Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На пути к теории нейроэволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1, На молекулярном уровне специфичность каждой из клеток организма создается составом белков, из которых она построена и которые обеспечивают ее функции. Эти белки синтезируются за счет активности генов в составе ДНК, содержащейся в ядре клетки, - в геноме организма. Синтез белка посредством считывания информации с гена в виде молекулы матричной РНК (мРНК) и ее трансляции в белковую молекулу называется экспрессией гена. В каждой клетке экспрессируются далеко не все гены, а только определенная их часть, которая и определяет молекулярную специфику ее композиции и функций. Обычно для построения того или иного органа достаточно экспрессии в его клетках лишь нескольких процентов от общего числа генов в геноме. Продукты многих мозгоспецифических генов подвержены альтернативному сплайсингу - экспрессия гена в разных клетках может давать различные белки за счет использования разной комбинации функциональных блоков одного и того же гена. У человека как минимум каждый второй ген связан с обеспечением той или иной функции нервной системы. Одно из важных открытий молекулярной генетики последних лет состоит в том, что не все гены организма, по-видимому, имели одинаковое значение в механизмах эволюции. Наиболее существенную роль в эволюции органов, в том числе и нервной системы, вероятно, играли те же самые гены, которые контролируют и критические стороны развития этих структур, - так называемые "селекторные" гены (в терминах разделения генов на "селекторные", регулирующие развитие, и "реализаторные", которые в конечном счете обеспечивают построение структур). Часто эти гены кодируют транскрипционные факторы - белки, регулирующие экспрессию других генов. Новые данные молекулярной генетики дают основание считать, что граница между развитием нервной системы и научением в действительности гораздо менее отчетлива, чем это считалось ранее: на молекулярном уровне научение выступает как продолжающийся процесс развития. 1. Для решения проблемы нейроэволюции требуется единая теория, которая бы связывала: • эмбриологию, • морфологию, • физиологию; • психологию. В эволюции мозга, как и других органов тела, критическую роль играли регуляторные гены, определяющие процессы эмбрионального развития. По-видимому, к таким генам относятся прежде всего гены различных транскрипционных факторов и морфорегуляторных молекул. Но в отличие от других соматических органов в созревшем мозге многие из этих генов вновь активируются - в ситуациях новизны и научения. Вследствие этой реактивации нейроны фиксируют свое участие во вновь образующихся функциональных системах за счет долговременного изменения своих синаптических связей. В результате в нервной системе морфогенез по сути никогда не прекращается.
Таким образом, в отношении мозга оказываются тесно связанными на уровне механизмов регуляции экспрессии генов две фазы эволюционного цикла: • созревание (первичный системогенез) и • адаптивные модификации (вторичный системогенез) функциональных систем, обеспечивающих дифференциальное выживание. Такое сходство естественно заставляет думать об интенсивных эволюционных взаимодействиях и переходах между двумя этими доменами. Есть основания полагать, что именно на путях исследования этих взаимодействий может быть получен ответ на один из наиболее сложных и захватывающих вопросов современной науки: как в ходе филогенеза мозг стал органом, определяющим эволюцию генома? В решении этого вопроса критическую роль играет то, что на стадии вторичного системогенеза экспрессия генов в мозге оказывается под контролем системных когнитивных процессов, эффективность которых постоянно оценивается естественным отбором. Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 408 - 427. Шизофрения 1.Краткая характеристика заболевания 2. Особенности мозговых структур и их функций при шизофрении Наиболее существенный признак шизофрении - группа нарушении психики, проявляющихся в расстройствах восприятия, мышления, эмоций, поведения и "расщеплении психики". Название заболевания происходит от греческого "расщепление". Существует целый ряд теорий шизофрении, но ни одна из них не может полностью объяснить все проявления этого заболевания, так как этиология шизофрении остается неизвестной. В настоящее время адекватным является синдромальный подход к изучению психофизиологии шизофрении, в соответствии с которым больные могут быть разделены на группы по преобладанию позитивных или негативных симптомов: к позитивным симптомам относятся бред и галлюцинации, которые иногда определяют как синдром "нереальности", а также тревожность и повышенная эмоциональная напряженность, которые можно выделить как "активный синдром"; к негативным симптомам относятся эмоциональное уплощение, социальная изоляция и обеднение, или "дефект" личности. Больные первой группы, характеризующиеся острой симптоматикой, имеют более сохранную психику и лучший прогноз, чем больные второй группы. Больные с быстро развивающимся дефектом личности хуже поддаются терапии и имеют неблагоприятный прогноз. Шизофрения - заболевание, которое связано в основном не с поражением определенных структур мозга, а с нарушением взаимоотношений между структурами, с их функциональной дезинтеграцией. Наибольшие изменения при шизофрении наблюдаются со стороны лобных и височных областей коры, зрительного бугра, миндалины, гиппокампа; имеют также место увеличение объема желудочков мозга и уменьшение мозолистого тела. Изменения объема зрительного бугра указывают на нарушения сенсорно-перцептивных процессов, которые и выявляются при исследовании ВП мозга. У больных шизофренией было обнаружено снижение амплитуды поздних компонентов соматосенсорного ВП. За последнее десятилетие выявлены также изменения и более ранних компонентов ВП, которые рассматриваются как нарушение при шизофрении "фильтрации" сенсорного входа. Выявлено нарушение уровня активации различных областей коры головного мозга при шизофрении: понижение активации левого полушария по
сравнению с правым и разный уровень активации лобных областей правого и левого полушарий. При помощи нейропсихологических тестов было обнаружено, что больные с позитивными симптомами лучше, чем здоровые, выполняли тесты на вербальную, а больные с негативными - на невербальную (пространственную) кратковременную память. Отсюда был сделан вывод, что у первых более высокий уровень активации височно-гиппокампальных областей левого полушария, а у вторых -правого. В дальнейшем асимметрия межполушарной активации при шизофрении получила подтверждение методами визуализации живого мозга. Самые интересные данные о характере взаимосвязей на высокочастотном бета-ритме получены с помощью метода определения наиболее типичных для каждой группы связей; в норме наиболее типичными оказались связи на частоте приблизительно 40 Гц. При выполнении когнитивного задания количество межполушарных связей у здоровых людей увеличивается до 8. У больных шизофренией с негативной симптоматикой на частоте около 40 Гц имеется только три связи, возникающие в правом полушарии. У больных с позитивной симптоматикой межполушарные связи отсутствуют. Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 431 - 437. Вопрос 99. Депрессия
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.01 с.) |