Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 101. Психофизиология наркоманииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наркомания (токсикомания) связана с хроническим или периодическим отравлением, влияние которого на организм весьма значительно. Многократное употребление наркотика чаще всего приводит к привыканию к нему, к развитию толерантности - организм становится все более устойчивым к его воздействию, и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы. Наиболее важным свойством наркотиков является то, что они подавляют боль, не только снижая ее восприятие, но также изменяя реакцию 164 на нее. Хотя они действуют как седативные вещества, когда применяются в больших дозах, они используются не для получения этого эффекта. Кроме болеутоляющих свойств, наркотические анальгетики вызывают острую эйфорию. Именно это чувство частично управляет психикой некоторых личностей, направляя на получение и самоприменение этих веществ. Необходимо отличать физическую зависимость от психологической: • когда имеет место физическая зависимость, функционирование нейро-медиаторов изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотика, и если прекратить его введение сразу, то может возникнуть синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом; • психологическая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет. В этом случае при лишении наркотика может возникнуть синдром абстиненции аффективного происхождения. 2. Эйфория, которую жаждут испытать наркоманы, употребляющие героин, вероятно, возникает в результате связывания героина с опиатными рецепторами лимбической системы. Пути действия наркотических анальгетиков до конца еще не поняты. В недавних исследованиях было определено, что специфические области головного и спинного мозга имеют сродство к встраивающимся опиатам, а места связывания опиатов находятся в тех областях, о которых известно, что именно там локализуются центры болевой чувствительности. Именно поэтому колоссальное значение для понимания природы действия наркотиков и для поиска эффективных путей лечения от наркомании имеют работы по идентификации рецепторов, на которые воздействуют психотропные яды.
Используя наркотические препараты с радиоактивной меткой, удалось выявить обилие опиатных рецепторов в лимбической системе. Поскольку восприятие боли включает как само ощущение боли, так и эмоциональную реакцию на это ощущение, открытие таких рецепторов в лимбической системе может служить дополнительным подтверждением психологических представлений об эмоциях. 3. Эндорфины - это вещества, которые были выделены из мозга и идентифицированы. Удалось установить, что они вырабатываются гипофизом. По своему эффекту эндорфины схожи с наркотическими препаратами, -в частности, оказывают болеутоляющее и успокоительное действие. Изучение структуры молекул эндорфинов показало, что у них есть часть, общая со всеми производными морфия, и именно она необходима для связи со специфическими рецепторами нейронов. Эндорфины пополнили список ранее открытых мозговых белков, показавших огромное значение связей нервной и гормональной систем. 165 Некоторые исследователи полагают, что эндорфины могут иметь в центральной нервной системе более общую функцию - в качестве нейропередатчиков и нейрорегуляторов на уровне синапсов, но в применении не только к боли, но и к некоторым аспектам эмоций и поведения. Эндорфины открыты недавно и пока трудно говорить о механизме действия, роли в организме и возможностях применения этих веществ. Возможно, взаимодействие эндорфинов с рецепторами связано с системой, тормозящей передачу болевых сигналов. Налоксон дают наркоманам, которые приняли слишком большую дозу героина. Форма молекул налоксона позволяет им блокировать опиатные рецепторы, связываясь с ними, хотя сам препарат не обладает обезболивающими свойствами. Когда налоксон блокирует рецепторы, ни опиаты, ни эндорфины уже не могут их активировать. Поэтому торможение выброса болевых нейромедиаторов становится невозможным. Открытие класса веществ, которые являются специфическими антагонистами действия опиатов, сделало возможным лечение передозировки опиатов быстро и эффективно. Налоксон является стандартным веществом, используемым в таких случаях. Некоторые из антагонистов имеют опиатоподобные свойства, и это
привело к появлению нового класса анальгетиков, смешанных агонистов-антагонистов. Есть надежда, что эти вещества будут обладать анальгезирующим эффектом, не приводя к эйфории, снижая возможность развития наркомании. Использованные источники: Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. С. 326 - 331. 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. - М: Гардарики, 1999. Данилова Н.Н., Кралова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Блейхер В.М., Крук В.И. Толковый словарь психиатрических терминов. -Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1995. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1998. Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2001. Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю. - Минск: Харвест, 1998. 