Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели социально-психологического климата
Социально-психологический климат как интегральное состояние группы включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. 'Социально-психологические проблемы производственного коллектива/Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1983. " Захаров В. П. Удовлетворенность трудом (описание и измерение) // Личность и деятельность / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1982. " Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М, 1988. "" Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989. Социалъно-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1979.
При изучении социально-психологического климата с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся: 1. Удовлетворенность членов группы характером и содержанием а) Довольны ли Вы своей работой? б) Оцените условия труда, в которых Вам приходится работать. в) Насколько Вы удовлетворены характером работы, состоянием 2. Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе и менеджерами. Это выясняют, например, с помощью следующих вопросов: а) Удовлетворены ли Вы своей фирмой? б) Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредственным менеджером, его стилем, приемами и методами работы? в) Как развито чувство ответственности у Ваших товарищей по г) Как развиты взаимопомощь, поддержка, сотрудничество? д) Оцените взаимоотношения в Вашей группе, отделе. е) Оцените сплоченность Вашей группы. 3. Удовлетворенность системой морального и материального стимулирования. Для каждого из вышеприведенных вопросов анкеты предполагается 3-, 5- или 7-балльная шкала ответов. 4. Стиль руководства фирмой. Он в основном бывает авторитарным или демократичным. Для выяснения стиля руководства возможен такой вопрос с вариантами ответов: «В разговоре о менеджерах Вашей фирмы два человека высказали разные мнения. Подчеркните, какие из них Вам кажутся правильными»:
а) наши менеджеры: - часто используют приказ, распоряжение; - часто повышают голос на подчиненных; - не терпят критики в свой адрес; - не считаются с мнением сотрудников; - все вопросы решают в своем тесном кругу; б) наши менеджеры: - часто советуются с сотрудниками; - разговаривают с ними очень спокойно и тактично делают практические выводы из критики; - учитывают мнение группы при принятии решений; - все вопросы решают открыто и коллегиально. 5. Отношение сотрудников фирмы к работе, товарищам, менеджерам. Здесь возможны, например, такие вопросы: а) Обсуждаете ли Вы с коллегами по работе свои личные дела? б) Оцените Ваше самочувствие в момент личного разговора с - отличное, бодрое; - хорошее, спокойное; - равнодушное; - плохое, напряженное; - скверное, угнетенное. 6. Установки и ценностные ориентации сотрудников фирмы. На а) От кого, по Вашему мнению, зависит успешный ход экономической реформы в Вашей организации? - от рядовых сотрудников; - от менеджеров; - от коммерческих структур; - от правительства страны; б) Что нужно сделать в первую очередь для успешной работы - сменить устаревшее оборудование; - освоить новейшую технологию; - сменить менеджеров; - сменить хозяина предприятия. 7.Трудовая и общественная активность сотрудников. Здесь выясняется выполнение норм выработки, повышение качества продукции, участие в общественно-политических движениях. 8.Уровень конфликтности сотрудников - причины конфликтов, их напряженность, направленность, типы, скорость и качество разрешения. 9.Реальная и потенциальная текучесть кадров. Реальная текучесть 10. Профессиональная подготовка персонала. Например: а) Проводится ли в Вашей организации работа по аттестации персонала? б) Существуют ли курсы повышения профессионального мастерства? Посещали ли Вы эти курсы и когда?
Задавая подобные вопросы анкетируемым, исследователь в результате выясняет круг проблем организации. Математический анализ данных позволяет выявить характеристики и факторы благоприятного и неблагоприятного психологического климата. Характеристики благоприятного социально-психологического климата: 1. В организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями (развивающая критика). 2. В организации существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. 3. В организации высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие. 4. Сотрудники организации активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности. 5. Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации; они испытывают чувство гордости за свою фирму, ее достижения и неудачи переживаются как собственные. 6. В отношениях между группировками внутри организации 7. В трудные для организации минуты происходит эмоциональное единение («один - за всех, и все - за одного»), велико желание трудиться совместно; группа открыта, стремится сотрудничать с другими группами.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: 1. В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу5 присутствует соперничество; сотрудники проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых 2. В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства 3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете. 4. Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело - каждый думает только о своих интересах и не стремится добиться высоких показателей в труде. 5. Успехи и неудачи одного оставляют равнодушными остальных
6. В организации возникают конфликтующие между собой группировки, которые отказываются от участия в совместных делах. 7. В трудных случаях организация не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты; группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами. Для оздоровления климата необходимо применить ряд организационных и социально-психологических приемов. Организационные приемы предполагают: 1) приглашение профессионального психолога. Этот шаг диктуется простыми соображениями: если человек почувствовал себя больным, он обращается к врачу; если менеджеры пришли к выводу, что в их организации сложился нездоровый социально-психологический климат, необходимо обратиться к специалисту; 2) проведение конкретного эмпирического исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений сотрудников; 3) информирование организации о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.); 4) принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат; 5) контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.
Социально-психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и предполагают в основном следующее: 1) определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе. Необходимо дать ответ на вопрос о том, направлена ли деятельность лидера на благородные цели – защита интересов членов своей группы, создание благоприятного климата, повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы; 2) определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний; 3) определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения; 4) коррекция формальной и неформальной структуры группы (на 5) социально-психологическая коррекция взаимоотношений в трудовом коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций). Социально-психологический климат - это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей - менеджеров и членов группы. Благоприятный социально-психологический климат переживается как состояние удовлетворенности каждого человека своим трудом и взаимоотношениями с сотрудниками, Большую помощь в оздоровлении социально-психологического климата могут оказать специалисты -психологи и конфликтологи.
Контрольные вопросы 1. Каковы основные подходы к пониманию сущности социально-психологического климата? 2. Как характеризуется благоприятный социально-психологический климат? 3. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психологический климат? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983. 2. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981. 3. Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения /Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1979.
ПРАКТИКУМ К лекции № 12 (СПК)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.018 с.) |