Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп



 

Задача первичного комплектования малых групп может быть решена с использованием методики В. Шультца (ОМО) на основе изучения ха­рактерных особенностей индивидуальной ориентации человека по отно­шению к другим людям. В основе процедуры лежат установленные зако­номерности сочетания характерных способов поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии, предопределенных их социальным опытом.

Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. Создатель Опросника межличностных отношений В. Шультц определяет межлич­ностную совместимость как такие отношения между двумя или более ин­дивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удов­летворения межличностных потребностей. Прогнозирование совмести­мости осуществляется посредством вычисления для каждой конкретной пары (диады) значения дискриминантной функции.

Процедура комплектования малых групп с использованием Опрос­ника межличностных отношений (ОМО) включает:

• обследование всех потенциальных членов группы по методике ОМО;

• обработку результатов обследования и получение «сырых» баллов
по показателям: le, Iw, Ce, Cw, Ae, Aw;

• вычисление для всех предполагаемых составов групп коэффициентов,
характеризующих совместимость межличностной ориентации диады:

Коэффициента взаимной совместимости: rK - |eA-wB;+|eB-wA;.

Коэффициента инициации: оК = (eA-wA)+(eB-wB).

Коэффициента взаимного обмена: хК - |(eA+wA)-(eB+wB);.

где:

еА — выраженное поведение лица А;

еВ — выраженное поведение лица В;

wA — требуемое поведение лица А;

wB — требуемое поведение лица В.

Отдельные типы коэффициентов совместимости можно подсчитать для каждой из областей межличностных потребностей. Тогда из комби­нации создают индексы совместимости, которые могут быть использо­ваны при решении различных проблем:

 

I С А Сумма в ряду
Типы совместимости г rKI гКС гКА гК
  о оК1 оКС оКА оК
  х xKI хКС хКА хК
Сумма в столбце   KI КС КА К

• подстановку рассчитанных значений показателей в уравнение дис-
криминантной функции и вычисление ее величины:

Y(ij) - 0,08 r rКС + 0,25 г оКС + 0,07 г гК - 2,83,

где:

ij— номера членов группы;

0,08; 0.25; 0,07 — коэффициенты дискриминантной функции;

2,83 — константа.

• сравнение полученной величины с критической (Укр = 0);

при Y < 0 пара относится к категории совместимой, при Y > 0 — к несовместимой.

• комплектование групп.


Пример комплектования групп:

Необходимо скомплектовать 4 микрогруппы из 8 человек (4 старших и 4 подчиненных).

Результаты диагностики совместимости в виде значений дискриминантных функций представлены в таблице.

 

Результаты диагностики совместимости с использованием ОМО

Старший

Подчиненный

5 6 7 8
1 3.21 4.05 -2.76 -4.32
2 -2.26 -1.98 1.06 -1.73
3 0.45 -2.56 2.34 -0.78
4 -1.96 1.16 -2.96 2.45

Находим минимальное значение в таблице: — 4.32 — для группы в составе: старший (1) — подчиненный (8). Следующее минимальное зна­чение: — 2.96 — для группы, образованного из старшего (4) и подчинен­ного (7). Повторяя процедуру для других, получаем: группа, состоящая из старшего (3) и подчиненного (6), и группа, включающая старшего (2) и подчиненного (5).

Таким образом, сформировано 4 группы в составе:

1) 1-й — 8-й;

2) 4-й - 7-й;

3) 3-й — 6-й:

4) 2-й — 5-й.

При переукомплектовании малых групп в качестве основного диагнос­тического средства может быть использована социометрия. При комп­лектовании коллективов она используется для изучения межличностных оценок, симпатий и антипатий членов группы, возникших в результате совместной деятельности и общения, а также для определения оптималь­ных составов малых групп.