167 СОДЕРЖАНИЕ Вопрос 1. Психофизиология и ее взаимосвязь с другими дисциплинами........3 1. Определение и предмет психофизиологии 2. Направления психофизиологии 3. Психофизиология и физическая психология 4. Психофизиология и нейропсихология 5. Психология и физиология высшей нервной деятельности Вопрос 2. Психофизиологическая проблема...........................5 1. Психофизиологическая проблема как предмет психофизиологии 2. История изучения психофизиологической проблемы 3. Эволюция представлений о рефлексе 4. Современные варианты решения психофизиологической проблемы Вопрос 3. Функциональная система как физиологическая основа поведения.....7 Л 1. Методологическая основа психофизиологического описания поведения 2. Механизмы достижения приспособительного результата 3. Типы ФС 4. Афферентный синтез 5. Акцептор результатов действия 6. Значение теории ФС Вопрос 4. Системный подход к проблеме индивидуальности...............10 1. Структура индивидуальности 2. Межуровневые связи Вопрос 5. Информационная парадигма.............................11 1. Понятие компьютерной метафоры 2. Идея информационного подхода Вопрос 6. Системный подход в психофизиологии......................12 1. Реализация принципа целостности 2. Мозг как система систем 3. История проблемы Вопрос 7. Нервная система и мозг................................14 1. Строение и функции нервной системы 2. Строение и функции мозга Вопрос 8. Нервные клетки и их функции............................16 1. Характеристики нервных клеток 2. Размер и форма 3. Цвет нейронов 4. Синапсы 5. Электрическая возбудимость 6. Пейсмекер 7. История открытия нервных клеток Вопрос 9. Нейронные сети......................................18 /. Понятие нейронных сетей 2. Типы сетей 3. Векторная психофизиология Вопрос 10. Основные методы регистрации физиологических процессов.......20 /. Общая характеристика электрофизиологических методов 2. Преимущества электрофизиологических методов 3. Наиболее широко используемые методы Вопрос 11. Регистрация импульсной активности нервных клеток...........21 /. Потенциал действия нейрона 2. Микроэлектроды 3. Параметры, оцениваемые при регистрации импульсной активности Вопрос 12. Электро- и магнитоэнцефалография.......................22 /. Электроэнцефалография 2. Магнитоэнцефалография Вопрос 13. Позитронно-эмиссионная томография мозга..................23
1. Понятие позитронно -эмиссионной томографии мозга 2. Техника ПЭТ Вопрос 14. Электроокулография..................................24 1. Окуяография 2. Характеристика электроокулографии Вопрос 15. Электромиография...................................25 /. Понятие электромиографии 2. Техника ЭМГ Вопрос 16. Электрическая активность кожи..........................26 1. Потовые железы человека 2. ЭАК Вопрос 17. Сенсорные системы..................................26 1. Общая характеристика сенсорной системы 2. Методы исследования сенсорных систем 3. Принципы организации сенсорных систем Вопрос 18. Сенсорная рецепция..................................28 1. Определение рецептора 2. Классификация рецепторов 3. Общие механизмы возбуждения рецепторов Вопрос 19. Сенсорные пороги....................................30 /. Абсолютная чувствительность сенсорной системы 2. Дифференциальная чувствительность сенсорной системы Вопрос 20. Поступление и кодирование информации....................32 /. Передача и преобразование сигналов 2. Кодирование информации Вопрос 21. Функции и свойства сенсорной системы....................33 /. Детектирование сигналов 2. Опознание образов 3. Адаптация сенсорной системы Вопрос 22. Взаимодействие сенсорных систем и внутри сенсорных систем.....35 /. Взаимодействие сенсорных систем 2. Механизмы переработки информации в сенсорной системе Вопрос 23. Зрительная система..................................37 I /. Общая характеристика зрения 2. Строение и функции оптического аппарата глаза 3. Аккомодация 4. Аномалии рефракции глаза Вопрос 24. Зрачок и нервный аппарат глаза..........................38 /. Зрачок и зрачковый рефлекс 2. Структура и функции сетчатки 3. Нейроны сетчатки 4. Нервные пути и связи в зрительной системе Вопрос 25. Электрическая активность центров зрительной системы.........40 1. Эяектроретинограмма 2. Ганглиозные клетки 3. Нейроны подкоркового зрительного центра Вопрос 26. Чувствительность зрения...............................41 1. Световая чувствительность 2. Дифференциальная чувствительность зрения 3. Зрительная адаптация Вопрос 27. Зрительное восприятие................................ 42 1. Слепящая яркость света 2. Яркостной контраст 3. Инерция зрения 4. Слитие мельканий и последовательные образы Вопрос 28. Цветовое зрение.....................................43 1. Получение цветов 2. Теория цветового восприятия 3. Дальтонизм Вопрос 29. Восприятие пространства...............................44 /. Острота зрения 2. Поле зрения 3. Бинокулярное зрение 4. Глазные движения Вопрос 30. Слуховая система....................................46 1. Слух и его роль 2. Наружное ухо 3. Среднее ухо 4. Ввнутреннее ухо
