схему оценивания можно представить следующим образом: как правило, на первом шаге определяют психологическую структуру отношения на основе анализа ответа на пункт 1 инструкции. В качестве примера рассмотрим три варианта ответа на ситуацию №1, в которой персонаж справа предлагает подождать еще немного (табл. 11).
Таблица 11
Примеры оценивания психологической структуры отношения
Ф.И.О. возраст, пол
| Ответ на ситуацию № 1 | Психологическая структура отношения | Примечания по оцениванию | |||||||
Потребность | Интерес | Эмоциональные отношения | Оценочные отношения | |||||||
По | Пд | Ил | Ии | Эп | Эо | Оп | Ок | |||
Д.Е.М.. 31 г., ж | Давай подождем. Быть может, транспорт подвел | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Желание представить Другого в положительном свете |
33 Л., ж | Идем Ждать больше не будем. Не люблю, когда опаздывают. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | Отрицательно оценивается поступок |
35 п., ж | Очень холодно и сыро. Пошли скорее домой. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Другой даже не упоминается. |
|
На втором шаге в каждой ситуации оценивается нравственная сущность отношения на основе вычисления среднего индекса идентификации испытуемого с персонажем, изображенным на картинке. Средний индекс идентификации вычисляется по следующей формуле:
где:
Ф - результат экспертной оценки фразы, т. е. ответа на пункт 2 инструкции. Экспертная оценка фразы устанавливается в пределах трех уровней: 1 - низкий, 2 — средний и 3 — высокий уровень идентификации. Косвенную помощь в этом оказывает сравнение психологических структур отношений испытуемого с заданными в тексте;
X — результат экспертной оценки характеристики, т. е. ответа на пункт 2 инструкции. Оценка характеристики также устанавливается в пределах трех уровней: 1 — низкого, 2 — среднего и 3 — высокого. Основой оценки служит описание нравственной сущности отношений, представленных в стимульном материале (см. табл. 35);
Б — ответ испытуемого на пункт 3 инструкции, т. е. степень близости к идентифицируемому персонажу;
П — ответ испытуемого на пункт 2 инструкции, т. е. номер ситуации в последовательности от наиболее приятных до неприятных. Номера проставляются соответственно от первого до двадцать второго.
Как дополнительная процедура оценивания на втором шаге возможен качественный анализ отдельно каждого компонента формулы идентификации, а также подсчет НС отдельно для первой и второй групп ситуаций.
Обязательного качественного анализа требуют ситуации, в которых компоненты формулы идентификации противоречивы.
Показатели теста
Проективный тест «Отношение к Другому» имеет ряд специальных показателей, на основании которых производятся оценка и интерпретация данных: это профиль психологической структуры отношения к дру-
тому и профиль нравственной сущности отношений. Все они фиксируются в оценочном бланке.
Профиль психологической структуры отношения к Другому. Руководствуясь общими принципами оценивания и образцами оценок, ответы испытуемого кодируются на индивидуальном бланке. Результаты заносятся в таблицу, расположенную в верхней части оценочного бланка. Затем баллы по каждому столбцу суммируются. На основе суммарных значений компонентов психологической структуры отношения строится профиль.
Профиль нравственной сущности отношений строится на основе результатов вычисления НС, заносимых в таблицу оценочного бланка. Сначала строится профиль для первой группы ситуаций (см. табл. 10). Затем отдельно под первым профилем строится профиль для второй группы ситуаций. Нормальным является наличие осевой симметрии в рисунке двух профилей: высокие значения одного профиля сочетаются с низкими другого и наоборот.
|
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.027 с.)