Таблица 4

Пример заполнения матрицы 1

№ п/п Фамилия, инициалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1   X 1 1 2 0 0 1 1 1 1 2 2 2 1 0 0
2   1 X 1 0 -1 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1
3   1 0 X 2 0 0 0 2 1 0 0 1 2 0 1 1
4   1 1 2 X 1 0 0 2 2 2 0 0 2 0 1 1
5   0 -1 -1 0 X 0 0 1 1 0 -1 1 1 1 1 -1
6   0 0 0 0 0 X 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
7   1 0 0 0 1 0 X 0 1 1 1 1 1 0 0 0
8   1 1 1 2 0 0 0 X 1 0 0 0 1 1 0 -1
9   2 0 2 2 1 0 1 1 X 2 -2 2 2 1 1 -1
10   1 1 2 1 1 1 1 0 1 X -1 0 1 1 1 0
11   2 1 1 0 -1 0 0 -1 -1 -1 X 1 1 1 1 0
12   1 1 2 0 1 0 1 1 2 1 1 X 1 0 2 0
13   1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 0 X 1 1 1
14   1 1 1 1 1 0 0 0 1 1 1 0 1 X 1 1
15   0 2 2 1 1 0 0 0 1 0 0 2 1 0 X -1
16   -1 0 2 1 -1 0 0 0 -1 1 0 1 0 0 0 X

Процедура комплектования в данном случае включает:

• проведение социально-психологического обследования с использова­нием социометрических критериев-вопросов анкеты (Приложение 3);

• составление прямоугольных матриц по результатам опроса;

• преобразование прямоугольных матриц в треугольные;

• назначение старших групп и составление для них матриц;

• комплектование групп, состоящих из двух, трех и т. д. человек.

Пример 1. Комплектование групп, состоящих из двух человек

Имеется заполненная прямоугольная матрица (1) (см. табл. 5). Преобразуем прямоугольную матрицу (1) в треугольную (2), значе­ния элементов которой вычисляем по формуле (см. табл. 5):

 

 

Таблица 5

Пример заполнения треугольной матрицы (2)

C сум.(ji),т.е. складываем диагональные парные оценки взятые из матрицы 1 N п\п Фамилия, инициалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1   Х 2 2 3 0 0 2 2 3 2 4 3 3 2 0 -1
2     Х 1 1 -2 0 0 2 1 1 1 1 2 2 2 1
3       Х 4 -1 0 0 3 3 2 1 3 4 1 3 3
4         X 1 0 0 4 4 3 0 0 3 1 2 2
5           X 0 1 1 2 1 -2 2 2 2 2 -2
6             X 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0
7               X 0 2 2 1 2 2 0 0 0
8                 X 2 0 -1 1 2 1 0 -1
9                   X 3 -3 4 3 2 2 -2
10                     X -2 1 2 2 1 1
11                       X 2 2 2 1 0
12                         X 1 0 4 1
13                           X 2 2 1
14                             X 1 1
15                               X -1
16                                 X

 

Пусть старшие групп представлены под номерами: 1, 3, 4, 13. Состав­ляем для них матрицу (3), элементы которой берутся из треугольной мат­рицы (2).

Формирование групп

Для каждой строки матрицы (3), т. е. для каждого старшего группы выбираем только один элемент, так чтобы:

• сумма выбранных элементов была максимальной;

• из одного столбца был выбран только один элемент, так как один
человек не может быть вдвух группах.

Для этого определяем максимальные элементы в каждой строке:

• в первой строке — 11-й так как С(1.11) = 4.

• во второй строке — 8-й, 9-й, 12-й, 15-й, и 16-й, так как С(3.8) —
С(3.9) = С(3.12) = С(3.15) = С(3.16) = 3.

• в третьей строке — 8-й и 9-й, так как С(4.8) = С(4.9) = 4.

• в четвертой строке — 9-й, так как С(13.9) = 3.

Определяем состав групп: в данном случае это пары сотрудников 1-й — 11-й; 3-й — 16-й; 4-й— 8-й; 13-й — 9-й.

Выбор пар 1-й — 11-й и 13-й —9-й очевиден, так как в первой строке содержится только один максимальный элемент С(1.11) = 4 и в четвер­той — тоже один — С(13.9) = 3.

Тогда в третьей строке после вычеркивания 9-го столбца (один чело­век не может быть в двух группах) остается только один максимальный элемент С(4.8) = 4.

Подбор подчиненного к старшему под № 3 (вторая строка) прово­дится по правилу суммы оставшихся элементов выбранного столбца. Это правило говорит о том, что взаимная психологическая связь подчинен­ного под № 16 со старшим под № 3, с которым он образует группу, мак­симальна, а со старшими под № 1, 4, 13 — минимальна.