170 Вопрос 31. Слуховые ощущения..................................47 /. Тональность, (частота звука) 2. Анализ частоты звука (высоты тона) 3. Слуховая чувствительность и адаптация 4. Громкость звука 5. Бинауральный слух Вопрос 32. Вестибулярная система................................49 1. Роль вестибулярной системы 2. Строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата 3. Электрические явления в вестибулярной системе 4. Рефлексы, связанные с вестибулярной стимуляцией 5. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов 6. Функции вестибулярной системы Вопрос 33. Кожная чувствительность..............................51 1. Кожные рецепторы 2. Свойства тактильного восприятия Вопрос 34. Температурная рецепция...............................52 Температурное ощущение Терморецепторы Вопрос 35. Болевая рецепция.................................... 53 /. Значение болевой чувствительности 2. Организация болевого восприятия 3. Адаптация и локализация болевых ощущений Вопрос 36. Мышечная и суставная рецепция.........................54 /. Мышечные рецепторы 2. Суставные рецепторы Вопрос 37. Передача и переработка соматосеисорной информации..........55 1. Пути передачи соматосепсорной информации 2. Лемнисковый путь 3. Спиноталамический путь Вопрос 38. Обонятельная система................................56 1. Рецепторы обонятельной системы 2. Электроольфактограмма 3. Кодирование обонятельной информации 4. Центральные проекции обонятельной системы 5. Чувствительность обонятельной системы Вопрос 39. Вкусовая система....................................57 1. Вкусовые рецепторы 2. Вкусовые ощущения и восприятие Вопрос 40. Висцеральная сенсорная система.........................59 /. Интерорецепторы 2. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы 3. Висцеральные ощущения и восприятие Вопрос 41. Строение двигательной системы..........................60 /. Двигательная активность человека 2. Механизм регуляции позы и движений Вопрос 42. Классификация движений..............................61 1. Основные функции двигательной системы 2. Автоматизированные и произвольные движения 3. Ориентационные движения 4. Управление позой 5. Управление локомоцией 6. Обратная связь 7. Манипуляторные движения Вопрос 43. Функциональная организация произвольного движения..........64 /. Программирование движений 2. Функциональная структура произвольного движения Вопрос 44. Электрофизиологические корреляты организации движения.......65 /. Пространственная синхронизация 2. Пространственная синхронизация и время реакции 3. Пространственная синхронизация и специфика движения Вопрос 45. Потенциалы мозга, связанные с движением..................67 1. Компонентный состав ПМСД 2. Функциональное значение компонентов 3. Волна ожидания Вопрос 46. Нейронные корреляты движения.........................68 /. Функциональные кортикальные колонки 2. Нейронные коды моторных программ Вопрос 47. Элементарные виды памяти и научения.....................69 /. Определение памяти 2. Элементарные механизмы научения Вопрос 48. Специфические виды памяти............................70 /. Модально-специфические виды 2. Образная память 3. Эмоциональная память
4. Словесно-логическая память Вопрос 49. Временная организация памяти..........................72 1. Основные виды памяти 2. Этапы фиксации информации Вопрос 50. Механизмы запечатлеют..............................73 1. Опыты К. Лешли 2. Этапы формирования энграмм 3. Системы регуляции памяти Вопрос 51. Теории физиологических основ памяти.....................74 1. Теория Д. Хебба 2. Синоптическая теория 3. Реверберационная теория 4. Нейронные модели памяти Вопрос 52. Моделирование памяти................................77 /. Частотная фильтрация и память 2. Математическое моделирование памяти Вопрос 53. Биохимия памяти....................................79 1. "Молекулы памяти" 2. Медиаторные системы 3. Значение биохимических исследований памяти Вопрос 54. Эмоции...........................................80 1. Понятие об эмоциях 2. Характеристики эмоциональных явлений Вопрос 55. Лимбическая система.................................81 1. Понятие лимбической системы 2. История исследования лимбической системы 3. Структура и функции лимбической системы Вопрос 56. Обеспечение эмоциональной сферы........................82 1. Ретикулярная формация 2. Лобные доли и эмоции 3. Межполушарная асимметрия и эмоции Вопрос 57. Теории происхождения и функционального значения эмоций......84 1. Биологические теории Ч. Дарвина и П. К. Анохине 2. Теория Джеймса-Ланге 3. Таламическая теория Кеннона-Барда 4. Активационная теория Линдслн Вопрос 58. Информационная теория эмоций.........................86 /. Эмоция с точки зрения информационной теории эмоций 2. Правило возникновения эмоций Вопрос 59. Теория дифференциальных эмоций........................87 /. Теория дифференциальных эмоций 2. Компоненты эмоции 3, Недостатки теории дифференциальных эмоций Вопрос 60. Методы изучения и диагностики эмоций....................87 /. Электрическая стимуляция мозга 2. Разрушение мозга 3. Диагностика эмоциональных переживаний 4. Электрическая активность кожи 5. Реакция сердечно-сосудистой системы 6. Электроэнцефалографические показатели эмоций 7. Статистические методы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.193 (0.014 с.) |