Развитие второй сигнальной системы у ребенка протекает в тесной связи с первой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие второй сигнальной системы у ребенка протекает в тесной связи с первой.



В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития, совместной деятельности двух сигнальных систем.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются лишь на уровне первой сигнальной системы, то есть непосредственный раздра­житель вступает в связь с непосредственными вегетативными и сомати­ческими реакциями. По терминологии А.Г. Иванова-Смоленского, это связи типа Н-Н: "непосредственный раздражитель - непосредственная ре­акция".

Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими ре­акциями. Добавляются условные связи типа С-Н: "словесный раздражи­тель- непосредственная реакция".

К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает под­ражать речи взрослого так, как это делают приматы, при помощи от­дельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собствен­ное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от полутора до двух лет часто одним словом обозначает­ся не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, свя­занные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначаю­щих предметы, действия, чувства. Прибавляется новый тип связей Н-С: "непосредственный раздражитель - словесная реакция".

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500 - 700 слов. Словесные реакции вызываются не только не­посредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С-С: "словесный раздражитель - словесная реакция".

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ре­бенка в возрасте двух - трех лет усложняется интегративная деятель­ность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте трех - четырех лет вырабатываются различные двигательные стереотипы.

Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи,1 Обратные связи возникают позже, и силовые отношения между ними выравниваются к пяти - шести годам жизни.

Использованные источники:

Данилова Н.Н., Крулова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности С. 424 - 427.

 

Вопрос 82. Речевые функции полушарий

1. Речевые зоны коры

2. Особенности речевых функций полушарий

3. Типы высшей нервной деятельности

1. Понимание словесных раздражителей и осуществление словесных реак­ций связано с функцией доминирующего, речевого полушария.

Клинические данные, полученные при изучении поражений мозга, а также результаты электрической стимуляции структур мозга во время операций на мозге, позволили выявить те критические структуры коры, которые важны для способности говорить и понимать речь.

Согласно взглядам А.Р. Лурии выделяются две группы структур мозга с различными функциями в отношении речевой деятельности. Их пора^ жение вызывает две категории афазий:

синтагматические - связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отде­лов левого полушария;

парадигматические - возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, ар­тикуляционного, семантического и т. д.).

К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой нарушается собственная речь больного, а пониманий чужой речи в основном сохраняется.

Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывания,; переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).

Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он рас­положен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слуха, появляются зат­руднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия).

Новые данные о речевых функциях полушарий были получены в опытах Р. Сперри на больных "с расщепленным мозгом". После рассечения свя­зей двух полушарий (комиссур) у таких больных каждое полушарие фун­кционирует самостоятельно, получая информацию только справа или слева.

Различие между левым и правым полушариями можно изучать и у здо­ровых людей. Для этого может быть использован метод Джун Вада - метод "наркоза полушарий". Он был создан в клинике для выявления речевого полушария.

Использование методик, которые позволяют избирательно подавать информацию только в одно полушарие, дало возможность исследовате­лям продемонстрировать значительные различия в способностях двух полушарий:

левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно -база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает рече­вую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-ви­димому, последовательным образом;

правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обра­щении с пространственными сигналами, за структурно-пространствен­ные преобразования, способность к зрительному и тактильному рас­познаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. С правым полушарием связаны музыкальные способности.

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

Исследование функциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими по­лушариями и доминантность левого формируется позже.

Еще очень мало известно о причинах, которые привели к специализа­ции полушарий. Наиболее интересным и обоснованным является объяс­нение этого процесса Дорин Кимурой и ее коллегами. Исходя из того, что речевая функция левого полушария связана с движениями ведущей правой руки, она предполагает, что специализация левого полушария для речи является следствием не столько асимметричного развития сим­волических функций, сколько развития определенных двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двига­тельной активности.

Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия менее выражены. Согласно моторной теории восприятия главным компонентом распознавания речевых звуков явля­ются кинестезические сигналы, возникающие от мышц речевого аппа­рата при восприятии речевых сигналов. В этом особая роль принадлежит моторным системам левого полушария.

Функциональная асимметрия мозга обнаружена не у всех людей. При­мерно у одной трети она не выражена, то есть полушария не имеют четкой функциональной специализации.

Между специализированными полушариями существуют отношения вза­имного торможения. Это видно по усилению соответствующих функций у однополушарного человека по сравнению с нормальным. 3. Соотношение активности двух полушарий может быть очень различным. На этом основании И.П. Павловым были выделены специфически человеческие типы высшей нервной деятельности:

• художественный;

• мыслительный;

• средний.

По мнению Р. Орнстейна, принятая система образования строится исключительно на развитии способностей левого полушария, то есть языкового и логического мышления, а функции правого полушария спе­циально не развиваются. Невербальному интеллекту не уделяется должного внимания.

Использованные источники:

Данилова Н.Н., Крупова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. \ С. 432 - 440.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.01 с.)