Для данного случая по матрице (3) определяем суммы элементов 12-го, 15-го и 16-го столбцов, исключая элементы на пересечении этих столбцов со второй строкой (со старшим под № 3):

С(1.12) + С(4.12) + С(13.12) = 3 + 0 + 1 =4

Q1.15) + С(4.15) + С(13.15) = 0 + 2 + 2 = 4

С(1.16) + С(4.16) + С(13.16) = -1+2+1=2

Поскольку сумма оставшихся элементов столбца j = 16 для строки      i = 3 минимальна, так как равна 2, то образуется группа в составе 3-й — 16-й, у которой С(3.16) = 3.

Таким образом, сформированы четыре группы:

1) 1-й — 11-й,

2) 3-й - 16-й,

4) 13-й -9-й,                       

3) 4-й — 8-й.

Пример 2. Комплектование групп, состоящих из трех человек

За основу берем матрицу (3). Из нее исключаем столбцы 8, 9, 11, 16 (т. е. подчиненных, уже вошедших в группы). Вычисляем взаимную пси­хологическую связь выбранных пар (1.11), (3.16), (4.8), (13.9) с оставши­мися членами группы под № 2,5,6,7,10,12,14,15 и формируем матрицу (4). При этом используем элементы матрицы (2).

Так взаимная психологическая связь пары (1.11) с членом группы под № 2 будет складываться из суммы значений взаимных оценок пар; 1-й — 11-й, 1-й —2-й, 11-й — 2-й и будет равна числу 7, т. е. 0(1.11) + С(1.2) + С(11.2) = 4 + 2+1=7.

Аналогично производим расчет для всех пар и для всех оставшихся членов коллектива.

В результате матрица (4) будет иметь вид:

 

 

Таблица 6

Пример заполнения матрицы (4)

Группы

(пары)

Оставшиеся члены группы

2 5 6 7 10 12 14 15
1—11 7 2 4 7 4 6 8 7
3—16 5 0 3 3 6 7 5 5
4—8 7 6 4 4 8 8 6 6
13—9 5 7 4 7 6 7 6 7

• определяем позиции максимальных и близких к ним элементов в
каждой строке;

• строкам, имеющим единственный максимальный элемент, мень­ший по сравнению с максимальными элементами других строк, отдает­ся предпочтение, т. е. образуются тройки (3.16.12), (3.11.14);

• две другие тройки образуются с учетом правила минимальной сум­мы оставшихся элементов выбранного столбца, т. е. образуются тройки
(4.8.10) и (13.9.5).

Таким образом, скомплектованы четыре смены, каждая из которых состоит из трех человек:

1) 1, 11, 14;

2)3,16,12;

3)4,8, 10;

4) 13,9. 15.

На практике при изучении межличностных отношений в коллективах и комплектовании малых групп могут быть получены различные наборы вза­имных оценок членов коллектива (как в целом завышенные, так и занижен­ные). В табл. 7 приведены возможные варианты сочетания взаимных оце­нок и указана степень благоприятности сочетаний в паре для выполнения совместной деятельности, выраженная в 5 -балльной шкале: 5 — очень высо­кая, 4 — высокая, 3 — средняя, 2 — низкая, 1 — крайне низкая.

 

Таблица 7

Сочетания взаимных оценок в паре «старший — подчиненный» по «прямому» критерию — А шкалы приемлемости: выбор и отвер­жение для совместной деятельности

Старший

Подчиненный

2 1 0 -1 -2
2 5 4 3 2 2
1 4 4 3 2 2
0 3 3 2 2 1
-1 2 2 2 1 1
-2 2 2 2 1 1

В практической деятельности психолога важно уметь осуществлять экспресс-диагностику межличностных отношений в малых группах. Важно иметь в виду, что предлагаемые выше методы диагностики межличностных отношений в коллективах и основанные на них алгоритмы комп­лектования малых групп имеют два видимых недостатка. Первый из них заключается в том, что акцент на достижение благоприятных эмоцио­нальных отношений (психологической совместимости) отодвигает как бы на второй план аспект деятельности изучаемых малых групп. Второй сопряжен с относительно трудоемким процессом обработки результатов социально-психологического обследования (прежде всего социометри­ческого) и, следовательно, невозможностью оперативно отслеживать динамику социально-психологических процессов в коллективе.

