Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегральная индивидуальность и ее структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Для экспериментальной проверки развиваемых представлений о свойствах нервной системы и их психологических проявлениях В.Д. Небылицын провел исследование физиологических основ интеллектуальной и психомоторной активности (в сотрудничестве с А.И. Крупновым и В.Д Мозговым). Параметры интеллектуальной и психомоторной активности оценивали при помощи простых экспериментальных показателей, которые характеризовали: • индивидуальный темп действий; • склонность индивида к разнообразию действий; • потребность индивида в напряженной деятельности. Было обнаружено, что все параметры активности (как интеллектуальной, так и психомоторной) коррелировали преимущественно с ЭЭГ - индикатарами активации в передних областях головного мозга. Основываясь на идеях В.Д. Небылицына и П.К. Анохина, В.М. Русалов предложил концепцию трехуровневой структуры свойств нервной системы: • уровень нейронов; • уровень комплексов структур мозга; • уровень свойств целого мозга, отражающих функциональные параметры интеграции нервных процессов в целом мозге. Первые два уровня предложены Небылицыным, третий ввел Русалов (1979). Он отмечал, что этот уровень является наиболее важным для анализа физиологических основ индивидуальных различий в формально-динамических параметрах поведения (включая особенности темперамента и общих способностей). А. И. Крупновым и В.Д. Мозговым были проанализированы разные уровни активности (интеллектуальной и психомоторной) изолированно друг от друга. Активность рассматривалась упрощенно как синдром ряда индексов и оценивалась суммарно по совокупности характеристик скорости, разнообразию и напряженности совершаемых действий. М.В. Бодунов высказал предположение об относительной независимости основных динамических аспектов данного параметра, обусловленной его многомерной природой. Количественно оценивались при помощи специальных экспериментальных процедур в психомоторной и интеллектуальной сферах индивидуально устойчивые особенности трех главных аспектов активности'. • индивидуальный темп; • склонность к напряженной деятельности; • тенденция к разнообразию действий. Были выявлены следующие факторы динамической стороны интеллектуальной активности:
• скоростной, лежащий в основе индивидуального темпа умственной деятельности; • эргический (от греческого эргон - работа), характеризующий склонность к напряженной деятельности; • вариационный, проявляющийся в тенденции к разнообразию и новизне. В психомоторной активности было выделено два фактора: • скоростной; • эргический. Общие факторы ЭЭГ отражают существенные параметры интегративной деятельности мозга, которые оказывают влияние на особенности проявления активности как важнейшей характеристики индивидуальности. Исследование активности получило дальнейшее развитие в работах А.И. Крупнова и его коллег. Крупнов был первым среди отечественных дифференциальных психофизиологов, кто включил в анализ коммуникативный аспект активности (наряду с интеллектуальным и психомоторным аспектами). Используя специально разработанную программу наблюдения за социальным поведением испытуемого, Крупнов смог оценить, проявления коммуникативной активности по следующим показателям;) • потребность в социальных контактах; • коммуникативная инициатива; • устойчивость социальных контактов и количества партнеров в социаль-3 ном поведении. Было обнаружено, что все индексы (кроме устойчивости социальных контактов) коррелировали друг с другом. Крупнов высказал предположение, согласно которому устойчивость общения (стабильность социальных контактов) более тесно связана содержательным аспектом активности, чем с ее динамическим аспектом. Он использовал методы оценки особенностей эмоциональности, которые позволяли оценивать проявление трех основных эмоций: • гнева; • радости; • страха. Наибольшее количество значимых корреляций было обнаружено, с одной стороны, между параметрами активности в разных сферах, а с другой - между параметрами интенсивности эмоции радости. Преобладание эмоции страха коррелировало отрицательно с индикаторами коммуникативной активности и положительно - с вариабельностью психомоторных и интеллектуальных операций. Схожие результаты были получены в случае эмоции гнева. В целом результаты продемонстрировали существование тесных и довольно сложных взаимоотношений между формальными характеристиками паттерна основных эмоций и проявлениями активности как свойства темперамента.
2. Подобно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну, B.C. Мерлин рассматривал темперамент как структуру, относящуюся к формально-динамическому аспекту индивидуального поведения, относительно независимому от его содержательного аспекта. Основываясь на принципах системного анализа, Мерлин различал следующие уровни в структуре индивидуальности: • первый - биохимический; • второй - соматический; • третий - нейродинамический (свойства нервной системы); • четвертый - психодинамический (темперамент); • пятый - свойства личности; • шестой - социальные роли. В структуре темперамента Мерлин различал следующие ортогональные измерения: • экстраверсию; • психодинамическую тревожность; • реактивность; • импульсивность; • активность; • эмоциональную устойчивость; • эмоциональную возбудимость; • ригидность. Мерлин и его коллеги разработали серию экспериментальных процедур для оценивания этих характеристик темперамента. Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 368 - 373.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.01 с.) |