Вопрос 50.Механизмы запечатления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 50.Механизмы запечатления



1. Опыты К. Лешли

2. Этапы формирования энграмм

3. Системы регуляции памяти

1. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помо­щью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространствен­ном расположении памяти - по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными зонами. Лешли обучал разных животных решать опреде­ленную задачу. Потом он удалял у животного один за другим различные участки коры в поисках места расположения следов памяти - энграмм. Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся энграммы, Леш­ли не удалось, и он сделал вывод о том, что память одновременно нахо­дится в мозгу везде и нигде.

Впоследствии этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют не только кора, но многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются.

2. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществ­ляется в три этапа:

• вначале в ИП на основе деятельности анализаторов возникают сенсор­ные следы (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.), которые состав­ляют содержание сенсорной памяти;

• на втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе, происходят анализ, сортировка и переработка сигналов с целью выделения из них новой для организма информации. Есть дан­ные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) сле­дов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсор­ных следов в долговременной памяти. Он участвует также в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного воз­буждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь в коре больших полушарий;

• на третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.

Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, по некоторым предположениям, может происходить как во время бод­рствования, так и во сне.

Важным параметром классификации памяти является уровень управления или регуляции мнестических процессов.

По этому признаку выделяют:

• непроизвольную память - когда запоминание и воспроизведение происходят без усилий;

• произвольную память - когда запоминание и воспроизведение происходят лишь в результате осознанной мнестической деятельности. Очевидно, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение.

В целом система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты.

Выделяются два уровня регуляции памяти:

неспецифический (общемозговой) - сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору. По современным представлениям, этот уровень регуляции участвует вобеспечении практически всех видов памяти;

модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем; обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон коры. При их нарушении возникают специфические изменения мнестических процессов, имеющие избирательный характер.

Система регуляции памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функцианирования всех ее звеньев. Память следует понимать как системное свойство всего мозга и даже целого организма. Поэтому уровень, на котором   возможно понимание памяти, - это уровень живой системы в целом. Использованные источники: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 88-91.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.006 с.)