Преодолеть эти недостатки призван метод экспресс-диагностики межличностных отношений — психометрический метод Дюке. При этом следует оговориться, что данный метод рассматривается лишь как вспо­могательный,

Психометрический метод Дюке может использоваться как метод, дополняющий и уточняющий информацию социометрического обсле­дования в ситуациях экстренного формирования различных коллекти­вов и групп, а также как метод экспресс-диагностики, направленный на оперативное отслеживание динамики межличностных отношений в ма­лых группах. Главное преимущество метода заключается в том, что он от­носительно прост в проведении обследования и обработке результатов, а следовательно, не требует больших временных и трудовых затрат.

Основным критерием оценки межличностных отношений в пред­лагаемой методике служит дистанция межличностного общения. Респон­денты (опрашиваемые) фиксируют приемлемую дистанцию общения с тем или иным коллегой на специальной схеме, моделирующей некото­рое замкнутое пространство. Психолог сводит индивидуальные оценки членов группы (расстояние на схеме в мм) в матрицу взаимных оценок приемлемой дистанции межличностного общения (табл. 8).

Матрицы имеют размерность N x N, где N— общее число членов груп­пы по списку. Составление (заполнение матриц) осуществляется следу­ющим образом. Из регистрационного листа 1 переносят оценки (рассто­яния в мм) в столбец 1 матрицы. На пересечении строки 1 и столбца 1 ставится знак «х». Таким же образом заполняются и все остальные столбцы матрицы. Поскольку элементом матрицы является оценка, которую i-й член группы дал j-му, следовательно, i-й столбец представляет набор оценок, данных i-м членом группы всем остальным, j-я строка — набор оценок, полученных j-м членом группы от остальных.

 

Таблица 8

Пример заполнения матрицы (5)

 

Кого выбирают, оценивают (j),

Ф.И.О.

Номера членов группы, которые выбирают (оценивают) (i)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Алиев К. И. X 80 65 78 58 14 46 25 70 25
2 Бородин Г. В. 80 X 15 38 45 38 63 15 9 42
3 Ветров A.M. 45 10 X 14 36 42 25 36 54 11
4 Гончар ПО. 50 46 32 X 23 41 8 17 53 42
5 Дрозд О.А. 37 39 42 34 X 15 24 25 53 47
6 Егоров СП. 30 12 34 25 76 X 43 78 68 52
7 Жарков К.Е. 18 69 31 53 32 24 X 32 12 23
8 Зубов Л.А. 12 29 19 9 21 15 48 X 32 56
9 Иванов И.П. 54 19 46 30 23 43 3 17 X 10
10 Кебич Р.Д. 22 51 25 27 31 32 36 41 5 X

 

Преобразуем прямоугольную матрицу (5) в треугольную (6), зна­чения элементов которой вычисляем по формуле: С сум.(ij) = С (ij) + С (ij),т. е. складываем диагональные парные оценки, взятые из мат­рицы (1).

 

Таблица 9

Пример заполнения матрицы (6)

Кого выбирают, оценивают (j), фамилия, инициалы

Номера членов группы, которые выбирают (i)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Алиев К.И. X 160 110 123 95 44 64 37 124 47
2 Бородин Г.В.   X 25 84 84 50 131 44 28 93
3 Ветров A.M.     X 46 78 76 56 55 100 36
4 Гончар П.О.       X 57 66 61 26 83 69
5 Дрозд О А         X 91 56 46 76 78
6 Егоров СП           X 67 93 111 84
7 Жарков К.Е.             X 60 20 59
8 Зубов Л.А.               X 49 97
9 Иванов И.П.                 Х 15
10 Кебич Р.Д.                   X

Уменьшение этой дистанции (показатель суммы взаимных оценок) между членами группы в процессе совместной деятельности может свиде­тельствовать об улучшении отношений в диаде, достижении психологи­ческой совместимости. Напротив, резкое увеличение этого показателя дает повод задуматься о назревающем конфликте в группе и, следовательно, необходимости поиска причин и путей локализации такого конфликта.

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.06 с.)